Баю-баюшки, баю…

                                                                                 В темной горнице постель;

                                                                                       Над постелью колыбель;

                                                                                                    В колыбели с полуночи

                                 Бьется, плачет что есть мочи

                                                                                              Беспокойное дитя...

А. И. Полежаев

Когда мы имеем в виду чей-либо глубокий, крепкий, спокойный и беспробудный сон, мы говорим, что этот человек «спит сном младенца». Однако многие родители могут с этим не согласиться. Ночные вставания являются настоящим кошмаром для тех родителей, чьи дети часто просыпаются ночью и начинают плакать. Попробуем разобраться, почему так происходит и что делать, если ребенок плохо засыпает или беспокойно спит.

Физиологически, сон является не пассивным, а активным состоянием, во время которого происходят важные физические и психические процессы: растут и делятся клетки, удаляются из организма токсины, перерабатывается и складируется в памяти полученная за день информация.

Сон и ребенка и взрослого человека проходит одинаковые фазы: засыпание (начало сна), поверхностный сон (фаза так называемого «быстрого сна»), глубокий сон, и далее чередование поверхностного и глубокого сна, но продолжительность этих фаз с возрастом сильно разнится.

Исследования американского доктора Ричарда Фербера показали, что  дети, родившиеся недоношенными, проводят в фазе быстрого сна 75-80% времени, тогда как к периоду нормальной доношенности эти цифры снижаются до 50-60%. Трехлетний малыш пребывает в «быстрой» фазе сна в среднем 33% времени, а с 10-14 лет и всю оставшуюся жизнь мы довольствуемся всего 25% поверхностной фазы сна.

Как известно, поверхностный, или «быстрый сон» характеризуется сновидениями, движением глаз под закрытыми веками, подергиваниями или движением рук и ног, и легкостью пробуждения при воздействии внешних факторов, таких, как шум или запах. Таким образом «сон младенца» – абсолютная противоположность тому, что мы привыкли в эту фразу вкладывать.

Примерно половина малышей вместо того, чтобы безмятежно засыпать каждый вечер в колыбели, с неисправимой регулярностью требуют укачивания или ношения на руках, или мамину грудь. И к концу третьего-четвертого месяца изможденные родители озадачиваются вопросом: должен ли младенец засыпать самостоятельно? На этот вопрос сегодня нет однозначного ответа.

Некоторые специалисты считают, что любая помощь в засыпании, оказываемая даже новорожденному крохе – будь то укачивания, ношение на руках, грудь или соска – приводит к избаловыванию, стремлению манипулировать родителями. В основе такого подхода – представление о ребенке как о неврологически зрелом существе, которое с рождения может регулировать процессы возбуждения и торможения, и, соответственно, способно засыпать полностью самостоятельно.

С 80-90х годов прошлого века была проведена масса исследований, по результатам которых подобный подход был признан в корне противоречащим физиологии и психологии детей до года. Доказано, что нервная система большинства малышей (особенно легковозбудимых) не способна к саморегуляции, поэтому комфортное расслабление и сон у них являются результатом определенной стимуляции (сосания, укачивания, прослушивание музыки и т.д.). Со временем, когда ребенок сам научится контролировать процесс расслабления и «погружения» в сон, необходимость в стимуляции отпадет (у кого-то это происходит к году, у кого-то после 3-х лет) и ребенок научится засыпать самостоятельно. Более того, именно такая схема погружения в сон грудных детей обеспечивает им нормальный здоровый сон в более взрослом возрасте. В то же время дети, которым «давали покричать», вырастают с нарушенным механизмом расслабления и часто пополняют ряды страдающих хронической бессонницей и разнообразными неврозами.

Согласно другой точке зрения здоровый сон грудного ребенка – результат физической усталости. Основана она на представлении о том, что сон является непосредственным результатом физиологической усталости, и, соответственно, чтобы выработать у ребенка нормальный цикл сна и бодрствования, его нужно не укачивать перед сном, а обеспечить ему достаточную физическую нагрузку, пребывание на свежем воздухе и т.д. Такой подход во многих случаях весьма эффективен и действительно помогает малышу «вписаться» в определенный режим и сделать процесс погружения в сон более спокойным и «безболезненным». Тем не менее, для некоторых детей (возбудимых), такая стратегия сама по себе не решает проблему погружения грудного ребенка в сон. Зачастую после усиленных физических занятий и прогулок такие карапузы только перевозбуждаются, и для засыпания им необходима дополнительная помощь.

Сторонники третьей точки зрения утверждают, что погружение малыша грудного возраста в сон при помощи различных «стимулирующих» факторов – это норма, поэтому они рекомендуют универсальный, проверенный тысячелетиями подход для обеспечения спокойного сна грудному ребенку: помощь взрослого в засыпании! Предлагается купать детей перед сном, носить на себе, давать им грудь или соску, укачивать малыша в колыбели, класть с собой в кровать.

Путь решения проблемы самостоятельного засыпания детей выбрать зависит от того, что важнее родителям в данный момент: поскорее приучить карапуза укладываться без их помощи, или добиться того, чтобы в будущем у ребенка был качественный здоровый сон. В первом случае лучший путь научить ребенка засыпать самостоятельно – укладывать его в кровать в положенное время, выключать свет и уходить из комнаты. Безусловно, через какое-то время цель будет достигнута – малыш перестанет обращаться к маме и папе за помощью. А вот насколько здоровым и комфортным будет его погружение в сон – это вопрос дискуссионный. Есть малыши, которые через какое-то время действительно приучаются засыпать сами. В то же время многие дети, так и не наученные расслабляться и погружаться в сон, лежат в своей постели по много часов, так и не засыпая. Со временем эта привычка перерастает в хроническую бессонницу.

Если же вы озабочены будущим здоровым сном вашего ребенка, то вам придется потратить немного больше сил и времени на то, чтобы научить ребенка засыпать самостоятельно.

В период от рождения до года задача родителей – обеспечить ребенку все те физиологические условия, которые необходимы для комфортного погружения в сон.

Необходимо с самого рождения стараться соблюдать режим дня. Маленькие дети любят определенную повторяемость действий. Поэтому, хорошо, если вы будете примерно в одно и то же время укладывать ребенка спать, гулять с ним и т.д. Повторяемость действий успокаивает малыша, придает ему уверенности, делает мир понятным, безопасным.

Путать «день с ночью» малыш обычно перестает к 1,5 месячному возрасту – в это время у него появляется период бодрствования, привязанный к дневному времени. У ребенка активно идет созревание мозговых структур, отвечающих за работу внутренних биологических часов, реагирующих на изменение уровня освещенности. А родители своим поведением должны подчеркивать разницу между дневным и ночным временем суток (ночью – низкий уровень освещения, тихий голос, минимальное взаимодействие с ребенком; днем – все наоборот).

Часто родители совершают одну серьезную ошибку, осложняющую спокойный сон малыша. Ошибка эта состоит в том, что ребенка усыпляют в одном месте и в одном положении, а просыпается он в другом. Например, укачали на руках, а когда уснул – положили в кроватку. Ребенок проснулся через пару часов – непонятно, где мама, что такое вокруг. Ребенок пугается, сердится, ведь его, по сути, обманули, он требует вернуть то, что у него отняли, пока он спал!

Поэтому мудрые родители делают не так. Если они видят, что ребенок начинает засыпать прямо во время кормления, то они не дожидаются, когда он окончательно заснет. В момент между бодрствованием и сном ребенка кладут в его собственную кроватку, в которой все сделано, чтобы ребенок ощущал, что это очень приятное и комфортное место для сна, а не место для наказания или дневного бодрствования и игры. И окончательное засыпание происходит уже в кроватке.

Проснувшись через некоторое время, дитя вспоминает эти последние мгновения перед засыпанием – оно в кроватке, мама сама его туда положила и была рядом, все было хорошо и спокойно. И ему этого хватает, чтобы снова уснуть – а если нет, то достаточно маминого голоса, или небольшого покачивания. Ребенок легко расслабляется, поскольку его ничего не пугает, не возбуждает, не тревожит.

В возрасте между 8-10 месяцами и 2,5 годами необходимо ввести «ритуалы засыпания» – некие процедуры, манипуляции, которые проводятся минут за 20-30 до сна, и повторяются каждый день в одно и то же время, в определенной последовательности для формирования у ребенка «установки» на сон.Действия, которые повторяются регулярно (в данном случае процедуры перед сном) и имеют почти всегда один исход (в данном случае сон) устанавливают определенную временную условно-рефлекторную связь. Ритуалы засыпания настраивают организм на сон, как бы программируют на конкретную установку.

Таких ритуалов существует множество: купание перед сном, можно с использованием эфирных масел с успокаивающем эффектом, легкий расслабляющий массаж и поглаживания, стакан молока и задергивание занавесок на окне с фразой «а теперь пора спать», любимая детская сказка или добрая колыбельная песня, одевание пижамки и укладывание мягкой игрушки рядом под бочок и пр. Для придумывания ритуалов засыпания надо просто придерживаться определенных правил, тогда «программа отхода ко сну» будет иметь успех, и нравиться вам и вашему ребенку.

Все манипуляции, которые вы будете совершать с ребенком, не должны быть активными и подвижными. Сказка или колыбельная, чтобы смогла убаюкать, должна воспроизводиться тихим голосом, чтобы ребенок начинал прислушиваться, переставал шуметь и ворочаться. Главное помнить, что сила ритуалов засыпания – в регулярности и точности копирования процедур изо дня в день. Только тогда у ребенка выработается установка на сон именно после этой цепочки событий.

В возрасте старше двух с половиной лет ваш малыш способен многому научиться. Он готов воспроизводить определенные действия, которые вы ему демонстрируете, и нужно этим пользоваться. Найдите прием, который наиболее быстро и эффективно погружает в сон вашу кроху: научите его расслаблять свое тело, «отключать» органы чувств, или включайте ему любимую спокойную музыкальную композицию, и договоритесь с малышом, что он заснет к ее завершению. Возможно, научить ребенка засыпать самостоятельно вам поможет прием «планирования снов». Спросите у малыша, что бы ему хотелось увидеть сегодня во сне. Пусть он продумает все детали – так у него у самого будет мотивация заснуть побыстрее.

Несколько недель отрабатывайте выбранный метод вместе с ребенком, а потом предложите ему попробовать самому. Сначала, конечно, все равно потребуется ваше присутствие. Но через какое-то время, когда у малыша начнет получаться, он захочет все делать сам.

Нарушения сна у детей в возрасте от двух лет и старше часто связаны с их «антидетским» образом жизни. По мнению исследователей, причиной многих эмоциональных расстройств, в том числе бессонницы, у современных детей становится чрезмерное увлечение их родителей ранним развитием и огромное количество впечатлений и информации, которые «обрушиваются» на ребенка с первых дней жизни. Дети младше пяти лет с трудом приспосабливаются к нарушениям распорядка дня, неизбежным при таком активном образе жизни. Если режим постоянно нарушается (более чем на час сдвигается время еды, часто пропускается дневной сон, отсутствует ритуал укладывания на ночь), ребенку сложно успокоиться и уснуть.

Часто дети не желают ложиться спать, потому что боятся темноты и одиночества, кроме того, спокойному ночному сну ребенка часто мешают страшные сны – кошмары. Ваша задача – подойти к ребенку и успокоить его. Не теряйте самообладания и не пугайтесь происходящего. Малыша нельзя резко будить или тормошить, такие действия могут еще больше его напугать. Возьмите его на руки, обнимите, прижмите к себе, погладьте, говорите тихим, спокойным голосом. Не оставляйте кроху одного, пока он не заснет. Оставьте в комнате спящего сына или дочери приглушенный свет.

Психологи советуют побуждать ребенка днем рассказывать о своих снах. Даже отрывочные воспоминания помогут почувствовать облегчение. Выговориться всегда лучше, чем держать в себе. Более взрослому ребенку предложите придумать, как все случившееся можно исправить и сделать сон нестрашным. Можно рисовать сны, а потом исправить рисунок так, чтобы сон стал приятным. Все это помогает малышу осознать, что приснившееся было не на самом деле.

С помощью теста, приведенного ниже, вы сможете сделать собственные выводы о том, насколько серьезны нарушения сна у вашего ребенка, если вы их замечаете. Для этого выберете наиболее характерные для вашего случая ответы:

1. Как ребенок засыпает:

а. быстро;

б. долго не может уснуть;

в. просит, чтобы с ним посидели;

г. просит не выключать свет;

д. отказывается спать один, засыпает только с родителями.

2. Как ребенок спит:

а. спит спокойно, не просыпаясь, всю ночь;

б. спит беспокойно, ворочается, постанывает;

в. часто просыпается, приходится его укладывать;

г. просыпается с криком, плачем.

3. Как часто происходят нарушения сна:

а. только если ребенок перевозбужден или заболевает;

б. практически каждую ночь.

Ответы:

Ситуации 1б, 2б, 3б – свидетельствуют о том, что ребенок легковозбудимый, эмоциональный, а его укладывание спать требует особого подхода и терпения. С таким малышом надо за два часа до сна начинать тихие, успокаивающие занятия (чтение, рисование, конструирование), исключить просмотр телепередач и общение с компьютером во второй половине дня. Если есть возможность – погулять перед ужином.

Ситуации 1в, 1г, 1д, 2в, 2г говорят о том, что если нарушения сна повторяются нерегулярно или появились недавно, то это может быть связано с тем, что произошло в жизни ребенка за последний период (напугало, взволновало, расстроило). Необходимо устранить тревожащую малыша ситуацию.

Ситуация 1а, 2а, 3а – идеальный вариант для родителей, но не стоит надеяться, что это произойдет раньше 3-4-летнего возраста

Итак, чтобы наладить самостоятельное засыпание вашего малыша, вам необходимы выдержка и терпение. Многое зависит от уклада, традиций семьи, образа жизни и индивидуальных особенностей отдельного ребенка. Будьте последовательны и заботливы – а результат в недалеком будущем вас приятно удивит!



Просмотров: 300
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делать, если приснился плохой сон? Меняем ситуацию через переигрывание сценария сна
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Здоровый сон или польза искусственного сна (трансового состояния).
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Сон разума или тайны сна, психоза и творческой деятельности
  • История о поезде и розовой гитаре, или о чем может рассказать страшный сон ребенка
  • Про сон. Как сон может повлиять на самооценку.
  • Как восстановить сон и быстро засыпать
  • Плач и сон у малыша: как взаимосвязаны эти процессы?
  • Про сон, что не сон, а про не сон, что сон...
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Сон младенца. Миф и реальность и что может помочь маме.
  • "Куда ночь, туда и сон" или страшные сны у детей
  • Плохой сон про ребенка.
  • Сон во время еды
  • "Мне снился сон..." Как понять сон
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Пугливый Сон (Палахлівы Сон)
  • Мне приснился сон. Что делать?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Как наладить сон (особенно, если вы чувствительный человек).
  • Часть 1. Мой сон про жизнь после смерти с частичной его интерпретацией
  • Качественный сон для хорошей жизни
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Сон Татьяны («Евгений Онегин») и пример его интерпретации как сновидения клиента
  • Сон о смерти и его психоаналитическая интерпретация
  • Про что кричит мне сон?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь