Винникотт: случай мальчика, который плохо говорил и учился

Автор статьи: Александр Орлов

Винникотт случай мальчика который плохо говорил и учился

Дональд Вудс Винникотт известен не только как психотерапевт и ученый, но и благодаря изобретенному им проективному методу рисования "каракулей". Он с большим успехом использовал его в диагностике и психотерапии детей и взрослых в самых разных ситуациях и случаях. Вот один из них:
Этот материал еще не был представлен на русском языке. Это мой перевод с английского языка.

«Боб» - 6 лет

Первый раз я увидел Боба с его отцом и матерью. Я знал, что в этой семье были 6-летний Боб, его 5-летний брат и еще один годовалый брат. У них была еще и 15-летняя удочеренная девочка. Отец Боба работал на фабрике. В доме было три спальни, которых было недостаточно. Боб и брат спали вместе, часто в одной кровати.

Боб говорил короткими словами, многие из них было тяжело понять. Однако общался он свободно. Он вошел в возбужденном состоянии и занял место на одном из маленьких стульев, готовый ко всему, что могло случиться. Можно было бы сказать, что он был полон какой-то смутной надежды.

В этот момент родители вышли в комнату ожидания, и мы с Бобом остались наедине в моем кабинете на сорок пять минут.

Интервью с Бобом

Боб легко знакомился. Он ожидал к себе хорошего отношения.

Я положил бумагу и карандаши и предложил поиграть в игру, а затем показал, что я имею в виду. Он говорил в возбужденной манере и заикался в слове «удар» (у…у…у…удар). Это было, когда он говорил о первом рисунке.

(1) Я нарисовал каракулю для него. Он знал, что хочет с ней сделать: он аккуратно закрасил ее и назвал быком. Мне понадобилось время, чтобы понять, что бык (bull) это мяч (ball), но он помог мне, рассказав длинную историю о накачивании (pumping) (? или подбрасывании (bumping)) вверх и вниз, и ударах. Я заметил про себя его мальчишескую способность описывать объект целиком, а еще я начал сомневаться, что диагноз, который у него предполагался (врожденный дефект), был верен.

Теперь я предложил ему сделать каракулю, чтобы я превратил ее во что-нибудь, но то ли он не понял меня, то ли он не хотел рисовать каракулю. Он сказал: «Можно я нарисую машину?»

(2) Это его рисунок машины.

(3) Я предложил ему каракулю, и он выглядел озадаченным. Он сказал, что это рука, но добавил: «Это так тяжело», выражая свое нежелание играть в эту игру.

(4) Он захотел нарисовать солнце.

Таким было завершение очень осторожной первой фазы, в которой он выразил ту часть самого себя, которая старается подчиняться и соответствовать, но при этом не проявляется ни чувствами, ни импульсами.

Вторая фаза началась с

(5) Его версии каракули. Это был рисунок, состоящий из волнистых линий, и это мог быть человек или призрак. Я добавил луну.

Была моя очередь, и я нарисовал

(6) каракулю. Он дорисовал глаза и назвал это Шалтаем-Болтаем.

Тема Шалтая-Болтая сосредоточила меня на идее дезинтеграции, связанной с недостаточной опорой на Эго. На этом этапе у меня не было идеи, что означают дорисованные им глаза, но в кульминационном рисунке (№26) тема Шалтая-Болтая и глаз приобрела смысл.

Следует заметить, что в этом случае я не делал интерпретаций, как обычно, а ждал, пока существенные особенности коммуникации ребенка проявят себя. Когда я говорю об этих существенных особенностях, то имею в виду не количество разговоров, а достижения ребенка.

(7) Боб сделал новую характерную каракулю из волнистых линий; он тут же увидел то, во что ему захотел ее превратить и превратил в змею, «опасную, потому что кусается».

Это был рисунок Боба, основанный на его же каракуле, и он очень отличался от объектно воспринимаемых рисунков машины и солнца (№2 и №4). Собственное рисование доставило ему удовольствие.

В этот момент он заинтересовался номерами, которые я ставил на рисунках, и он называл мне все номера в последующем рисовании.

(8) Моя каракуля, о которой он сказал, что это волосы. Затем он сказал, что это «снол» (слон) с большим ртом. Он добавил глаза. (Снова глаза!)

Я не буду пытаться воспроизвести искажения его речи, из которых мне было очень трудно понять, что он говорил. Все это станет понятнее в самом конце.

(9) Это была его каракуля, выполненная в той же технике волнистых линий. Он сказал, что это «перекресток», «головоломное место». Я думаю, что он имел в виду лабиринт, но он не использовал это слово. Это место было ужасным, он гулял там со своим отцом. Ускоренной речью он рассказал историю о посещении лабиринта. Он был встревожен, пока вспоминал об этом.

