Не далее, как сегодня наткнулась в интернете на статью без авторства в стиле "20 интересных фактов из психологии". Одним из так называемых фактов было утверждение, что между людьми, поющими вместе, возникает сильная эмоциональная связь. Мне показалось интересным поразмышлять с точки зрения обоснования такого утверждения, поиска возможных причиных его возникновения и в принципе раскрытия механизмов установления/возникновения сильной эмоциональной связи между участниками.
В данном рассмотрении я буду исходить из некоторых знаний по физиологии и нейропсихологии, а так же оперировать терминами "слияние" и "проекция", используемыми в гештальт-подходе, психоанализе и пр.
Под "сильной эмоциональной связью между участниками" может иметься ввиду симпатия, т.е. хорошее отношение к человеку с иллюзией переживания одних и тех же или очень схожих чувств по жизни на основе слияния по типу совместной деятельности. Иллюзия 1: мы поём одни и те же песни = между нами много общего, мы близкие люди. Иллюзия 2: мы понимаем друг-друга. Иллюзия 3: есть какое-то "мы".
Любая совместная деятельность, как совместеное бытие, разделённая реальность, объединяет людей, но связь устанавливается при переживании и демонстрации схожих эмоций, отношения к происходящему. То есть, при наличии хотя бы ощущения действительно разделённой, взаимно понятой реальности. Пример: союз оппозиционеров на "общей" ненависти к власти, союз студентов на "общем" возмущении поведением преподавателя, союз любителей поэзии на "общей" любви к творчеству Мандельштама, союз ролевиков на "общей" любви к эльфам. Понятное дело, что у каждого будет своя ненависть, любовь, своё возмущение, однако иллюзия понимания, одинаковости, схожести с другим возникает.
Эмоциональная связь как искра, пробегающая, когда ты видишь на лице другого свои чувства и "узнаёшь" в нём кого-то кажущеся-знакомого, близкого.
Кроме того, общее пение, музицирование в принципе сильно влияет на состояние мозга. Это сродни общей медитации или совместному рисованию. Но факт совместности действия отличает от медитации наличием контакта. Пение дуэтом или хором однозначно будет одним из видов контакта, в котором проявятся основные характеристики другого человека, как то умение слушать кого-то кроме себя, находить общий контекст и гармоничное звучание, созвучие. Собственно, проявиться его моральная дистанция как умение принимать во внимание другого человека.
Музыка приводит мозговые волны к определённому ритму, как правило трансовому (как при молитве, медитации или сосредоточенном творчестве) - эти факты указывали исследователи, как Р. Дэвидсон, А. Лутц, О. Сакс. Так как поющие вместе прослушивают одну и ту же мелодию, их волны условно гармонируют, повышается внушаемость, восприимчивость, снижается критичность - и всё это еще одна возможность успешно "слиться", почувствовать себя "на одной волне".
Однако неграмотно говорить, что именно совместное пение приводит к установлению сильной эмоциональной связи. Оно-то способствует, но так же будет способствовать совместное прослушивание музыки, приятной всем, кто её слушает или любая совместная деятельность, схоже воспринимаемая участниками. И дело тут даже не в атмосфере, точнее, не в ней одной. Атмосфера будет возникать в зависимости от состояния участников, от их настроения, от их отношения к самой деятельности, к её содержанию и к тому, кто разделяет с ними эту деятельность (имеется ввиду то впечатление о человеке, которое присутствует на момент начала деятельности и те ощущения, эмоции которые возникают к нему в процессе - очень упрощённо можно выразить как приязнь или неприязнь, интерес или отторжение). Трансовую совместность придаёт как музыка, так и работа с цветами, например, рисование, вязание, создание мозаики. То есть с тем, с кем рисуешь, тоже устанавливается связь. Предполагаю, что совместное фантазирование так же усиливает эффект слияния и проецирования, давая простор для иллюзии мира, разделённого с кем-то, что спасает человека от экзистенциального одиночества в реальном мире.
Итак, можно выделить основные условия возникновения или не возникновения связи:
- наличие общего контекста (общая деятельность + общее отношение к деятельности и её содержанию)
- качество контакта (моральная дистанция как внимание к другому в контакте, схожие эмоции).
