Метод игровой холдинг-терапии глазами практикующего психолога

Автор статьи: Наталия Калмыкова

В течение нескольких лет о методе игровой холдинг-терапии распространяются слухи и прочая негативная информация, которая так пугает и отталкивает некоторых специалистов в области психокоррекции, а также родителей детей с РАС. Безусловно, те записи, которые во множестве представлены в интернете в виде холдинга, являются садизмом и насилием и ничего общего не имеют с реальной игровой холдинг-терапией.

Я подчеркиваю слово «игровой», т.к. именно этот метод предложен и апробирован специалистами Института Коррекционной Педагогики г. Москвы для работы с аутичными детьми. Необходимо также сказать, что, несмотря на кажущуюся с виду простоту холдинг-терапии, она имеет много подводных камней, которые необходимо учитывать специалисту или родителям при проведении холдинг-терапии, чтобы добиться значимого эффекта. Это говорит о том, что данный метод, как и любой другой, нежелательно использовать, не пройдя специального обучения и не получив необходимых знаний о нем и его действии. В том случае, если, например ABA-терапия будет использоваться плохо подготовленным специалистом, она может оказаться неэффективной или причинить существенный вред и ребенку, и воспитывающей его семье.

Итак, давайте начнём с целей холдинг-терапии. Для чего она нужна ребёнку с РАС?

В процессе игровой холдинг-терапии формируется эмоциональная привязанность к маме и папе и близким родственникам именно в той форме, как это происходит у обычного ребенка в младенчестве. Как известно, качество эмоциональной связи в детском возрасте задает тон всей жизни человека. Так что может быть естественнее, когда мама вместе с ребенком может прочитать сказку «Колобок», или спеть песенку, или поиграть в «Козу рогатую» и совместно с ребенком получить удовольствие от этого?

Как проходит игровая холдинг-терапия?

Родители усаживают ребенка на колени к себе, лицом к лицу, чтобы можно было поддерживать с ним контакт глаз. Безусловно, ребенку сначала довольно тяжело бывает длительно находиться так близко в контакте даже с мамой и папой. Это связано с низкой выносливостью и повышенной чувствительностью и ранимостью в контакте, что вызывает в общении дискомфорт у аутичного ребенка. Поэтому, когда контакт становится невыносимым, зачастую ребенок начинает плакать, вырываться, кусаться, щипаться и т.д. Это тот барьер, который необходимо преодолеть на первичном этапе. Он преодолевается постепенно, очень мягко, уговорами и ласками, когда ребенок плачет и хочет уйти, причем у ребенка есть возможность отдохнуть, полежать на ручках у мамы или папы, не глядя им в лицо. Кроме того, ребенок волен свободно переходить с рук мамы к папе и, наоборот, за счет чего тоже снижается дискомфорт и напряжение у ребенка.

Все остальное время занятия посвящено потешкам, пальчиковым играм, играм с лицом, сказкам, стихам и рассказам о ребенке. Такое общение аутичный ребенок недополучает в контакте с родителями в виду своей биологической дефицитарности и невозможности активно взаимодействовать с окружающим миром, но также как и обычный ребенок, он нуждается в ласках, песенках, смешных играх и разделении совместных переживаний с родителями и близкими людьми.

Метод игровой холдинг терапии глазами практикующего психолога

Кроме того, родители неоднократно говорят о полученном удовольствии в минуты близости со своим ребенком во время занятия, когда он начинает смотреть им в глаза, улыбаться, откликается на их предложения поиграть в простенькие игры, или вместе с родителем подпевает, пусть даже сначала одним слогом или словом.

Какие результаты достигаются с помощью игровой холдинг-терапии?

Как показывает практика, когда ребенок преодолевает дискомфорт, он с удовольствием включается в игры, его лицо и мимика оживает, и, что самое главное, он начинает подражать. Подражание, как известно, приводит к развитию речи, что является одной из задач игровой холдинг-терапии. Используя различные приемы, в т.ч. логопедические, пропевая песенки и легкие стишки, родители провоцируют ребенка на повторение звуков и слогов.

Таким образом, мы достигаем следующих результатов: ребенок радуется во время игры с родителями, на руках у родителей он чувствует себя защищенным и в безопасности, у него увеличивается выносливость в контакте, и что, самое главное,  у него просыпается интерес и он начинает самостоятельно инициировать игру с родителями, просить повторить наиболее понравившиеся песенки или потешки, или поиграть в прятки, «ку-ку», повторять слоги и слова и т.д. Именно так формируется здоровая привязанность, которая совсем не имеет ничего общего с ужасами, рассказанными и показанными в интернете.

Конечно, эти занятия не дают моментальный результат, и здесь требуется значительный вклад со стороны родителей,  т.к. занятия дома должны проводиться ежедневно, это не всегда просто и эмоционально затратно. Задача специалиста, в данном случае заключается в том, чтобы направить и поддержать родителей, научить их быть внимательными к ребенку, научить их речевым приемам, правильно подбирать стишки и песенки для развития речи, обращать внимание на звуки ребенка и т.д. Но, тем не менее, усилия и старания родителей окупаются сторицей. Ребенок действительно начинает вести себя более осознанно, у него появляется желание контактировать, он начинает использовать речь в коммуникации.

В заключение приведу цитату с одного личного сайта мамы ребенка с аутизмом:

«Холдинг – это замечательная, очень простая и очень действенная терапия, почему то совсем не распространенная вообще и у нас в стране в особенности. Терапия не требует ничего кроме часа – полутора вашего времени в день и она даст вам многое: бесценное время объятий с вашим ребенком, контакт, уйдут поведенческие проблемы, улучшится речь и имитация, ведь вы будете много играть и много говорить».

Конечно, этот метод не является панацеей и не гарантирует полного выздоровления Вашего ребёнка, но своевременное применение его даёт значительный толчок в развитии аутичного ребенка. Выбирайте то, что будет полезно вашему ребенку. Успехов Вам, терпения и любви в воспитании Вашего ребенка!



Просмотров: 507
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Холдинг-терапия в коррекции раннего детского аутизма
  • Формула избавления от игровой зависимости для Вашего ребенка
  • Терапевтические функции и их прототипы в жизни: холдинг
  • Когда в процессе терапии клиент начинает открываться
  • Психологический холдинг и его целительные возможности.
  • В Контакте с ребенком до 5 лет. Курс для родителей. Вводные занятия
  • Когда ребенок начинает спрашивать про Смерть
  • Ребенок у психолога. Ожидания родителей и возможности семейной терапии.
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Пространство игровой комнаты как психологически безопасная среда для ребенка. Часть 1
  • Пространство игровой комнаты как психологически безопасная среда для ребенка. Часть 2
  • Пространство игровой комнаты как психологически безопасная среда для ребенка. Часть 3
  • Пространство игровой комнаты как психологически безопасная среда для ребенка. Часть 4
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • 15 ПЛЮСОВ ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ для "особенных" детей
  • Как научить ребенка обращаться с деньгами? Часть 3. Когда и как давать ребенку собственные деньги?
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Памятка для ребенка по рационально-эмоционально- поведенческой терапии
  • Будущее вашего ребенка. Ошибка родителей № 3
  • Внимание, опасность I Когда ребенок спасает родителей.
  • Когда ребенок в раннем детстве теряет одного из родителей
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • А в жизни вашего ребенка много ритуалов?
  • В контакте с ребенком. Как устанавливать и поддерживать контакт
  • Психологическое отделение ребенка от родителей: как это сделать и когда уже пора?
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Когда родители не виноваты. Как воспитывать ребенка с отклонениями в психическом развитии.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь