|
Первый раз в первый класс.Автор статьи: Антонова Екатерина Андреевна
Процесс адаптации ребенка к школе, сложный и сложнее всего в нем самому ребенку. Далее мне бы хотелось привести то, с чем ребенку приходится справляться. Важно отметить, что он сталкивается с этим впервые и совершенно не знает, чего ожидать Мне бы хотелось выделить несколько сложностей, с которыми сталкивается первоклассник и самое важное- варианты помощи ему в этом. Первое что приходится преодолеть, это смена деятельности с игровой на учебную. К возрасту 6-7 лет у ребенка естественным образом начинается расширение познавательной активности. Ему становится мало, просто через игру узнавать мир, у многих детей появляется интерес к чему-то неординарному, начинаются расспросы про динозавров, планеты, и прочие разности, которые до этого момента, вроде бы и не интересовали малыша. Он растет, и его познавательная потребность тоже растет. В этом возрасте и увеличивается поток информации, скорость ее освоения и способы получения, появляются личные книги, учебники и дисциплина в получении знаний. Сложность же заключается в том, что ребенок стремится сохранить свое игровое поле, он бессознательно все ещё желает играть там, где уже нужно работать. Чем же можно помочь? Набраться терпения, спокойно, но настойчиво приучать ребенка к учебной деятельности. Поначалу напоминать собрать портфель, сесть с ним рядом и делать уроки, помогать выдерживать монотонные занятия. Через терпение и поддержку можно добиться куда больших результатов. Сила и нажим лишь увеличат сопротивление ребенка. В его представление всё выглядит так: я стараюсь, мама и папа поддерживают, значит я буду стараться еще или я стараюсь, меня ругают, значит я вообще перестану это делать. Хитрость заключается в том, что на словах, родитель абсолютно поддерживает ребенка, (Молодец, у тебя все получится, попробуй еще, давай посмотрим иначе, а если вот так, и т.д.), а на деле, ребенок делает все сам. Родитель говорит, но бездействует. В таком варианте есть поддержка, понимание и есть труд ребёнка. Если все наоборот, соответственно ребенок ничего не делает и получает за это злость и раздражение родителя. Следующим пунктом важно отметить ожидания родителей от ребенка. Этот пункт как раз является тем, что соединяет все звенья системы адаптации к школе. Ребенку в том числе приходится справляться с ожиданиями родителей, которые довольно часто не хотят видеть личности ребенка, а видят собственные представления о нем. Данный процесс протекает неосознанно и родитель абсолютно уверен в том. Что он же желает лучшего для своего чада. Ну ведь он так и вырос. Забывая о том, что его чадо — это другая личность, живущая с другими интересами и совершенно в отличное от него время. В ребенке формируется иная личность и она должна бороться за выживание. Отсутствие ожиданий, так же негативно влияет на ребенка. В нем н формируется целеустремлённость и внутренняя дисцелпина. В этом случае можно порекомендовать давать возможность ребенку самостоятельно выбирать, как и что он будет делать, какими предметами увлекаться, на какие кружки ходить. Но при этом требовательно относится к дисциплине выполнения, формируя силу воли и мотивацию к достижению. Тогда получится, что ребенок занимается чем он хочет, но с приложением усилий и преодолением сложностей. Еще одним пунктом в этом списке, для меня это личность педагога, как иного взрослого. С его требованиями, пожеланием и способом контакта. Здесь так же можно выделить несколько аспектов Первое, это тот факт. Что ребенок привык к родителям, как единственным взрослым, знает что он любимый у них и как ими манипулировать, а тут вдруг он один из многих, ничем не выделяется. Он хороший и все хорошие. Этот факт вызывает саботаж учебного процесса, усиление конкуренции за внимание учителя, агрессию у ребенка. Очень важно отмечать такие моменты в поведении учеников, и не ставить ему ярлык хулигана, а понимать. Что с ребенком что-то происходит, с ним нужно разговаривать и конечно разговаривать с родителями, при необходимости отправлять к специалистам. Второй пункт, это требования педагога, его критика и ограничения могут восприниматься чувствительными детками очень остро. Они могут реагировать на эти общие замечания очень личностно, с обострением чувства вины, стараться тут же все исправить, без конца плакать, замыкаться в себе. Это в том числе является тревожным звоночком. И в домашних условиях возможно и не уловимо, так как ребенок не сталкивается с критикой или привык к ней от родителей, а получая еще и от учителя. Резко реагирует. Такому ребенку в том числе можно уделить чуть больше внимания, и направить семью к психологу. Далее у ребенка появляется конкурентоспособный коллектив учеников. Дома или в детском саду все любимые и все малыши, больших требований не выставляется никому, в школе другое дело. По мимо ожиданий родителей, требований школьного процесса. Ребёнок должен учится выдерживать еще и конкуренцию со сверстниками, причем не только исключительно в процессе обучения, но и в общении самого коллектива однокласников. Ребенок, сталкивается с оценкой его знаний, умений, с неформальной оценкой его поведения. С кем-то дружат больше, с кем-то меньше, кто-то быстрее запоминает и учится лучше. Очень многое зависит от личности самого ребенка, есть дети, направленные на внешний мир, более контактны, память и мышление у них настроены на скорость, есть дети, направленные на внутренний мир такие «маленькие философы». Они меньше выходят на контакт, медленнее, но более глубоко перерабатывают информацию. И тот и другой вариант не может быть хорошим или плохим, это личностные особенности, сохраняемые на всю жизнь. И надо отметить, что конечно, они корректируется, но в корне не изменятся в течении жизни. Задачей педагога будет увидеть данную особенность у ребенка и учитывая ее взаимодействовать с ним. Кто-то стихи волшебно читает, кто-то примеры решает. Выделяя сильные стороны каждого ученика и говоря об уникальности каждого, можно снижать остроту восприятия и проявления конкуренции. Можно на примере организма человека, взаимодействия его органов, их уникальных задач, но при этом слаженной работы, показать детям, то как важно быть уникальным и быть в коллективе.Естесвенно данная цель достигается не через одни разговор.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|