Пример: поют на уроке музыки Маша и Вася дуэтом. Маша в Васю безумно влюблена и получает кайф и от песни, и от того, что она поёт именно с Васей, и от того, как звучат их голоса вместе. Вася думает о проваленной контрольной по математике, песня ему не нравится, но задали выучить и сдать, Маша вообще подвываниями раздражает. Эмоции певцов различаются, один поёт по желанию, другой добровольно-принудительно. Контексты не совпадают. Связи нет.
Другой пример: Ольга и Лена приходят на общий костёр с разными компаниями, они не знают друг друга. Все начинают петь песни, предлагать. Вдруг Ольга предлагает любимую песню Лены, которую мало кто знает, Лена слышит это с удивлением и восторгом - кто-то еще разделяет её любовь к этой песне. Девушки начинают вместе петь, Ольга довольна тем, что её предложение поддержали с энтузиазмом и что Лене так нравится ей, Ольгой, предложенная песня. Обе хорошо знают мотив и, хотя Лена немного спешит, она прислушивается к тому, в каком темпе поёт Ольга и подстраивается под её темп, а Ольга чуть понижает голос, чтобы её тембр был созвучен тембру Лены. Даже если где-то не получается попасть в один темп или звучание, обе девушки замечают, что к каждой из них со стороны другой проявлено внимание, а недочёты прощены. Обе девушки получают от процесса удовольствие, а положительная оценка со стороны слушателей убеждает их в том, что они "спелись". Создан общий контекст и общность деятельности. Возникает интерес к продолжению контакта.
Еще один пример: Иван и Костя не знают друг друга, но оба хорошо помнят одни и те же песни Цоя. На общем костре они, как и в ситуации с Олей и Леной, начинают вместе исполнять песни. Однако Иван больше внимания уделяет тому, как хорошо и правильно поёт он сам, по сути, дуэт или хор ему не нужен, он занят самолюбованием в процессе, и не слышит, что Костя отстаёт, или что не вытягивает некоторые ноты. Если бы Иван прислушался, их пение стало бы более гармоничным, однако в итоге песня звучит криво-косо и Костя чувствует лёгкую досаду (неосознаваемую обиду на то, что участвовал в процессе, где не особо был нужен и его там, собственно, игнорировали). Контекст есть - и петь оба любят, и песни Цоя, и атмосфера у костра хороша, но качество контакта не даёт установиться связи.
Последний пример: Люда и Петя оба любят петь, их отношение к этому процессу заведомо положительное. Но Люда любит медленные романсы, а Петя читает реп. И хотя Пете нравится Люда, особого удовольствия от пения романсов с ней он не получает, тем не менее, Люда видит, как Петя старается, прислушивается к тому, что она поёт, подлаживается под её манеру пения. По отношению к Пете у Люды может возникнуть эмоциональный отклик и связь, но дело тут будет вовсе не в пении, и не в романсах, а в том, как именно Петя себя вёл в этом процессе. Ну и в том, что Люда заметила его усердие и связала это не с его отношением к романсам, а с его отношением уже лично к ней, к Люде.
Обобщая всё вышесказанное, хочу заметить всем склонным к этическим манипуляциям людям аля-Ханума, любителям рецептов по заведению друзей и влюблению других друг в друга или в себя, из числа которых сама не так давно вышла, что одно совместное пение, совместное приготовление пирогов, совместное чтение сказок или написание курсовой да и в принципе любая разделённая деятельность не приведут к возникновению симпатии или установлению сильной эмоциональной связи (позитивной или негативной). Здесь многое зависит от прочих факторов, от совпадения взглядов на процесс и на жизнь (и возможности проявления этих взглядов), от внимательности к соучастнику действия, от изначального отношения к нему и знаний о нём, от переживаемых в процессе эмоций. А упрощённо - от наличия общего контекста и от качества контакта.
Так что "спеться" можно и без пения, а совместный поход в караоке, школьный хор, церковный хор или посиделки у костра ещё не делают из людей закадычных друзей, врагов, пару.
Припеваючи, всегда Ваша, Катя Ковалёнок-Глуховская, обучающийся медицинский психолог, арт- и гештальт-терапевт.