Хорошие взаимоотношения с подростком. Возможно ли?

Хорошие взаимоотношения с подростком Возможно ли

Тема взаимоотношений и взаимопонимания с детьми очень актуальна и особую значимость приобретает в период подросткового кризиса. 

Почему? Да потому, что если до переходного возраста общение в семье с детьми было открытым и доверительным, то когда в  период кризиса подросток начинает вести себя агрессивно, непредсказуемо и эмоционально,  для родителей это становится неприятным сюрпризом и реакция с их стороны следует соответствующая.

Если же до 12 лет отношения между родителями и ребенком были уже эмоционально холодными и натянутыми, то избежать конфликтов и отдаления в ближайшие 3-4 года не удастся.

Как же сохранить или заново создать хорошие взаимоотношения с подростком?

Начну по порядку.  Когда ко мне на тренинги для подростков приходят дети, я обязательно задаю им вопрос: «Какие проблемы хотел бы каждый из вас решить в ходе тренинга?» И дети по очереди рассказывают о том, чему конкретно хотят научиться и что именно их сейчас волнует.  В большинстве случаев  подростки приходят на тренинги, узнав о мероприятии от родителей. Когда мне звонят родители, чтобы записать ребенка на занятие, я обязательно спрашиваю у них  возраст, пол, имя ребенка и почему или для чего они направляют ребенка на тренинг. Таким образом, у меня на момент проведения занятия имеется два запроса: от родителей и от самого подростка.

В большинстве случаев родителей волнует:

1.  Падающая успеваемость ребенка;

2.  Его агрессивность;

3.  Зависимость от интернета.

В большинстве случаев подросткам хочется разобраться с:

  1. Построением успешного общения со сверстниками;
  2. Собственными желаниями и целями;
  3. Проблемами с противоположным полом.

 Несложно заметить, что проблемы родителей, направивших детей на тренинг, не пересекаются с проблемами, волнующими самих детей. То есть родители переживают о ребенке по-своему, а ребенок переживает о себе по-своему. Эти переживания – две разные плоскости, которые могут никогда не встретиться.

Например, конкретная ситуация:  у ребенка нет друзей в классе, он не может устанавливать контакты со сверстниками, его падающая успеваемость (уже дошло до 2 баллов по основным предметам) не беспокоит его постольку, поскольку он переживает о своем статусе в классе, о том, как ему добиться признания сверстников. Он переживает, что он лузер, и жизнь не удалась. Постоянные требования родителей уделить больше внимания учебе вызывают агрессию и сопротивление – назло  начал учиться еще хуже. А интернет стал для него тем местом, где он может, выражаясь метафорично, «релаксировать», потому что в интернете не надо  переживать стресс от того, как он выглядит. Там можно не чувствовать себя одиноким, можно просто сидеть и не думать ни о чем, лайкая все, что тебе нравится. Родители парня в свою очередь с каждым месяцем все агрессивнее настроены по отношению к ребенку, так как для них проблема видится в контексте плохих оценок и потерянной перспективы поступления в те ВУЗы, которые были запланированы. Скандалы в семье участились, у сына стали развиваться проблемы со здоровьем (сердце, желудок),  взаимопонимание между сыном и родителями отсутствует.

Итак, переживания родителей и подростков слишком разные.  Взрослые хотят от детей, чтобы они были послушными, хорошо учились и «не сидели» в интернете. Дети хотят от взрослых, чтобы они «не лезли» в их дела, давали им деньги и свободу.

Кажется, конфликта интересов не избежать. Как же быть? 

Может это прозвучит банально, но для решения такой глобальной проблемы необходимо просто ВСТРЕТИТЬСЯ - услышать и увидеть друг друга.  Не сопротивляясь, не используя власть, не желая сделать наперекор, не принимая заранее в штыки, выслушать желания, интересы, мечты и, может быть, требования друг друга. Увидеть при этом глаза, мимику, жесты. Почувствовать своего ребенка или родителя. Дать обратную связь на все услышанное и увиденное, высказать спокойно свое мнение и услышать мнение в ответ. То есть вступить  в диалог, чтобы те плоскости, о которых я говорила выше, смогли пересечься. Выделить общие приоритеты,  разработать ОБЩУЮ цель и стратегию, правила общения в семье. Самостоятельно это сделать бывает очень тяжело, особенно, когда отношения уже напряжены. Для этих целей созданы специальные тренинги-практикумы для детей и родителей, проводятся совместные парные семейные психологические консультации.

Родителям и детям, которые не могут  найти общий язык для диалога, необходимо изменить прежние стереотипы поведения, стать более гибкими в отношениях, то есть:

  1. Родителям перестать использовать для влияния и убеждения ребенка исключительно авторитарную позицию и  научиться давать ребенку возможность собственного выбора;
  2. Подростку перестать перекладывать на других (родителей, сверстников, учителей)  вину и ответственность за все с ним происходящее – плохие оценки, неумение общаться, нежелание ходить в спортивные секции и т.п.  Ведь свобода и взрослость заключается в том, что приходится самому  нести  ответственность за свой собственный выбор и совершенные и несовершенные поступки.

 

Итак, взаимоотношения – это обмен мыслями, действиями, планами, это умение отдавать и принимать, а не только «упираться рогами» и настаивать на своем.

Хорошие взаимоотношения – это всегда  творчество и искусство общения.

Хорошие взаимоотношения с подростком  - это ежедневный эксперимент, от которого во многом зависит дальнейшая жизнь двух любящих или ненавидящих друг друга людей  - взрослеющего ребенка и родителя.

Хотите построить  хорошие взаимоотношения со своим ребенком?  Не опускайте руки, набирайтесь терпения, толерантности и дерзайте – слушайте и слышьте, говорите и выслушивайте, меняйтесь сами, меняйте стили общения и поведения, и ваш ребенок тоже изменится навстречу к вам.

С уважением, семейный психолог Светлана Рипка.



Просмотров: 490
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Рекомендации для родителей, которые хотят, чтобы дети были счастливы в браке
  • Для родителей, которые хотят взять ребенка в семью.
  • МАК: проблемные взаимоотношения родителей с подростком.
  • Взаимоотношения детей и родителей
  • Оцифрованные взаимоотношения родителей и детей
  • Как формируется характер? Взаимоотношения родителей и детей.
  • Консультирование по проблемам взаимоотношения детей и родителей. Случай из практики
  • Психологическое отделение ребенка от родителей: как это сделать и когда уже пора?
  • Ты разрываешь мое сердце или Хорошие Дети родителей не расстраивают…
  • Психологическая реакция родителей на появление в семье особого ребенка
  • Что волнует родителей? Анорексия у ребенка
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Проблемы родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
  • Что делать, чтобы ребенка (да и родителей) не переполняли лишние эмоции?
  • 8 советов для родителей, которые столкнулись с ярким проявлением негативных эмоций своего ребенка.
  • Взаимоотношения в семье в первый год жизни ребенка.
  • Личностные проблемы родителей, которые мешают вырастить здоровых детей
  • Программа подготовки детей и родителей к возвращению ребенка в кровную семью «Преобразование»
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • Как убить желания и интересы у ребенка. Анти инструкция для родителей.
  • Когда мы совсем разные.Темперамент детей и родителей
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Психологические особенности влияния стилей взаимоотношения в семье на агрессивность подростков
  • Как избежать ссор после рождения ребенка.Инструкция для родителей.
  • «Таблица умножения» или самостоятельность и ответственность? Что полезнее для ребенка и родителей.
  • Ребенок не выбирает родителей! Это мужчина и женщина выбирают друг – друга.
  • Мотивация ребенка к учебе. Рекомендации для родителей.
  • Отношения детей и родителей. Что было, что сейчас и к чему всё идёт?
  • Влияние родителей супругов на их взаимоотношения. Свекровь и невестка.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь