|
Работа со страхами у детей и взрослых.Автор статьи: Ворошнина Марина Викторовна
Работа со страхами у детей и взрослых. Статья для специалистов. (страхи - как один из способов обхождения детей с агрессивными проявлениями внешнего мира). «Страх- проекция чего-то не «переработанного» внутри, не освоенного, не принятого» (Н.Кедрова). Например: Ребенок любит свою маму и для ребенка мама- это олицетворение доброты, любви и принятия. В какой-то момент ребенок наблюдает свою маму рассерженной, злой, кричащей¸ ругающей - это для ребенка может быть непереносимо, это может быть неприемлемо («мама не может быть такой злой и страшной») и тогда из этого не переработанного, не принятого, не освоенного и даже разрушительного чувства, ребенок решает не присваивать маме образ злобности, а оставляет себе образ матери хорошей, а плохость и злость как проекцию «надевает», проецирует на что-то (например, на привидение, плохого дядьку, милиционера - чем пугают обычно родители, или кого-то под кроватью, волка злого из сказки, бабы яги, дракона, чудовища из мультика, воспитательницы сердитой и пр.) и начинает этого усиленно бояться. По «хорошему», в норме, ребенок должен видеть в матери все стороны ее проявлений и осваивать эмоциональные проявления матери так, чтобы научиться у нее узнавать такие эмоции в себе, осваивать их, присваивать и свободно конструктивно проявлять их. Думаю, что это должно происходить в атмосфере поддержки мамой, мама сопровождает и поддерживает ребенка в освоении им своего эмоционального мира. В нашей культуре это происходит довольно редко. Поэтому дети в основном используют проекции как защитный механизм для защиты от родительского гнева. Сюда добавляется и не принятие детского гнева той же мамой. Гнев запрещен для выражения его во вне их (а остановка проявления чувств и эмоций может привести к формированию саморазрушительного поведения, к психосоматике). Терапевт, психолог, работая со страхами ребенка, помогает ему присваивать эти проекции. Ребенку до 7 лет терапевт предлагает побыть игрушкой, рисунком - тем страшным, чего ребенок боится. Более старшему ребенку можно самому играть роль того, кого он боится. Смысл присвоения проекций - это вернуть себе те силы, те эмоции, те проявления, которые ребенок не смог освоить сам, не мог принять, присвоить самостоятельно. При сопровождении же, поддержке и принятии происходящего психологом/терапевтом в экспериментально созданных условиях, ребенок может это сделать. Присваивая себе то, чего ребенок боится, не принимает в себе и «отдает» своим проекциям (силу, физическое ощущение агрессии- когти, зубы, телесные ощущения силы, гневные эмоции и чувства), он как будто «забирает» все это у страха и присваивает себе, становясь более устойчивым к этому страху, увеличивая свою силу, открывая в себе агрессию и позволяя ее проявлять сначала в игре, а потом и в реальной жизни. Соответственно страх становится для ребенка менее страшным, более слабым в сравнении с силой и устойчивостью самого ребенка по отношению к страху, а значит и по отношению к родительским агрессивным проявлениям. Еще одно важное замечание в работе со страхом: мы не работаем над тем, чтобы родитель запретил себе проявлять агрессию и не являлся источником новых проективных страхов у ребенка. Мы работаем над тем, чтобы ребенок, становясь сильнее и устойчивее, мог не пугаться родительских сильных эмоциональных проявлений, а выдерживал это, осознавал, что его мама может быть разной (и агрессивной в том числе), пробовал проявляться сам в семье и социуме своими чувствами, в том числе агрессией. Работа с родителями заключается в том, чтобы родитель мог принимать агрессивные проявления ребенка, не останавливать их, а так же в диалоге корректировать проявление аффективных и даже разрушительных эмоций, направляя их в конструктивное русло. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|