|
«Ответы академика»: об идеальном медицинском психологе и определении психического здоровьяАвтор статьи: Назыров Равиль Каисович
На эти «академические» вопросы слушателей, отвечает Генрих Владиславович Залевский Справка: Генрих Владиславович Залевский доктор психологических наук, Заслуженный деятель наук РФ, член-корр. РАО, действительный член Международной академии психологических наук, член Всемирной федерации психического здоровья, Российской Психотерапевтической Ассоциации, Когнитивно-поведенческий психотерапевт, супервизор. Автор свыше 300 публикаций по проблемам медицинской (клинической) психологии, в том числе монографии «Личность и фиксированные формы поведения» (2007), учебных пособий: «Введение в клиническую психологию» (2010, 2012, 2013), «Основы бихевиорально-когнитивной психотерапии и консультирования (2002, 2006, 2013), «История клинической психологии» (2012), «Введение в профессию. Клиническая психология» (2012). «Психологическая супервизия» («2008, 2010, 2013). Очередное занятие «Ответы академика» состоялось 29 июля 2016 года для слушателей цикла повышения квалификации по медицинской (клинической) психологии «Личность в норме и патологии. Особенности клинико-психологического вмешательства при помощи пациентам с расстройствами личности и здоровыми с психологическими проблемами». Слушателями этой программы были подготовлены шесть вопросов на которые они получили обстоятельные и развернутые академические ответы по скайпу. Приводим основное содержание ответов академика Г.В. Залевского и некоторые мои комментарии: 1. Сертифицированные методики для организации психологической помощи здоровым: миф или реальность? Академик Г.В. Залевский считает, что в перспективе психологические методики и диагностические и «инетервентные» (воздействующие) должны обязательно проходить процедуру сертификации или сходную с ней (например, акредитации). Однако для этого, медицинская психология и другие психологические дисциплины должны войти в «правовое» поле. Для этого требуется принятие Государственной думой Федерального закона о психологии, который навел бы правовой порядок в психологической деятельности и в отношениях между ее субъектами (психологом и клиентом в первую очередь). В настоящее время говорить об этом сложно в частности и потому, что плохо определены границы психологических специальностей в различных ведомствах и это мешает развитию психологии. Пример: с точки зрения Г.В. Залевского «клиническая психология» и «медицинская психология» - это очень близкие психологические специальности, но психолог учиться в ВУЗе по «Клинической психологии», занимает должность «Медицинского психолога» в медицинских организациях, а защищает диссертацию и научные проекты опять по «Медицинской психологии» - специальности ВАКа. Получается, что специальность по образованию «Клиническая психология» не имеет своего научного фундамента и практика обучения, деятельности и науки «разрываются». Навести в этом порядок, может только законодательный акт - «Закон о психологической деятельности». Есть уже региональный опыт, в частности Закон г. Москвы «О психологической помощи», готовятся и другие региональные законы, в Санкт-Петербурге и других регионах страны, в Калиниграде, где сейчас работает академик Г.В. Залевский. От себя добавлю: Первая попытка принятия такого Федерального закона оказалась неуспешной, из-за сложностей переговорного процесса в самом психологической сообществе (есть разные точки зрения у психологов и они не очень согласованы), а с другой стороны, попытка включить в виды психологической деятельности т.н. «Немедицинскую» психотерапию натолкнулась на активное противодействие со стороны медицинских, психиатрического и психотерапевтического сообществ. Все же психотерапия сегодня является медицинской специальностью. 2. Рассматривать ли клиента как автономного (не включенного в отношения) или как включенного в отношения, тогда где границы системы с которой мы работаем? Академик Г.В. Залевский отвечая на этот вопрос, старался быть предельно тактичным и отметил примерно следующее – границы «системы» клиента определяются теоретической концепцией психологии и психотерапии – это конечно понятно. Но (!) современный клинический психолог вряд ли может игнорировать существующие достижения семейной и групповой психотерапии, а также подходы по созданию психотерапевтической среды и психотерапевтических сообществ. Границы должны включать клиента и его отношениях со значимыми людьми, имеющими значения для конкретной причины обращения… От себя добавлю: в частности и потому, что рассматривая личность как субъект социальных отношений, мы конечно считаем, что личность включает в себя отношения с другими значимыми людьми (и даже возможно, в какой-то степени состоит из них). 3. Каким Вы видите дальнейшее развитие медицинской психологии и как это будет влиять на подготовку специалистов? Медицинская психология развивается и на каком-то этапе должна соединиться с клинической психологией со всеми своими атрибутами и в дальнейшем расширять свою предметную область «в сторону» здорового человека. Школьная психология, медицинская психология, кризисная психология, психология реабилитационного процесса должны стать в будущем частями клинической психологии. Это конечно повлияет на структуру подготовки специалистов – практика подготовки в области клинической психологии распространится и на эти другие области психологических практик. От себя: в некоторых странах, во Франции, например, остаются обе специальности эти специальности. Как это понимается там – «клиническая психология» - это основная специальность психологов, которые работают в здравоохранении и других областях социальной практики. А «медицинская психология» - это область применения в медицине, когда например, врач применяет (или исследует) коммуникацию при работе со своим пациентом… 4. Границы психологического вмешательства клинического психолога в процессе психотерапии. На этот вопрос, академик Г.В. Залевский ответил просто – психотерапия – это часть психологической практики, потому, что использует психологические средства и вмешивает в психологическое функционирование человека.
5. Какими профессиональными компетенциями, способностями, личностными свойствами должен обладать идеальный клинический психолог и кого из реально практикующих психологов Вы можете выделить? Академик Г.В. Залевский выделил четыре принципиальных компетенций (само понятие «компетенция» он понимает так – это применение знаний, умений и навыков в нужное время в нужном месте): 1) Идеальный клинический психолог имеет «улушающую» компетенцию – после каждой встречи с психологом, клиенту становиться лучше; 2) Идеальный клинический психолог в каждом контакте с клиентом реализует эмпатию, где бы эта встреча ни происходила, и как бы клиент себя не вел; 3) Идеальный клинический психолог рефлексирует результаты своей деятельности и соприкасаясь с каждым клиентом учиться – он сам становиться «лучшим» психологом после каждой встречи; 4) Идеальный клинический психолог проявляет гибкость и отказывается от выученной технологии или метода, если этого требует клиент или метод не работает – он проявляет т.н. флексибильность в каждой встрече. Вообще, умение отказаться от выученной технологии и не потерять качество оказания помощи является важнейшей компетенцией клинического психолога. 5) Идеальный клинический психолог определяет и имеет компетенцию обоснованного применения нескольких методов и методик, и не «застревает» на одной. От себя добавлю: мы очень сходным образом понимаем современное оснащение врача-психотерапевта – он обладает компетенциями обоснованного выбора и применения нескольких психотерапевтических методов, и владеет как минимум по одному симптом-, личностно- и социо-центрированным методу, для создания индивидуальных программ психотерапии. 6. Ваш взгляд на критерии психического здоровья. Академик Г.В. Залевский отметил, что вопрос это чрезвычайно сложный и в настоящее время единого определения психического здоровья не существует. В качестве опоры он сослался на определение здоровья ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) – «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов», а под состоянием психического здоровья ВОЗ понимает такое состояние благополучия, при котором «человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества». Кроме того он отметил и собственные акценты: психическое здоровье не отделимо от ценностной системы человека и поэтому здоровый человек должен позитивно осмыслять свою жизни и уметь применять смыслы в реальной практики жизни – с его точки зрения депрессия – это состояния при котором человек не формирует и не умеет реализовывать свои смыслы и достигать цели. И в заключение отметил, что «психическое здоровье – это жизнь без внутренних ограничений». А Вы, какой вопрос задали бы академику Г.В. Залевскому? Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|