Плохие люди, или Черно-белый мир

На написание статьи меня натолкнули ряд консультаций, на которых возникала тема хорошего и плохого, доброго и злого. Так или иначе, тема борьбы добра и зла пронизывает нашу жизнь, является одним из главных сюжетов книг, фильмов. Есть люди плохие, есть хорошие, но так ли это на самом деле? Давайте разберемся с точки зрения психолога.

Воспитание детей тесно связано с категориями добра и зла, именно так дети познают мир. Поэтому поначалу очень важно, чтобы малыши разделяли эти понятия. Но, вырастая, школьники, подростки, юноши и взрослые порой продолжают относиться к миру сквозь призму хорошего-плохого. С одной стороны, этот подход универсален, позволяет определять добро и зло, выстраивая свое отношение к чему-либо. А с другой, что очень важно – такой однобокий подход ограничивает кругозор и широту восприятия.

Сейчас объясню, почему. Как обычно, приведу пример из практики. Ко мне обратилась мама ребенка-пятиклассника, у которого возник конфликт в школе с одноклассниками. То есть, произошла стычка между ребятами, в ходе которой мальчика, которого привели на ко мне, закрыли в классе и не давали выйти, когда он хотел рассказать учителю о возникшей ситуации. После этой истории у ребенка сформировалось убеждение, что дети плохие, а вслед за этим пошли проблемы в отношениях с другими детьми. Сложность работы состояла в том, что именно мама поддерживала эту идею о плохих детях, что еще больше отдаляло мальчика от других ребят.

Второй случай, когда мама пришла с ребенком по вопросу сложности с учителем. Ребенок совершил провинность, учитель строго отчитала его перед всем классом. После рассказа мальчика о ситуации, мама хотела поддержать его и высказалась – учитель злой (то есть = плохой). Конечно же, ребенок сразу зацепился за эту идею, в итоге – нежелание ходить в школу и учиться.

Что общего в этих ситуациях? Что есть полярность мира – хорошее-плохое, черное-белое. Аналогичные ситуации возникают и у взрослых. Например, частенько слышу – «Он не так на меня посмотрел, наверное, подумал о чем-то плохом», «Ко мне плохо относятся коллеги», «Она плохой человек» и т.п. Однако какую информацию мы получаем из всех этих высказываний? Лично для меня, как для психолога эти слова о хорошем и плохом не совсем понятны. Что значит – подумал плохо? Разозлился? Разочаровался? Позавидовал? Что-то заметил? Или что значит – плохо относятся? Критикуют? Не общаются? Унижают? Не здороваются? То есть, слово «плохо», как и «хорошо» мало, что описывают.

В работе я очень часто говорю о том, что имея в голове черно-белую схему, люди очень многого себя лишают. Ведь, мир состоит из множества красок, тонов и полутонов. Представьте, что каждый из поступков, который раньше вы бы оценили в категориях «плохо-хорошо», содержит в себе намного больше вариантов. Вешая на людей и события ярлыки, мы слишком сужаем свое восприятие, упуская из виду многообразие жизни.

Плохие люди или Черно белый мир

Как это применимо на практике? В ситуации с ребенком, у которого возникли конфликты с детьми, очень важно было с ним проговорить, что дети не плохие, они себя повели не самым лучшим образом, они испугались, что ребенок про них расскажет, но не смогли соразмерить свои действия. Эта ситуация также показала, что нужно помочь этому ребенку справляться с данными ситуациями, научиться реагировать соответствующим образом, уметь постоять за себя. Вторая история дает возможность обсудить с ребенком, что такое поведение учителя могло быть связано с тем, что так она поддерживает дисциплину, что она строгая, но не плохая. Ситуация с тем, что кто-то не так посмотрел и что-то подумал, дает возможность для внутреннего самоанализа – Что со мной такое происходит, что я воспринимаю негативно других людей и самого себя? В случае с коллегами подумать про свое поведение и причины сложностей с коллегами, ведь, порой так кроются интересные вещи.

Я считаю, что подобный подход очень облегчает жизнь, уходя от узости категорий «плохо» и «хорошо», вы открываете себе столько новых вариантов отношения к жизни, себе, другим людям. Попробуйте! А при необходимости обращайтесь за консультацией, я помогу!



Просмотров: 538
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему ребенок может плохо себя вести и плохо учиться? Клинический взгляд
  • Магическое мышление очень взрослой женщины - хорошо или плохо? Опрос
  • Быстро ешь, кому сказал?! или мой ребенок очень плохо кушает!
  • Когда очень плохо…
  • «Очень важно беречь себя, сберегая других»
  • Прочти это, когда будет очень плохо...
  • Строить иллюзии и формировать ожидания - это плохо или хорошо, и что такое плохо, что такое хорошо?
  • Я хочу, чтобы мне было плохо, для меня это хорошо.
  • 4 причины, по которым ребенок плохо ведет себя в школе
  • У вас есть очень плохое качество - собственное мнение!
  • Почему дети плохо относятся к родителям
  • "У меня все есть, но почему мне так плохо?"
  • Ребенок, который ведет себя плохо
  • Как не кормить других собою: когда тебе всегда плохо, а им/ему от этого хорошо
  • У меня есть я, хорошо быть мной!
  • Уверенное поведение, и почему это не плохо, а хорошо
  • Винникотт: случай мальчика, который плохо говорил и учился
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Почему дети ведут себя плохо
  • Почему дети ведут себя плохо
  • Почему дети ведут себя плохо?
  • Почему дети ведут себя плохо?
  • Если вам плохо в отношениях, но вы все равно не уходите - значит не так уж вам и плохо
  • Ребенок плохо себя ведет: причины и способы справиться
  • Почему мой ребенок плохо себя ведет?
  • Почему ребенок плохо себя ведет?
  • Пусть любят меня такой, какая есть, ведь я уже не смогу стать другой
  • Ребенок спит с родителями хорошо это или плохо?
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.
  • Жалость к себе – это хорошо или плохо?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь