«Ответы академика»: об идеальном медицинском психологе и определении психического здоровья

Ответы академика  об идеальном медицинском психологе и определении психического здоровья 

На эти «академические» вопросы слушателей, отвечает Генрих Владиславович Залевский

Справка: Генрих Владиславович Залевский доктор психологических наук, Заслуженный деятель наук РФ, член-корр. РАО, действительный член Международной академии психологических наук, член Всемирной федерации психического здоровья, Российской Психотерапевтической Ассоциации, Когнитивно-поведенческий психотерапевт, супервизор. Автор свыше 300 публикаций по проблемам медицинской (клинической) психологии, в том числе монографии «Личность и фиксированные формы поведения» (2007), учебных пособий: «Введение в клиническую психологию» (2010, 2012, 2013), «Основы бихевиорально-когнитивной психотерапии и консультирования (2002, 2006, 2013), «История клинической психологии» (2012), «Введение в профессию. Клиническая психология» (2012). «Психологическая супервизия» («2008, 2010, 2013).

Очередное занятие «Ответы академика» состоялось 29 июля 2016 года для слушателей цикла повышения квалификации по медицинской (клинической) психологии «Личность в норме и патологии. Особенности клинико-психологического вмешательства при помощи пациентам с расстройствами личности и здоровыми с психологическими проблемами». Слушателями этой программы были подготовлены шесть вопросов на которые они получили обстоятельные и развернутые академические ответы по скайпу.

Приводим основное содержание ответов академика Г.В. Залевского и некоторые мои комментарии:

1. Сертифицированные методики для организации психологической помощи здоровым: миф или реальность?

Академик Г.В. Залевский считает, что в перспективе психологические методики и диагностические и «инетервентные» (воздействующие) должны обязательно проходить процедуру сертификации или сходную с ней (например, акредитации). Однако для этого, медицинская психология и другие психологические дисциплины должны войти в «правовое» поле. Для этого требуется принятие Государственной думой Федерального закона о психологии, который навел бы правовой порядок в психологической деятельности и в отношениях между ее субъектами (психологом и клиентом в первую очередь). В настоящее время говорить об этом сложно в частности и потому, что плохо определены границы психологических специальностей в различных ведомствах и это мешает развитию психологии.

Пример: с точки зрения Г.В. Залевского «клиническая психология» и «медицинская психология» - это очень близкие психологические специальности, но психолог учиться в ВУЗе по «Клинической психологии», занимает должность «Медицинского психолога» в медицинских организациях, а защищает диссертацию и научные проекты опять по «Медицинской психологии» - специальности ВАКа. Получается, что специальность по образованию «Клиническая психология» не имеет своего научного фундамента и практика обучения, деятельности и науки «разрываются». Навести в этом порядок, может только законодательный акт - «Закон о психологической деятельности». Есть уже региональный опыт, в частности Закон г. Москвы «О психологической помощи», готовятся и другие региональные законы, в Санкт-Петербурге и других регионах страны, в Калиниграде, где сейчас работает академик Г.В. Залевский.

От себя добавлю: Первая попытка принятия такого Федерального закона оказалась неуспешной, из-за сложностей переговорного процесса в самом психологической сообществе (есть разные точки зрения у психологов и они не очень согласованы), а с другой стороны, попытка включить в виды психологической деятельности т.н. «Немедицинскую» психотерапию натолкнулась на активное противодействие со стороны медицинских, психиатрического и психотерапевтического сообществ. Все же психотерапия сегодня является медицинской специальностью. 

2. Рассматривать ли клиента как автономного (не включенного в отношения) или как включенного в отношения, тогда где границы системы с которой мы работаем?

Академик Г.В. Залевский отвечая на этот вопрос, старался быть предельно тактичным и отметил примерно следующее – границы «системы» клиента определяются теоретической концепцией психологии и психотерапии – это конечно понятно. Но (!) современный клинический психолог вряд ли может игнорировать существующие достижения семейной и групповой психотерапии, а также подходы по созданию психотерапевтической среды и психотерапевтических сообществ. Границы должны включать клиента и его отношениях со значимыми людьми, имеющими значения для конкретной причины обращения…

От себя добавлю: в частности и потому, что рассматривая личность как субъект социальных отношений, мы конечно считаем, что личность включает в себя отношения с другими значимыми людьми (и даже возможно, в какой-то степени состоит из них).

3. Каким Вы видите дальнейшее развитие медицинской психологии и как это будет влиять на подготовку специалистов?

Медицинская психология развивается и на каком-то этапе должна соединиться с клинической психологией со всеми своими атрибутами и в дальнейшем расширять свою предметную область «в сторону» здорового человека. Школьная психология, медицинская психология, кризисная психология, психология реабилитационного процесса должны стать в будущем частями клинической психологии. Это конечно повлияет на структуру подготовки специалистов – практика подготовки в области клинической психологии распространится и на эти другие области психологических практик.

От себя: в некоторых странах, во Франции, например, остаются обе специальности эти специальности. Как это понимается там – «клиническая психология» - это основная специальность психологов, которые работают в здравоохранении и других областях социальной практики. А «медицинская психология» - это область применения в медицине, когда например, врач применяет (или исследует) коммуникацию при работе со своим пациентом… 

4. Границы психологического вмешательства клинического психолога в процессе психотерапии.

На этот вопрос, академик Г.В. Залевский ответил просто – психотерапия – это часть психологической практики, потому, что использует психологические средства и вмешивает в психологическое функционирование человека.

  

5. Какими профессиональными компетенциями, способностями, личностными свойствами должен обладать идеальный клинический психолог и кого из реально практикующих психологов Вы можете выделить?

Академик Г.В. Залевский выделил четыре принципиальных компетенций (само понятие «компетенция» он понимает так – это применение знаний, умений и навыков в нужное время в нужном месте):

1) Идеальный клинический психолог имеет «улушающую» компетенцию – после каждой встречи с психологом, клиенту становиться лучше;

2) Идеальный клинический психолог в каждом контакте с клиентом реализует эмпатию, где бы эта встреча ни происходила, и как бы клиент себя не вел;

3) Идеальный клинический психолог рефлексирует результаты своей деятельности и соприкасаясь с каждым клиентом учиться – он сам становиться «лучшим» психологом после каждой встречи;

4) Идеальный клинический психолог проявляет гибкость и отказывается от выученной технологии или метода, если этого требует клиент или метод не работает – он проявляет т.н. флексибильность в каждой встрече. Вообще, умение отказаться от выученной технологии и не потерять качество оказания помощи является важнейшей компетенцией клинического психолога.

5) Идеальный клинический психолог определяет и имеет компетенцию обоснованного применения нескольких методов и методик, и не «застревает» на одной.

От себя добавлю: мы очень сходным образом понимаем современное оснащение врача-психотерапевта – он обладает компетенциями обоснованного выбора и применения нескольких психотерапевтических методов, и владеет как минимум по одному симптом-, личностно- и социо-центрированным методу, для создания индивидуальных программ психотерапии.

6. Ваш взгляд на критерии психического здоровья.

Академик Г.В. Залевский отметил, что вопрос это чрезвычайно сложный и в настоящее время единого определения психического здоровья не существует. В качестве опоры он сослался на определение здоровья ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) – «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов», а под состоянием психического здоровья ВОЗ понимает такое состояние благополучия, при котором «человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества».

Кроме того он отметил и собственные акценты: психическое здоровье не отделимо от ценностной системы человека и поэтому здоровый человек должен позитивно осмыслять свою жизни и уметь применять смыслы в реальной практики жизни – с его точки зрения депрессия – это состояния при котором человек не формирует и не умеет реализовывать свои смыслы и достигать цели.

И в заключение отметил, что «психическое здоровье – это жизнь без внутренних ограничений».

 А Вы, какой вопрос задали бы академику Г.В. Залевскому?



Просмотров: 346
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Чем отличается медицинская (лечебная) психология от клинической
  • Что такое психическое здоровье: взгляд со стороны психологии / психотерапии
  • Немного о клинической психологии. С какими проблемами можно обратиться к клиническому психологу
  • Диагностика нормы и патологии в Клинической психологии
  • 5 книг по клинической психологии.
  • Психология. Структура психики. Основы психологии.
  • Перинатальная психология как область деятельности при профессиональном самоопределении психолога
  • Зачатие года. Новогоднее ВОЛШЕБСТВО психологии И ПСИХОЛОГИЯ волшебства.
  • Психология рекламы и реклама Психологии
  • Повышение репродуктивного здоровья общества путём изучения, развития и практики перинатальной психологии в социальной работе
  • Психология кризиса как направление практической психологии.
  • Психология - это наука? Краеугольный камень психологии.
  • Как быть успешным за минимальное время с точки зрения психологии?
  • Обоснование психологической модели психического здоровья
  • Книги по психологии, которые стоит прочесть, даже если вы не психолог
  • Может ли помочь психолог человеку с шизофренией или клинической депрессией
  • Почему ребенок может плохо себя вести и плохо учиться? Клинический взгляд
  • Особенности оказания психологической помощи подросткам с задержкой психического развития.
  • О ценности теоретической множественности современной психологии для психологической терапии
  • Психолог – пограничник! На страже психического здоровья!
  • Интегративная психология на страже психологического здоровья
  • «Есть контакт!!!» – Ченнелинг с точки зрения практической психологии
  • Общие механизмы саногенеза ( восстановления здоровья) и что может для этого сделать психолог.
  • Медицинская психология в России: смерть или новый виток?
  • Кормление грудью. Взгляд с точки зрения психологии.
  • Психология важнее экономики. Или экономика важнее психологии?
  • Психологическая диета (или о посте - с точки зрения психологии)
  • Понятие телесности с точки зрения культурно-исторического подхода в психологии
  • Почему вы не можете забеременеть ? 7 причин с точки зрения глубинной психологии
  • Вторые дни детской психологии и психотерапии в Санкт-Петербурге



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь