|
Как сказать «нет» близкому человеку?Автор статьи: Осипова Лидия Всеволодовна
(Салфетка вторая) За двадцать лет моей работы в психотерапии в психологии общества произошли очень сильные изменения. И то, что было новым, непривычным тогда, стало обыденным явлением сегодня. Речь, прежде всего, о предложении услуг. Тогда большинство людей не умело отказаться от предложенной навязчивым коммивояжером услуги, например, покупки ненужного фильтра для воды, или новой супер зубной щетки. И психологи обучали их технике вежливого отказа по «заезженной пластинке». Сейчас практически любой человек может легко это сделать, не испытывая каких-либо неприятных чувств. Однако, по-прежнему обращаются с проблемой отказа близким людям. Эту проблему уже не решить только методами обучения технике «заезженной пластики», хотя элементы ее и тут присутствуют. Какие же задачи надо решить психологу, чтобы помочь клиенту справиться с такой проблемой? Научить тут только поведенческим навыкам явно недостаточно. Их можно использовать только в виде заключительного шага. Изменения надо начинать на более глубинных личностных уровнях. Прежде всего, надо понять, что происходит с человеком, когда он не может сказать простое «нет» своему близкому, даже если понимает необходимость этого. Появляются крайне неприятные чувства: вины, раздражения, может быть даже страха. «Я боюсь отказать ему», «Я чувствую злость, когда мне надо отказывать», «Я чувствую себя виноватой», «Я откажу, а он обидится»- часто говорят клиенты. На основании этих чувств появляется вывод – «Я не могу отказать, мне легче согласиться и сделать, даже если последствия будут хуже». Как результат – ощущение «загнанности в угол», безнадежности, невозможности что-либо изменить. Чего же боится клиент, если ему приходится отказывать? Конечно, ответ очевиден. Потери любви близкого человека. Он заранее предвидит именно такой результат, и инстинкт самосохранения не позволяет ему отказывать. «Я ему откажу, а он меня любить не будет», примерно так формулируется это убеждение в мыслях клиента и подтверждается теми реальными чувствами вины, которые появляются при отказах. Да еще партнер может демонстрировать обиду, раздражение и другие реакции, которыми он буквально «наказывает» отказавшего ему. А потеря любви означает для нашего клиента потерю себя. Потому что он сам себя ценит мало. Его оценка себя основана на оценках окружающих. Если окружающие дают ему высокую оценку, хвалят и т.п., то он благополучен. Если же окружающие такой поддержки не дают, то и клиент чувствует себя плохим, никому не нужным. Правда заключается в том, что, как правило, реальной поддержки он не получает. Он ее домысливает, фантазирует. Но не это главное. Важно то, что нет и явного пренебрежения им, как случается после отказа. То есть, мы видим, что проблема отказа близкому человеку связана с проблемой самооценки. Соответственно, психологу надо решить прежде всего эту задачу, и тогда легко надстроить другое поведение. Работа эта довольно длительная. Нужен поиск ресурсов, нужно умение ценить самого себя, нужно изменение ряда ограничивающих убеждений, нужно помочь перестроить отношения с близкими и т.п.. Но, когда знаешь, куда идешь, то достаточно легко найти необходимые инструменты, чтобы помочь клиенту решить эту проблему. Конечно, это только один из вариантов. Исследование индивидуальности каждого клиента помогает найти и другие пути решения этой задачи. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|