Эффективность психо-коррекционного воздействия

Эффективность психокоррекционного воздействия.



Еще в самом начале своей профессиональной деятельности телесно-ориентированного психолога-консультанта я столкнулся с проблемой оценки результатов моей работы мной самим и моими клиентами с точки зрения их состояния после завершения всего процесса психокоррекционной работы.

Как правило, клиент основывается на своих субъективных ощущениях результата.Приходится сталкиваться с очень широким спектром реакций. От «целованья рук» («Вы настоящий волшебник») до едва скрываемого раздражения или даже до открытых агрессивных высказываний («Я зря потратил(а) свое время и деньги»). Последнее встречается гораздо реже, но «послевкусие» от такого финала гораздо сильнее, заставляет снова и снова прокручивать в голове весь ход консультаций, чтобы найти (как кажется) причину ошибки или оправдать себя и успокоиться.

Да, да, знаю и готов услышать массу полезных предложений о личной психотерапии и супервизии, но, тем не менее, обсуждая похожие ситуации со своими коллегами, четко представляю, как это не просто в повседневной практике. Я не говорю о профессиональном выгорании, до этого, слава Богу, не доходит. Но вопросы оценки собственной эффективности стоят и сейчас, по прошествии определенного количества лет, накопленных практики и представлений о личностном разнообразии клиентов, прошедших через мои руки, душу и сердце.

Толчком к написанию статьи стал попавшийся почему-то на глаза отрывок из книги Алешиной Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — Изд. 2-е. — М.: Независимая фирма “Класс”, 1999. — 208 с. Хочу привести этот отрывок целиком:

В чем именно состоит психокоррекционное воздействие, с чем связана его эффективность, можно описывать очень долго. Разные школы психотерапии и их авторы подчеркивают значение различных факторов при оказании психокоррекционного воздействия; ведущая роль в этом придается и катарсису, и изменению личностных структур, и приобретению смысла и т.д. (Фрейд 3., 1989; Франкл В., 1990, Rogers K., 1959). Но, в конечном счете, эффект психокоррекционного воздействия — это тайна, понять которую до конца невозможно (а, может быть, и не стоит).

Вот так!

Наши клиенты, как правило, сами выбирают количество встреч, исходя из имеющихся у них временных и материальных ресурсов. Некоторые позволяют себе единственную встречу, другие проходят курс. Как правило, курсовая работа показывает наибольшую эффективность. Довольно часто клиенты идут на повторные курсы с целью закрепления результата. И достаточно редко клиенты ходят годами, решив свою первоначальную задачу, ставят все новые, более сложные. Но большинство, высказав по «горячим следам» свое мнение о проделанной работе, уходят. Иногда оставляют письменный отзыв в почте или на специализированных ресурсах, таких, как B17 или Самопознание. Дальнейшая связь с клиентом, как правило, прерывается.

В принципе, человеку, обратившемуся к нам за помощью, должно стать лучше, чем было “до того”. Если клиент радостно говорит, что он действительно почувствовал себя лучше, то мы можем судить, что ожидаемая им помощь была оказана. Но ведь бывает и так, что только после определенного времени к клиенту приходит осознание, что он стал лучше разбираться в собственной проблеме и его действия стали более эффективными и экологичными для него. Может быть и такое, что человек, «встретившись» с собой истинным, испытывает далеко не комфортные ощущения, хотя такая работа является полезной для последующих изменений.

Может случиться, что клиент приходил не за изменениями, а за утешением, но не был понят консультантом. В таком случае через некоторое время у такого клиента появится чувство недовольства от проведенной работы.

Психологи узнают обо всем этом только в случае повторного обращения. Отсутствие надежных критериев эффективности работы заставляют искать подтверждения ее в разных направлениях. Для меня, например, было очень полезным использование на практике диагностического компьютерного комплекса «Лотос» (http://psy-praktik.ru/laboratory), позволяющего оперативно проводить оценку физического и психоэмоционального состояния клиента в начале каждого сеанса и после его завершения. Очень простая и наглядная картина изменений, которая понятна клиентам, выводится на экран и может быть выдана в цветной распечатке. Накапливаясь, информация о результатах работы позволяет клиенту формировать оценку об эффективности всего курса, как непосредственно после окончания работы, так и на более отдаленное будущее.

Конечно, использование приборной диагностики не решает всех проблем. Любая диагностика не совершенна. Но диагностика на «Лотосе» удачно укладывается в психотерапевтический процесс. У клиента появляется еще одна возможность делать объективные выводы об эффективности работы и о процессах, с ним происходящих.

В остальных случаях мне помогает постоянно совершенствуемая «третья» позиция к психокоррекционному процессу как к исследованию, бесценному для повышения собственной компетентности и эффективности работы. Телесно-ориентированная психотерапия, по моему личному мнению, дает широчайшие возможности для самосовершенствования.

Очень хотелось бы узнать мнение коллег-практиков, является ли для вас это проблемой? Если да, то как вы решаете ее для себя? Очень интересно мнение и клиентов, уже имевших опыт психотерапии.

Сергей Мишуров



Просмотров: 326
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Как выбрать? Техника для самостоятельной работы с проблемой выбора
  • Анализ своей работы, как ведущей семинара в новой для себя тематике.
  • Сомневаетесь в эффективности психотерапии? Результаты работы психолога Фила Тоула с группой «Metallica»
  • Фототерапия как метод психокоррекционной работы в работе практического психолога и специалиста социальной работы
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • «Я знаю, что для тебя лучше» или как родители выбирают профессию ребенку
  • Что мне делать со своими сновидениями? Маленькое упражнение для самостоятельной работы
  • База для психокоррекционной работы в случае полисимтоматики.
  • Я хочу лучшего психолога для себя, или Как выбрать психолога. Как понять, что терапевт вам подходит?
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Техники для работы с осознанием тела и сексуальности (+ подборка карт для работы)
  • Кибертерапия (е-терапия, интернет-консультирование) как перспективный метод консультационной работы в деятельности практического психолога и специалиста социальной работы
  • Не замужем или разведена: что лучше для женщины? Мнение психолога
  • 20 способов использования карточек с вопросами для себя и для работы с клиентами
  • Формула изменений: как сделать первый шаг. Серия 6: инструменты для работы со своим подсознанием
  • Как решиться на изменения в карьере и смену работы [для мам в декрете и не только]
  • Как начинающему психологу поддерживать себя после неудачной работы
  • Статья для тех, кто чувствует что его жизнь - серая и скучная, и очень хочет новизны
  • Как увеличить эффективность работы сотрудников
  • Если для вас нет работы, то создайте её себе сами!
  • Как разлюбить и попытаться забыть человека после его измены и очень некрасивого расставания?
  • Как создать авторскую программу для индивидуальной работы с клиентом?
  • Очень хочу жить так, как люблю, но.... что же скажет княгиня марья-алексевна?
  • Как я стал психологом и что может быть, если не прислушиваться к своим желаниям
  • Об эффективности работы психолога
  • Как написать сценарий фильма и заработать? Практика для работы с клиентом
  • Сила воли или почему не сбывается загаданное. И почему это важно для работы психолога.
  • Как повысить уверенность в себе для работы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь