Диагноз: "интуитивная мама". Прогноз: зависит от осознавания.

Диагноз: "интуитивная мама". 

Прогноз: зависит от осознавания.

       Обратилась мама с трехлетним сыном. Маму беспокоят 3 проблемы:

  • ребенок закатывает истерики
  • ребенок очень привязан к ней
  • ребенок почти не говорит.

 

         Проблема, с которой пришел клиент, обязательно проявится на консультации. Проблема связана с усвоенной моделью поведения, которая устаревает, когда условия меняются. На консультации клиент демонстрирует вам поведение, которое поддерживает его проблему. Задача: сделать явной для клиента его модель поведения. Просто осознать факт.

        Если приходит на консультацию только родитель, то мы чаще слышим описание проблемы. Если приходит родитель с ребенком, мы ещё и видим эту проблему в их  взаимодействии.

 Что происходит на консультации?

       Женщина рассказывает, как проявляются в семье три вышеназванных проблемы.

       А мальчик рассматривает игрушки, которые я ему предложила. Затем он подходит к маме, протягивает игрушку:

-Ма-а-а-а-ма! Ма-а-аа! Ма!

      Женщина ответила ему, взяв игрушку, объяснив, что это за игрушка, какая она, для чего. Затем женщина повернулась ко мне и продолжила описание проблемы.

        Из рассказа выяснилось, что мальчик практически не разговаривает, хотя …ему недавно исполнилось 3 года и у ребенка все нормально   с точки зрения органов речи. Логопед сказал, что это нормально до 3-лет. И женщина до 3-лет была спокойна. И то, что сын почти не разговаривал, перестало её тревожить. Только вот истерики ребенка, когда он оставался с другими родственниками… И ещё, слишком уж ребенок привязан к ней!!!

 

       Клиентка продолжила рассказ, мальчик снова подошел к ней, с нытьём протягивая другую игрушку:

- Ма-а-а-а-ма! Ма-а-аа! Ма!

   Женщина взяла другую игрушку, которую тянул к ней ребенок, и рассказала ему про неё.

   Сын в третий раз подошел, и снова затянул:

- Ма-а-а-а-ма! Ма-а-аа! Ма!

   Она сказала: «Да, ты кушать хочешь. Скоро пойдём».

        Гештальт- терапевт разбирается, как проявляется проблема клиента прямо в кабинете. Ребенок и мама уже так ярко демонстрировали свой способ взаимодействия, поддерживающий проблему, что пришло время сказать об этом.

- Вы осознаёте, что ЗДЕСЬ СЕЙЧАС происходит, что вы делаете?

- Нет.

- А как вы узнаёте, чего хочет ребенок, когда подходит к вам?

- Я его понимаю.

       Так мама поддерживает все три трудности взаимодействия, которые её беспокоят и с которыми она обратилась.

- Вы очень хорошо понимаете, что с ним, вы говорите ему и за него. Если бы я была на месте вашей мамы, я бы тоже не поняла, чего хочет ваш малыш. А он ещё и сердится, если его не понимают. Ваша мама воспринимает это как истерики и отказывается с ним быть. Как вам это откликается?

- Да, откликается,  это, действительно, так.

        Клиентка научилась очень хорошо интуитивно понимать потребности ребенка и сама не заметила, как взяла на себя функцию говорить за ребенка. И у ребенка нет потребности говорить, если мама идеально его понимает. Но это только мама.

Диагноз интуитивная мама Прогноз зависит от осознавания

       А окружающие? Бабушка не имеет времени догадываться, а ребенок не приучен объяснять, что с ним происходит и чего он хочет.

       Если мама продолжает говорить за ребенка, он продолжает не говорить. Первый опыт взаимодействия происходит с мамой, затем этот опыт проецируется на других. Что мама поддерживает в ребенке, когда говорит, что его понимает? Его привязанность или зависимость?

       Далее мы исследовали, что бы делала клиентка, если бы не понимала, чего хочет её малыш. Она бы задавала вопросы: «Что ты хочешь, объясни словами, расскажи». Этими вопросами женщина может поддерживать в ребенке желание быть понятым,   а не желание, чтобы «другой догадался, что со мной».

       И тогда, оставаясь с бабушкой, малыш применит опыт, как быть понятым, да и к маме не будет так патологически привязан. А если сейчас его понимает ТОЛЬКО МАМА, как же не быть к ней так сильно привязанным?

        Речь даёт возможность взаимодействовать с миром. И одна из задач мамы - ввести ребенка в этот мир людей и научить его взаимодействовать с помощью речи, тогда и связи ребенка с миром будут многообразны, бегать за мамой хвостиком отпадет необходимость. Ребенок может сделать ОТКРЫТИЕ, что мир - это не только мама. Мир интересен во взаимодействии и в общении.

       Мамы, вы можете ввести детей в этот интересный мир с помощью речи. Порадуйтесь, когда ваш ребенок учится общаться, задавать вопросы, отвечать, а отвечать – это быть ответственным. И тогда придётся принять ещё тот факт, что вы - не единственный человек, который будет понимать своего ребенка.

        Чтобы разрешить проблему ребенка, придется решиться изменить свою модель взаимодействия с ним. Легко ли справиться с проблемой ребенка маме, если она своими действиями сама и поддерживает эту проблему?  Возникает противоречие: "Я поддерживаю то, от чего хочу избавиться". И это важно осознать. Маме. Поэтому так важно работать не только с ребенком, а  и с мамой.

        Когда мы продолжаем делать то же самое при измененных обстоятельствах, рождается конфликт. Если мы вовремя не остановились, не перестроились, то проблему начинаем видеть уже извне, по реакциям окружающих. Может возникнуть желание бороться с ними, менять их, отказаться от общения   с ними…

       А есть ещё один вариант: вернуться   к себе, т.е.,  увидеть, что делаете вы сами для поддержания проблемы. При этом есть одно условие: не ругайте, не обесценивайте себя, не обвиняйте. Примите этот факт. И спасибо, если вы рискнёте это признать в себе! И это значит, у вас есть выбор: что- то поменять или оставить так, как есть. Это и есть точка, откуда могут начаться изменения. Вы тот, кто выбирает. 

        Ну, а если хотите глубже разобраться со своими стратегиями взаимодействия с ребенком, то, можно дальше поработать с психотерапевтом.  Это тоже ваш выбор.

В статье "Помогите родителю, а ребенку он поможет сам"

я рассказывала о том, как проявляется проблема родителя во взаимодействии  с ребенком.

       Успехов вам!



Просмотров: 586
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делать, если мама не любит ребенка?
  • Что происходит, если женщина раньше времени решила, что этот мужчина и есть её единственный
  • Лайфхаки: как не сорваться на ребенка, если мама на грани?
  • Если мама стала подругой своему ребенку, то кто тогда стал его мамой?
  • Мама не уходи! Как быть, если малыш с трудом отпускает вас.
  • Грудное молоко для взрослого мужчины или о том, как быть, если вы "мама-жена"
  • Материнская любовь. Что происходит, если мама не может любить?
  • Если у ребенка проблемы, то маме необходима поддержка.
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Как выйти замуж, если он не хочет? Как родить ребенка, если он не готов? Как женить его на себе?
  • Если ваша мама вас не понимает и не одобряет.
  • Если женщина "тормозит" движение мужчины вперед, то мужчина решает эту проблему по-своему.
  • Отрывок из книги Ольги Кавер "Хочу ребенка: как быть, когда малыш не торопится?"
  • Что делать, если у ребенка отобрали игрушку?
  • Если ваша мама "нарцисс".
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • Размышления о маме - 4. У мамы тоже была мама.
  • Что делать, если у ребенка на детской площадке отбирают игрушку
  • "Мама, я тебя не люблю" - говорит вам ваш ребенок. Правда ли это?
  • Если с мамой невыносимо общаться. Часть 1. Мама лучше знает
  • "Селёдка, мама и вареники с вишней" или "Мама - тоже человек".
  • Если с мамой невыносимо общаться. Часть 2. Почему мама меня не любит?
  • "Мама, папа, я -счастливая семья!.." - а если все не так?
  • Если вы мама годоваса... Советы по "выживанию".
  • "Мама, ты где?" О важности эмоционального контакта мамы с ребенком до года
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Отец одиночка, как быть если мама ушла
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Если ты хочешь мама, чтобы я стал взрослым – держись от меня подальше…



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь