Работа со страхами у детей и взрослых.

Работа со страхами у детей и взрослых. Статья для специалистов.

(страхи - как один из способов обхождения детей с агрессивными проявлениями внешнего мира). 

«Страх- проекция чего-то не «переработанного» внутри, не освоенного, не принятого» (Н.Кедрова).

Например: Ребенок любит свою маму и для ребенка мама- это олицетворение доброты, любви и принятия.

В какой-то момент ребенок наблюдает свою маму рассерженной, злой, кричащей¸ ругающей - это для ребенка может быть непереносимо, это может быть неприемлемо («мама не может быть такой злой и страшной») и тогда из этого не переработанного, не принятого, не освоенного и даже разрушительного чувства, ребенок решает не присваивать маме образ злобности, а оставляет себе образ матери хорошей, а плохость и злость как проекцию «надевает», проецирует на что-то (например, на привидение, плохого дядьку, милиционера - чем пугают обычно родители, или кого-то под кроватью, волка злого из сказки, бабы яги, дракона, чудовища из мультика, воспитательницы сердитой и пр.) и начинает этого усиленно бояться.

По «хорошему», в норме, ребенок должен видеть в матери все стороны ее проявлений и осваивать эмоциональные проявления матери так, чтобы научиться у нее узнавать такие эмоции в себе, осваивать их, присваивать и свободно конструктивно проявлять их.

Думаю, что это должно происходить в атмосфере поддержки мамой, мама сопровождает и поддерживает ребенка в освоении им  своего эмоционального мира. В нашей культуре это происходит довольно редко. Поэтому дети в основном используют проекции как защитный механизм для защиты от родительского гнева. Сюда добавляется и не принятие детского гнева той же мамой. Гнев запрещен для выражения его во вне их (а остановка проявления чувств и эмоций может привести к формированию саморазрушительного поведения, к психосоматике).

Терапевт, психолог, работая со страхами ребенка, помогает ему присваивать эти проекции. Ребенку до 7 лет терапевт предлагает побыть игрушкой, рисунком - тем страшным, чего ребенок боится. Более старшему ребенку можно самому играть роль того, кого он боится. Смысл присвоения проекций - это вернуть себе те силы, те эмоции, те проявления, которые ребенок не смог освоить сам, не мог принять, присвоить самостоятельно. При сопровождении же,  поддержке и принятии происходящего психологом/терапевтом в экспериментально созданных условиях, ребенок может это сделать. Присваивая себе то, чего ребенок боится, не принимает в себе и «отдает» своим проекциям (силу, физическое ощущение агрессии- когти, зубы, телесные ощущения силы, гневные эмоции и чувства), он как будто «забирает» все это у страха и присваивает себе, становясь более устойчивым к этому страху, увеличивая свою силу, открывая в себе агрессию и позволяя ее проявлять сначала в игре, а потом и в реальной жизни. Соответственно страх становится для ребенка менее страшным, более слабым в сравнении с силой и устойчивостью самого ребенка по отношению к страху, а значит и по отношению к родительским агрессивным проявлениям.

Еще одно важное замечание в работе со страхом: мы не работаем над тем, чтобы родитель запретил себе проявлять агрессию и не являлся источником новых проективных страхов у ребенка. Мы работаем над тем, чтобы ребенок, становясь сильнее и устойчивее, мог не пугаться родительских сильных эмоциональных проявлений, а выдерживал это, осознавал, что его мама может быть разной (и агрессивной в том числе), пробовал проявляться сам в семье и социуме своими чувствами, в том числе агрессией. Работа с родителями заключается в том, чтобы родитель мог принимать агрессивные проявления ребенка, не останавливать их, а так же в диалоге корректировать проявление аффективных и даже разрушительных эмоций, направляя их в конструктивное русло.



Просмотров: 432
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Может ли ребенок заразиться страхами? Да!
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Как вернуть себе управление, когда ваш ребенок забирает власть. 8 способов перевернуть иерархию
  • Исправляем ситуацию,чтобы ребенок не стал сам себе значимым взрослым. ч.2
  • Как мама может избавить своего ребенка от психологической травмы?
  • Как мама может повлиять на будущее счастье своего ребенка?
  • Развод. Может ли ребенок быть спасателем?
  • Агрессивный ребенок: как может помочь родитель
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Уверенность в себе. Что должен делать хороший родитель для ребенка.
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Каждый может выделить 10 минут, чтобы позаботиться о себе
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Что может быть важнее собственного отношения к себе?
  • Когда женщина может и должна позволить себе негативные эмоции
  • Ваша жизнь может быть лучше, но это сложно себе представить!
  • Как разбудить в себе энергию «Внутреннего Ребенка»? Один из способов.
  • « Ваш ребенок идет в первый класс. Чем может помочь психолог».
  • Мой ребенок не уверен в себе!
  • Дети интроверты. Почему ребенок замыкается в себе. Пример песочной расстановки.
  • Ребенок упал, стоит ли жалеть ребенка ?
  • Мой ребенок непоседа! Воспитание гиперактивного ребенка.
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Может ваш ребенок психопат?
  • Дон Жуан-одинокий неуверенный в себе ребенок-Нарцисс, не познавший материнской любви и заботы.
  • Родительские установки в воспитании... (или я родитель, он ребенок... я решаю каким он должен быть)
  • Если ребенок сам себе значимый взрослый.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь