Встреча со страхом

Встреча со страхом

Страх - естественная реакция на неизвестность или угрозу; он часто сочетается с любопытством. Для детей (которыми мы в какой то степени всегда остаемся) это рядовая ситуация - каждый день они сталкиваются с чем то новым вовне и внутри: новые впечатления, новые вопросы, новые переживания, новые потребности. Страхи сопровождают развитие, проявляясь у всех в разных видах и разной степени. 

Я вновь предлагаю обратиться к амплификации для прояснения темы страхов и рассмотреть несколько приемов для работы с ними, которые могут помочь и ребенку и взрослому. 

Я думаю о страхе как о предупредительном сигнале; своего рода сирене - и мне вспоминается протяжный вой сирен из города Сайлент Хилл, который предупреждал жителей о приближении монстров. монстры же эти были наказанием за прошлые грехи; в этом смысле страх может быть ниточкой к осознанному или неосознанному чувству вины, тайне, которая может открыться и повлечь за собой неприятные последствия.

Страх в мультфильме "Корпорация монстров" это источник энергии для целого мира; чудища пугают детей, чтобы выжить. И действительно, страх придает сил, способствует выбросу в кровь соответствующих гормонов - и бессознательная психика может рассматривать его как основной способ мобилизации.

В книгах про Гарри Поттера есть боггарты, которые превращаются в самый сильный страх того, кто стоит перед ними; тут страх - это способ общения, некое послание о своем внутреннем мире, мостик, который дети могут перекидывать к миру взрослых, чтобы те их услышали, поняли и помогли разобраться в себе.  

Вспоминается также один из самых страшных лично для меня моментов из советского мультфильма "Аленький цветочек" - про Чудище, в первый раз показавшееся Настеньке. В этой истории страх ведёт к теме травмы - ведь Чудище стало таким из за проклятия колдуньи; а в детском случае чудища из их фантазий и кошмаров могут скрывать раненые части души - подавленные чувства, неудовлетворенные потребности, неосвоенные качества.

Есть разные стратегии работы со страхом:

1. Придание страху осязаемой формы. Сам по себе процесс рисования или лепки своего страха имеет важное символическое значение - страх становится контролируемым и связывается с сознательным Эго; ведь ты придаешь ему форму собственными руками. А значит рождается идея о том, что ты и можешь её изменить.

2. Исследование страха. Страх можно воплотить в виде какого то существа или феномена и придумать про него историю - откуда оно, как стало таким, в чём нуждается. Это будет иносказанием о происхождении страха, ситуациях и людях, с которыми он связан; переживаниях, о которых он сигнализирует. Это будет способствовать и развитию контроля над страхом; ведь при сочинении истории он переходит из сумрака бессознательного в пределы разума сочинителя.

3. Трансформация страха. Как только страх становится осязаемым, открывается возможность для его изменения: рисунок можно дорисовать, пластилиновую фигурку перелепить. Из чего то страшного, по примеру того же боггарта из книг Роулинг, можно сделать что то смешное или во всяком случае что то более приятное. Если есть история про желания страха, то удовлетворение их, в символической форме (добавления к рисунку, дополнительные пластилиновые фигурки), может способствовать его перерождению. Тут задействуется и архетипическая тема про подношение даров чудовищу с целью его успокоения.  

4. Деконструкция страха. Изобразив свой страх в рисунке (пусть даже просто в виде линий и абстрактных форм), можно "разобрать" его на части как конструктор - разорвав или разрезав. Таким образом отрицательный заряд страха превращается в нейтральный. Затем можно предложить на отдельном листе создать из получившихся "деталей" аппликацию - сложить их так, чтобы получилось что то приятное. Если какие то детали остались лишними, их можно отложить или выбросить - по выбору самого автора.

5. Идентификация со страхом. Если мы принимаем идею о том, что страх - это отщепленная часть личности самого человека, то путь к его преодолению - это интеграция. Можно поставить напротив друг друга два стула; на одном садится тот, кто боится, а на другом - его страх, который воображается максимально подробно. Можно поздороваться со своим страхом, задать ему какие то вопросы или о чем то сообщить, а затем пересесть на его место и от лица страха дать ответ. Тут важна роль помощника, который с помощью вопросов будет способствовать погружению в роль и игровую ситуацию (примеры: "А как страх выглядит?", "Какого он размера и цвета?", "Каков на ощупь?", "Есть ли от него какие то звуки или запахи?", "Теперь ты - сам страх. Как себя чувствуешь?" (тут можно с помощью подсказок, опираясь на описание страха, сделать акцент на его ресурсных качествах - силе, размере, способностях)). Выслушав ответ страха, можно вернуться на свое место и вновь что то сказать. Таких "переключений" может быть несколько, пока не возникнет ощущение конструктивного итога переговоров. Помощник может повторять заданные вопросы и полученные ответы после каждой перемены мест, а также подсказывать какие то вопросы или предложения. Завершается процесс на своем месте словами благодарности и прощания, обращенными к страху.

6. Живая метафора. Подавляющая сила страха может быть ослаблена, если отнестись к нему как к точке приложения сил для получения социально значимого результата. То есть страх можно сделать ресурсом, своего рода "грядкой", на которой можно что то вырастить. К примеру, ребенку со множественными страхами можно предложить создать в коробке целый пластилиновый мир, в котором они будут жить, или вместе сделать в специальном альбоме энциклопедию страхов, в которой они были подробно описаны и проиллюстрированы, а также сопровождались бы рекомендациями по работе с ними (наподобие популярных книг "Монстрология", "Драконоведение" и проч.). Можно сделать целую выставку страшных рисунков или соревнование на самый страшный рисунок.

Основа  всех этих приемов - в серьезном и заинтересованном отношении к переживаниям ребенка (и к своим собственным); в способности быть с ним в теме страха до тех пор, пока она актуальна, не сбегая в обесценивание ("да ничего тут нет страшного") и рационализацию ("это просто ветер шумит").

Встреча со страхом может стать увлекательным приключением, из которого вы вернётесь с настоящими сокровищами, став более сильными, смелыми и осознанными. 



Просмотров: 279
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Работа со страхом: "Как сделать страх своим другом?"
  • Работа со страхом: "Что самого страшного может произойти, если..?"
  • Работа со страхом. Консультирование с МАК. Техника "Зона страха".
  • "Работа с МАК". Расклад "Страх перед публичным выступлением".
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Можно развиваться в "-", а можно в "+", где же находится грань?
  • "Здоровая" или "патологическая" ревность...и страх оказаться обманутым.
  • "Что можно подарить девушке-еврейке?". " Газовую камеру!"
  • Дети и страх. "Всё пройдет, ничего страшного!"
  • "Если сильно напрягаться - можно просто..."
  • Страх конфликта или о том, как всегда быть "хорошим"
  • 50+. Деньги. "Разверзающийся ад", или что-то можно сделать?
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • От страха потерять и "Я убегу или брошу первая, чтобы меня не опередили" к взаимоНезависимости
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • "Синдром одиночки". Что делать если у любимого страх близких отношений?
  • Страх быть похожей на свою "маму-нарцисса".
  • "А если это неправильно?": страх совершить ошибку
  • "Если я чувствую страх, я не стану приближаться"
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • "Работа с МАК". Расклад "МОЙ СТРАХ".
  • "Если б козла отпущения можно было еще и доить..."
  • Когда живешь "не своей жизнью" - можно ли быть счастливой?
  • Зарок "Если любить - можно потерять" .
  • Баланс "можно" и "нельзя"
  • Слово на букву "ТР": что можно сказать о тревоге и тревожных людях?
  • Страх. Сопротивление – "краеугольный камень" клиента и работы психолога.
  • "А можно всех посмотреть?" или как выбрать карьерного консультанта?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь