О СТРАХАХ, КОТОРЫЕ МОЖНО ПРЕДУПРЕДИТЬ
Наверняка, Вы встречали людей, которые боятся собак, опасаются водить автомобиль, испытывают страх перед будущим.
Что стоит за этими страхами?
Это может быть негативный прошлый опыт: в детстве покусала собака или человек попал в аварию и теперь боится сесть за руль.
Может быть, влияние окружающих. Например, родители все время повторяли ребенку: «Берегись собак, многие из них больны бешенством, они тебя покусают». Или женщина могла слышать от знакомых, что женщина никогда не научится водить автомобиль так же хорошо как мужчина. Причиной страха перед будущим может быть неуверенность в себе.
Есть ли объективные причины испытывать страх? На этот вопрос ответить крайне сложно. С одной стороны, страх помогает человеку избежать многих опасностей. Например, мы не будем перепрыгивать через глубокую канаву из страха свалиться в нее. Это, конечно, хорошо. Многие взрослые постараются держаться подальше от чужой собаки из соображений собственной безопасности. А вот большинство МАЛЕНЬКИХ детей не боятся собак потому, что они не знают, что их нужно бояться (страхи животных типичны для детей примерно 5-7 лет). Вспомните эпизод из детского мультипликационного фильма про Крокодила Гену и Чебурашку. Когда старуха Шапокляк выпустила из сумки Лариску, то и Крокодил Гена, и девочка Галя, и собачка Тобик испуганно спрятались. Чебурашка же не испугался.
— А ты не боишься крыс? – спросила его Шапокляк удивленно.
— Нет, – ответил Чебурашка.
— Темнота!
Даже в словах Шапокляк уже открывается суть феномена: боится только тот, кто знает, что нужно бояться.
В эксперименте американского психолога-бихевиориста Джона Уотсона, проведенного в начале ХХ века, 9-месячному мальчику Альберту предлагали поиграть с белой мышкой. Мальчику очень нравилась мышка и он с удовольствием играл с ней. Когда игру стали сопровождать громким звуком, мальчик начинал плакать. Через некоторое время мальчик плакал навзрыд, когда ему всего лишь показывали мышку. Мало того, он стал бояться всего, что напоминало бы ему мышку: куска белой ваты, бороды Санта Клауса и других подобных вещей. У него появился страх перед мышью или, используя научную терминологию, выработался условный рефлекс.
Каковы же причины страха?
Психолог Дж. Боулби считает, что страх может появиться в присутствии чего-то угрожающего или, напротив, в отсутствии того, что обеспечивает безопасность. Например, для младенца угрожающей ситуацией является отсутствия матери.
Дж. Грэй считает, что страх может возникнуть, если событие не происходит в ожидаемом месте и в ожидаемое время. То есть, отсутствие стабильности и постоянства – причина страха.
Страх может появиться в результате испытанной ранее боли или иных неприятных ощущений или эмоций. Такой страх будет носить условно-рефлекторый характер (вспомним эксперимент Джона Уотсона над мальчиком Альбертом).
Психолог С. Речмен обращает внимание на то, что страх может проявиться и в случае, когда человек ни разу не сталкивался с опасностью, а лишь слышал о ней от других людей или читал в книгах. Например, многие из тех людей, что боятся змей, никогда не имели с ними дела. То есть, причиной возникновения страха оказывается социальное взаимодействие, влияние других людей.
Например, маленький ребенок боится милиционеров и вообще всех, кто носит форму (военных, проводников, летчиков и т.д.). Совершенно очевидно, что у ребенка нет объективных причин бояться милиционера. Однако бабушка частенько использует такой дисциплинарный прием: «Не балуйся, сиди тихо, а то придет милиционер и тебя заберет», - говорит она. Естественно, ребенок не хочет попасть в руки какому-то страшному милиционеру, который ходит и забирает детей. Вот и появился страх. И причиной страха является именно взрослый, который этот страх сформировал и закрепил. Многообразие приобретенных детских страхов велико: Бабай, Серый Волк, Баба Яга, Кикимора Болотная, Леший, Чужой Дядя, Вор, Бандит и список этот можно продолжать до бесконечности.
Каковы же последствия страха? Сильный страх сопровождается неуверенностью в себе и дурными предчувствиями. Как следствие, страх может мешать продуктивной деятельности.
Например, ребенок тянется к ножницам. Он уже видел как мама резала бумагу и ножницы делали так задорно «чик-чик-чик». Конечно, ребенку тоже хочется также «чикать» и отрезать кусочки бумаги. Он протягивает руку, но громкий крик заставляет его отдернуть руку: «Не трогай, ты поранишься, это опасно». Какой страх появляется? Возможно, что страх перед ножницами. Но не это главное. Самое важное, что регулярные «не трогай», «ты еще маленький», «поставь на место» или даже «у тебя не получится» становятся причиной появления страха инициативы. Ребенок понимает, что за проявленную самостоятельность его будут ругать и не стремится проявлять ее.
КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ БОЯТЬСЯ