|
Корни завистиАвтор статьи: Щербатых Юрий Викторович
Корни зависти Люди готовы завидовать даже хорошим похоронам. Владислав Гжегорчик Откуда берется зависть
Существует две версии возникновения зависти – врожденная и приобретенная. Согласно первой версии зависть – это некая генетическая программа, наподобие лени. Возможно, что досталась нам от предков и закрепилась в процессе эволюции. Сторонники этой теории считают, что те древние люди, которые завидовали своим соплеменникам, имели больше стимулов для самосовершенствования и соответственно имели больше шансов выжить и передать «гены зависти» своим потомкам. Например, один древний охотник завидовал другому – более удачливому, и старался сделать себе более совершенное копье или лук, потом упорно преследовал добычу и в конце концов победителем приходил в племя. Или женщина завидовала красоте соперницы и старалась ее превзойти – украшала себя, причесывала, старалась приготовить более вкусную пищу или была более ласкова с мужчиной, который ей нравился – и в результате имела от него детей. Теория, в принципе, логичная, но она описывает только конструктивную, так называемую «белую» зависть, и никак не объясняет черное, иссушающее душу чувство, которое мучает человека, но не толкает его к реальному соревнованию с соперником. Поэтому гораздо больше сторонников получила теория «социального научения», которая считает, что зависти человек учится в процессе социальной жизни. Согласно этой точки зрения никакой врожденной склонности к зависти нет. Просто родители в воспитательных целях начинают вслух сравнивать свого ребенка с другими детьми – более успешными, с их точки зрения, в результате чего они невольно и засевают чистую душу ребенка семенами греха зависти. А из этих семян и вырастают потом соответствующие плоды. Например, они могут говорить своему ребенку, что соседский мальчик – более послушный или смелый, или другая девочка – более красивая или больше помогает маме. В результате ребенок начинает сравнивать себя с другими детьми, причем сравнение получается не в его пользу. Возникает недовольство собой – и как следствие – негативное отношение к тому, кого взяли примером – вот вам и первый опыт зависти. Вслед за родителями за обучение основам зависти принимаются окружающие люди. Например, в детском саду воспитательница с восхищением скажет девочке в нарядном платье «Какая ты сегодня у нас красавица – просто принцесса!», что вызовет соответствующую реакцию у других девочек в группе: «А почему у меня нет такого красивого платья?!», «А я чем хуже?», «Почему она лучше меня?!» и т.д. В общем, правы те, кто говорят, что все начинается с детства – с соперничества с братьями, сестрами, сверстниками. Можно назвать это естественной конкуренцией с другими детьми, желанием быть не хуже других или даже лучше. Но если ребенок не получает того, к чему стремится, или ему не дают то, что имеют другие дети, он понемногу начинает ощущать недоброжелательность и зависть к более удачливым сверстникам. Со временем зависть может привести к деформации личности. Человек становится скрытным, тревожным, у него появляется ощущение собственной неполноценности. Хроническая форма зависти напрягает нервную систему и выматывает человека до крайности не только на психологическом, но и на телесном уровне. Можно сказать, что зависть — это проявление незрелости личности. Эта несформированность личности выражается в том, что человек не умеет понять, зачем он пришел в этот мир, не может осознать свои сильные стороны и научиться развивать их. Люди, завидующие другим, не понимает, что в мире все относительно, в том числе - благополучие, которому он завидует. Например, существует версия, что Сальери отравил Моцарта, которому завидовал. Скорее всего, это миф, внедренный в наше сознание Пушкиным, однако, судя по отзывам современников, Сальери все-таки завидовал Моцарту, хотя и убивал его. Но не все знают, что в ту пору именно Моцарт должен был завидовать Сальери – ведь последний был многократней богаче и известней автора «маленькой ночной серенады». Он был очень известным, маститым и богатым композитором, обласканным сильными мира сего. У него брали уроки музыки такие знаменитые позже композиторы как Шуберт, Лист и даже Бетховен. А Моцарт был беден, как церковная мышь, постоянно нуждался в деньгах, у него даже имущества почти не было – один поношенный фрак, да и тот весьма непрезентабельного вида. В письме отцу он жаловался, что одна пола у фрака темно-синяя, другая — коричневая. Но Сальери прекрасно понимал всю разницу их талантов, и, несмотря на богатство и славу, завидовал своему младшему коллеге. Таким образом, здесь мы сталкиваемся с примером зависти по отношении к тому, что не продается и что невозможно получить ни за какие деньги. К таким явлениям относятся красота, талант, удача.
Корни зависти.
У зависти есть много корней. Это сложный коктейль из разных ингредиентов, и для того чтобы понять СВОЮ зависть, и победить ее нужно знать, чем она может быть вызвана. Итак, перечислим главные корни зависти. 1.Равенство В основе зависти может быть стремление к равенству. Человек может осознанно или подсознательно считать, что все люди примерно раны, а значит и должны получать от жизни примерно одинаково. Таких людей особенно возмущает и раздражает, когда успеха достигает кто-то из их ближайшего окружения, тот, кто стоит «на одной иерархической ступеньке». Многие десятилетия Россия жила под лозунгом «Равенство!», в итоге все люди получали примерно одинаковую зарплату, жили в стандартных квартирах, одевались очень похоже. Как только кто-то немного «высовывался», зависть окружающих тут же заставляла его чувствовать неуютно. Соседи бдительно следили друг за другом, и нередко «стучали» на своих успешных знакомых. В мрачные 30-е годы ХХ века люди из зависти писали доносы на знакомых, и те навсегда исчезали в сталинских лагерях. Идеалом того времени стал уравнительный, «казарменный» коммунизм. 2.Справедливость Зависть - это особое чувство справедливости: «Все должно быть по заслугам!» или «Все в этой жизни должно быть честно!». Проблема в том, что понятие «честно» и «справедливо» каждый человек понимает по-своему. Тем не менее, для многих людей очень важно, чтобы богатство и успех приходили именно справедливым путем. Они готовы примириться с те, что человек заработал миллион долларов, напряженно работая несколько лет и во всем себе отказывая, но когда миллионером становится бомж, выигравший в лотерею – это невыносимо! Понаблюдайте за играющими детьми, и вы услышите, что порой кричит ребенок более успешному или ловкому приятелю по играм: «Так нечестно!». Что означает: «Ты получил то, на что рассчитывал я, причем каким-то новым, непонятным мне путем. А я тоже хочу того же!». С возрастом люди, взрастившие свою зависть из этого корня, часто выбирают себе амплуа мучеников. Они страдают от чувства несправедливости, пытаются свалить вину на более успешного. Заставляя других ощущать себя виноватыми, они в своем воображении словно восстанавливают справедливость в мире. 3.Успех и богатство других Некоторые люди могут перетерпеть умеренный успех окружающих, но излишнее (с их точки зрения) богатство – аморально. В этом случае мы имеем деле не столько с завистью, сколько с определенными этическими установками. Ио такие люди и сами внутренне не готовы к богатству, так как в детстве родители глубоко внушили им мысли, что «трудом праведным не построишь палат каменных», и «все значительные состояния заработаны нечестным путем». Поэтому таких людей очень раздражает богатство и успех других людей, особенно, когда они кичатся им. 4. Обида на судьбу. Этот корень зависти прорастает у тех, кто излишне верить во всемогущество судьбы, и слабо верит в собственные силы. Их очень расстраивает осознание того, что другим людям везет больше, чем им. Им кажется , что фортуна по какой-то причине их невзлюбила, а сами они ничего не могут поделать в этой жизни без помощи внешних обстоятельств. Такие люди ставят свечки в храмах, верят в приметы и фэн-шуй, возносят молитвы или занимаются магией – с переменным успехом или совсем без него. Характерная фраза такой зависти: «У нее муж-красавец - везет же людям!». 5.Негативное отношение к другим людям Люди, испытывающую зависть по этой причине, не очень любят людей и не доверяют им. Возможно, что это – итог воспитания, а может быть – следствие каких-то жизненных событий, после которых человек обиделся на весь свет. От ненависти к зависти – один шаг, но такая стратегия не дает выигрыша в жизненной борьбе. Ведь люди прекрасно чувствуют отношение к себе и начинают относиться к завистнику еще хуже. Возникает замкнутый круг, выйти из которого можно только если научишься видеть в людях и хорошие, светлые стороны. 6.Ревность Ревность и зависть - родные сестры. «Это все мое и только мое», – говорит Зависть, – и я не желаю, чтобы это было и у другого». «Я хочу, чтобы только у меня была твоя любовь, чтобы ты принадлежал(а) только мне», – вторит ей ревность, и очень трудно различить их голоса. 7.Заниженная самооценка Люди, у которых зависть произрастает из этого корня, не верят в себя, свои силы и способности. Более того, они по-настоящему не любят и не ценят себя. Другие люди кажутся им более успешными, сильными и удачливыми, хотя объективно это может быть совсем не так. Можно сказать, что зависть таких людей — один из компонентов их комплекса неполноценности. 8.Неумение извлекать пользу из поражений Такие люди не научились правильно относиться к урокам, которые преподает им жизнь. Они с ужасом воспринимают даже малейшие поражения в жизненной борьбе вместо го, чтобы относиться к жизни, как к игре. Их излишне серьезное и ответственное отношение к жизни играет с ними плохую шутку, и они в душе завидуют тем, кто живет легко и непринужденно.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|