Здесь я мысленно отметил идею реакции на недостаток холдинга (поддержки) со стороны близкого окружения. В данном случае это была идея о недостактке со стороны отца, который, судя по всему, не думал, что лабиринт активизирует архаическую тревогу Боба. Я идентифицировал себя с угрожающе спутанным психическим состоянием Боба, его возможной дезориентацией. У меня появилась идея о том, что его заболевание - это детская шизофрения, с тенденцией к спонтанному выздоровлению.

(10) Это была моя каракуля, он посмотрел на нее и обвел всю ее. Он сказал, что это «перекресток, как у меня (mine)».

Может казаться, что это означало «как у него», но в контексте стало ясно, что Боб имел в виду «перекресток как девять (nine)». Он не имел в виду меня (mine). Это иллюстрирует специфическое искажение языка, к которому мне пришлось приспособиться, чтобы иметь возможность понятного взаимодействия с ним. (Я полагаю, что это искажение языка похоже на стекло или плексиглас (или что-то подобное), о котором больные с шизофренией часто сообщают, как о чем-то между ними и реальным миром).

(11) Теперь Боб захотел рисовать. Он нарисовал солнце в своей характерной манере и самолет уже в другой технике (после того, как сделал набросок волнистыми линиями). Боб сказал: «После этого идет 12». Теперь он нумеровал рисунки, и верно использовал слова «он» и «я», которые я добавлял к номерам, чтобы обозначать очередность событий. Он оказался способен понять, что «он» - это он сам, а «я» - это я, то есть смог принять мою точку зрения, идентифицироваться со мной в этой игре.



Обсуждая рисунок №11, я спросил у Боба, летал ли он на самолетах. Он сказал: «Нет, потому что они могут переворачиваться».

В этом я увидел еще одного подтверждение того, что Боб дает мне понять о его опыте ненадежности его окружения в том возрасте, когда он был от него абсолютно зависимым. Я продолжил следовать моей тактике и не делать интерпретаций.

Кажется, я спросил в этот момент: «Ты помнишь что-нибудь о своем рождении?» Он ответил: «Ну, это было давно». Затем он добавил: «Мама показывала мне, где я был малышом». Впоследствии я узнал, что его мать недавно брала его с собой, чтобы показать ему дом, в котором он родился. 

Мы разговаривали об этом и одновременно продолжали рисовать.

Что произошло дальше? И чем все закончилось? Присоединяйтесь к проекту, где мы обсуждаем этот и еще 20 кейсов: Проективный метод "Каракули" Д.В. Винникотта в работе с клиентами, пациентами



Просмотров: 292
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Я хочу, чтобы мне было плохо, для меня это хорошо.
  • Хочу, чтобы все было и ничего за это не было
  • Притупите мои чувства, чтобы меня было удобнее использовать
  • Что я особенно люблю в своей работе.Почему экзистенциальные вопросы, и что я имею в виду говоря об этом?
  • Обязательно ли, чтобы было тяжело и плохо клиенту?
  • Что я должна сделать, чтобы понять, кто я и никогда больше в этом не сомневаться?
  • Дети, которых не было (Дзеці, якіх не было)
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Вот так любовь!! Или "Если б не было несчастья, то и счастья тоже не было бы"
  • Игра - переводчик с детского языка. Играйте с ребенком - в этот момент Вы смотрите на него сердцем.
  • Не ждите от мужчины того, чего у него и не было никогда
  • Когда хочется, чтобы кто-то сказал, что я чувствую
  • У меня не было отца
  • Как я сама была у психолога и почему это было ужасно
  • Опыт регрессии в прошлую по запросу "Хочу понять, что меня держит в этом городе"
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • "У меня было два детства: плохое и хорошее..."
  • Детская ревность или нам и без него было хорошо.
  • «Клиент спрашивает сколько таких запросов у меня было. Я с этим ни разу не работал».
  • Люди хотят, чтобы было по-ихнему. Но по-ихнему не будет, потому что нет такого слова!
  • "я хочу вернуть то, что у меня было"
  • Что делать, чтобы нас слышали и учитывали? И чтобы было взаимопонимание?
  • Муж сказал, что не любит меня больше. Что делать?
  • Хочу, чтобы в моей жизни больше не было проблем. Вы уверены, что и правда этого хотите?
  • Что сделать, чтобы было столько денег, сколько нужно? Или даже чуточку больше
  • Зона психологических открытий. Как сделать так, чтобы было то, чего хочу, и мечта сбылась
  • У меня не было выбора!
  • Какой должна быть жена? Муж требует, чтобы все было по его, моего мнения он не воспринимает



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь