|
Диагноз: подводные камни, смысл, функциональный диагнозАвтор статьи: Александр Голов
Бухановский А.О., "Общая психопатология", 2013 Диагностика - важный этап оказания помощи. Её целями являются: оценка текущего положения (статуса), исходя из личной истории конкретного индивида и актуального состояния его здоровья (физического и ментального), выбор вида помощи, постановка реалистичных целей и задач помощи, прогноз (что может произойти в будущем, в каких сферах может произойти, как будет развиваться состояние и т.п.) на основе выявленных паттернов. Какие функции выполняет диагноз? 1. Он помогает справиться с тревогой перед неизвестностью, 2. Даёт ощущение контроля над ситуацией, 3. Защищает. Первый пункт особенно легко прочувствовать на примере психических расстройств. Например, панические атаки: сознание в ужасе пытается интегрировать все стимулы, которые поступают в мозг от различных органов и систем. Их часто принимают за инфаркт, инсульт и тому подобные жизнеугрожающие состояния. Диагноз панического расстройства (пароксизмальная тревога) помогает справиться с приступами паники (хотя бы частично). Психообразование (разъяснение особенностей, патогенеза и т.п.) является первым этапом помощи при панических атаках. В самом начале терапии знание своего диагноза открывает перед человеком огромное информационное поле. Статьи в интернете, рекомендованные методы терапии, тематические форумы и многое-многое другое. Благодаря этому знанию, индивид может осуществлять контроль над происходящим. Например, знание о провокации панических атак гипервентиляцией (избегать дыхательных упражнений, стараться нормализовать дыхание во время приступов паники и т.п.). Как же диагноз защищает? У различных модальностей психотерапии различные показания. В идеале конкретная психотерапевтическая школа должна продемонстрировать свою эффективность для конкретного состояния или расстройства. Например, CBT и IPT доказали свою эффективность при лёгких депрессиях. Более того, эффективность CBT и IPT превышает эффективность медикаментозного лечения лёгких депрессий. Знание диагноза это также информация, необходимая для поиска подходящего вида помощи и специалиста. И вроде бы всё позитивно, если бы не но... Диагноз очень часто способствует упрощению понимания ситуации конкретного индивида. Так например, человек, у которого диагностировали шизофрению, превращается в шизофреника, которого никто не хочет всерьёз слушать, так как "он несёт бред". Диагноз помогает интеллектуализировать и рационализировать различные ситуации. Разъединение эмоций и мыслей не способствуют помощи, а наоборот - способствуют хроническому течению. Например, психотерапевт ведёт пациента с ПРЛ, в ответ на злобу пациента, что терапевт "отсиживает ягодицечасы", "работает работу", что его "интересуют только деньги", может сказать что-то в духе "такое бывает при ПРЛ". Это - интеллектуализация чувств, которая не позволяет быть в контакте с собой, эффективно работать с переносом и контрпереносом, заставляет пациента чувствовать ещё большую дистанцию между ним и психотерапевтом. Диагноз способствует стигме. Отличие от первого пункта в том, что там ситуация предстаёт в очень упрощённом виде, в то время как здесь речь об осуждении или причинении вреда ввиду дезинформации, либо дефицита информации. "Пограничники выносят мозги, таких лучше обходить стороной", "У Вашей жены ПРЛ? Сочувствую Вам..." Диагноз способствует отчуждению. Очень часто индивиды чувствуют, что им не место среди "нормальных". Как найти золотую середину: избежать того вреда, который может причинить диагноз, но дать все остальное, в чём он может быть полезен? На помощь приходит функциональной диагноз в психотерапии. Функциональный диагноз, по сути, это те феномены, которые беспокоят пациента. Например, тоска, чувство покинутости, страх заболеть и т.п. Функциональный диагноз не стигматизируется, он высвечивает и подчёркивает те феномены, которые доставляют дискомфорт. Подумайте сами, что лучше: "У меня ПРЛ" или "Мне очень сложно быть в одиночестве, я всё время боюсь, что меня бросят, иногда я испытываю такую сильную злость, что бываю импульсивен" (NB! вышеперечисленное - примеры; ПРЛ не тождественен одиночеству, страху, что бросят и т.д.; это был частный случай, а не общее). Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|