Как возникает родник? Он пробивается сквозь землю, образуя небольшой водоем с бьющей вверх струйкой воды. И по мере того, как воды становится все больше и больше, водоем растет и утекает ручьем вдоль деревьев и кустарников, заполняя низины и огибая холмы. Множество препятствий встречает на своем пути водяной поток. Множество извилистых рукавов создает из него, окружающая природа: одни широкие и тихие, другие бурные и стремительные, третьи извилистые и многообразные. И каждый берег — это опора движению жизни, и каждый камень в русле — это глубина и скорость бытия.
Реки и ручьи — это наши мысли: потребности, желания и мотивы. Берега — это и есть наши убеждения, границы возможного и невозможного, доступного или запретного. Берега-убеждения могут быть широкими, могут быть неприступными и извилистыми, а могут быть прямыми и бескомпромиссными. Наши мысли и потребности текут ровно в тех границах, которые определили наши убеждения. Без убеждений невозможно существование, ведь это опора нашей жизни. Именно они определяют наше мировоззрение, поведение, стратегии, эмоциональное состояние, т.е. создают суждения об окружающим мире и в нем же нас ведут. Они делают это автоматически, так как, часто просто не осознаются. Работа нашего мозга — это движение энергии по огромному количеству рек каналов и ручьев, это невероятное сплетение нейронных связей. Эта причудливая карта делает нас тем самым уникальным человеком, которым мы являемся. Наш мозг на протяжении жизни создает множество автоматических программ и правил, которые исполняют наши желания, которые определяют для нас все в этом мире, и, в том числе, кто мы для этого мира.
Убеждения начинают формироваться еще до нашего рождения и продолжают формироваться и трансформироваться всю жизнь. В детстве убеждения формируются особенно активно, так как — это период бурного процесса обучения. За отсутствием критического опыта, информация и правила попадают в голову ребенку практически без препятствий, и прочно обосновываются в глубине подсознания. Так, правила или причинно-следственные связи формируются в нас, в том числе и на детском незрелом уровне, и очень прочно запоминаются. Этот процесс имеет огромное значение. Ведь автоматическое мышление дает нам возможность здорово разгрузить сознание. Поставить на автопилот: «Зеленый — иди. Красный — стой!», «Старший — всегда прав», «Меня любят, когда я делаю то, что мне говорят», «Мир любит меня таким, какой я есть» Заметьте, что несколько примеров убеждений довольно двусмысленны, особенно с точки зрения взрослого человека. Слушаться старших дошкольнику, наверное, стоит, но взрослому человеку необходима инициатива и творчество для личностного роста. Кстати, последнее утверждение — тоже убеждение, притом субъективное. Вот мы и добрались до конфликта, которые обсуждают различные философские и психологические направления многие годы! Нужны ли нам убеждения, стереотипы, штампы, условные рефлексы? Или надо развивать осознанность и нещадно с ними бороться? Природа придумала все просто и сложно одновременно. Почему просто? Потому что у каждого явления есть две стороны — положительная и отрицательная. Каждое явление может быть добром и злом в разных контекстах. Почему сложно? Потому, что очень непросто мыслить полутонами, быть гибким и сохранять баланс. Убеждения принято разделять на 2 вида: Поддерживающие — то есть дающие нам ресурс и развитие в данный момент времени и Ограничивающие — то есть являющиеся барьером на пути к цели, либо ведущие к негативным эмоциям и состояниям. Замечу, что все эта классификация справедлива только в конкретно взятый период. Ведь любое наше убеждение или правило образовалось с положительным намерением. Просто оно могло устареть, утратить актуальность или не подходить к данной ситуации. Убеждение «Ничего не делать без разрешения» могло очень прочно войти в жизнь человека, особенно если оно подкрепилось наказанием в 3 года. И тогда, чтобы сохранить любовь и физическую целостность, это убеждение было полезным. Но в 14-17 лет, когда он принимает решение кем быть, но при этом способен слушать только окружающих, но не себя (это было запрещено им самим в 3 года), может повернуть жизнь негативным образом. А вот обратная ситуация. Убеждение «я доверяю людям» - может вести нас к цели, а может подвести под манипуляцию. Встречались вам такие добрые и доверчивые люди?
Что же делать со столь непростой ситуацией? Учить, лечить или оставить все как есть? Мой ответ и то и другое и третье. Знание о себе, о работе своего тела и мозга, психологическая грамотность - это важнейшие знания для человека. На мой взгляд умение управлять своими состояниями, понимать и корректировать свое поведение, ставить и достигать цели — важнее, чем уметь решать дифференциальные уравнения. Для большинства. Благодаря своим убеждениям и ценностям человек уникален, и создает творческое многообразие этого мира. Важно принимать себя и окружающих такми, какие они есть! В этом есть сила! А когда же «лечить», то есть менять, уничтожать, трансформировать убеждения? По запросу и только по запросу! Здесь важно желание самого человека. Если что-то не устраивает, если человек желает что-то, но не получает, если существуют препятствия в своей личной или профессиональной сфере, тогда нужна терапевтическая работа. Именно терапевтическая, потому, что убеждения, как я говорил — это опора нашей жизни и нашего опыта. Каждый стереотип нужен или был нужен когда-то. И он, наверняка, все еще работает. Засыпав один приток реки (обесценив/разрушив верование человека во что-то) мы получаем отклик всей системы — где-то вода выйдет из берегов. Поменять верование, трансформировать убеждение, расширив берега, углубив дно или проложив новое русло — задача особая и, на мой взгляд должна проводиться профессионалом. Вспомните советский период, когда пытались пустить реки вспять. Что из этого вышло? Человек — это сбалансированная экосистема, в том числе и на уровне убеждений, ценностей и критериев. Все они важны. Но бывают ситуации, когда их следует осознать, подстроить, переопределить, чтобы выйти в океан новых возможностей и достижений!
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.