ТРИЗ в дошкольном образовании

Я веду математический кружок для дошкольников (MathLife.ru) и часто слышу
1) вопросы о ТРИЗе от родителей, которые хотели бы наиболее эффективно развивать детей или 2) рассказы о кружках ТРИЗ, которые посещают дети кроме моего, математического.

Написать статью меня сподвигла вакансия, опубликованная на hh, слова в которой максимально точно описывается МИФ, связывающий ТРИЗ с дошкольниками.

"Центр развития для детей от 1 года до 12 лет.
Наша цель - сформировать у ребенка креативное мышление. В основе преподавания любого предмета - ТРИЗ."

Мифы о Теории Решения Изобретательских Задач

1. ТРИЗ предназначен для развития креативного мышления у детей любого возраста.

2. ТРИЗ можно применять в преподавании ЛЮБОГО предмета. Будь то музыка или рисование, или математика - всё это можно преподавать через ТРИЗ.

3. ТРИЗ можно заниматься с дошкольниками.

А теперь давайте разберёмся

Что такое ТРИЗ и для кого предназначен?

Генрих Саулович Альтшуллер, автор ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), автор ТРТЛ (теории развития творческой личности), свои разработки адресовал
- взрослым
- детям возраста после 6-го класса (после 12 лет), у которых а) мозг дозревал до абстрактного мышления и б) в школьном курсе начиналась физика.

Почему взрослым и детям после 12-ти лет?

Потому что ТРИЗ решает электро-механические задачи (для заводов).

Разработок для дошкольников и для детских садов у Генриха Сауловича Альтшуллера не было.

 

Называть авторские (?) методики развития (?) дошкольников ТРИЗ - это не только этическая, но и юридическая ошибка.

Что собираются развивать у детей дошкольные "кружки ТРИЗ"?

Как правило - "сильное мышление" или "креативное мышление" или любое другое мышление.

В то время как Г.С.Альтшуллер говорил НЕ о развитии мышления, а о развитии ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.

Г.С.Альтшуллер выделил шесть качеств творческой личности.
Подробно об этих качествах следует читать на крупнейшем портале Европы, посвященному творчеству: http://vikent.ru/enc/132/

Давайте рассмотрим: насколько эти качества (как их определил создатель ТРИЗ) подходят к дошкольной педагогике (к детям 3-7 лет).

1-2-3-6. Достойная цель - "новая (ещё не достигнутая), значительная, общественно полезная"
+ "комплекс реальных рабочих планов достижения цели и регулярный контроль за выполнением этих планов"
+ "высокая работоспособность в достижении цели"
+ результат.

В силу того, что лобные доли головного мозга созревают только в 12 лет, дошкольники ориентированы на процесс, а не на результат.

Обычный ребёнок 5-ти лет ни за что не станет работоспособно изо дня в день заниматься полезным трудоемким делом, результат которого запланирован лет через 30. Дошкольник будет заниматься только тем, что ему интересно и результат чего он увидит в ближайшем (обозримом) будущем. 

Дошкольники живут здесь и сейчас, в развивающих занятиях их интересует процесс, а вовсе не будущая Нобелевская премия.

Да что дошкольники! Даже для школьников младших классов (до достижения 12 лет) работа ради результата не является мотивацией.
Попробуйте замотивировать троечника-второклассника в начале учебного года: "Если в годовом аттестате будут одни пятерки, я куплю тебе велосипед/игровой компьютер/то, что важно для ребёнка". И ждите, что он теперь весь год будет учиться на отлично.
Второклассник, разумеется, согласится и тут же забудет о договоре до конца учебного года. Потому что вот ребёнок - он здесь, а где конец учебного года? Это то, что наступит после осени, зимы, нового года, зимы, весны? Займусь-ка я лучше действительно важными для меня сейчас делами, - подумает второклассник и будет по-своему прав.

Дошкольники и результативность в достижении новой и полезной миру Цели рядом не существуют.

4. Сотни (!) решенных изобретальских электро-механических задач. 

Обычный ребёнок 5-ти лет может на занятии прожить озарение - он понял, как решить первый уровень головоломки Ханоские башни из трёх дисков, облик его прояснился, а на лице выступил восторг. Но понимание того, как переставить с места на место 5 дисков, может занять у него не один месяц. 

О хорошей технике решения изобретальских задач в дошкольном возрасте говорить не приходится.

5. Способность отстаивать свои разработки.

Обычный ребёнок 5-ти лет желает внимания к себе со стороны преподавателя, желает добросердечной атмосферы кружка и всегда выигрывать.

В ситуациях, когда ребёнок ставится в состояние отстаивания (своего желания, своего выигрыша и т.д.), его оппоненты, дети такого же возраста, не разбирают средств для нанесения ударов. Они точно тыкают своими пальцами в семейные/физические/психологические проблемы этого ребёнка. Что-то из сказанного да долетит в цель, и маленький человечек вместо того, чтобы стойко и спокойно доказывать свою правоту, впадает в истерику и горько рыдает.

Можно ли научить ребёнка дошкольного возраста спокойно, уравновешенно, разумно "держать удар"? И нужно ли учить дошкольников именно этому?

Так что же развивают у ребёнка "дошкольные ТРИЗ-кружки"?
  • Творческие способности, НЕ ведущие к воспитанию качеств творческой личности, которые определил создатель ТРИЗ Генрих Саулович Альтшуллер?
  • Мышление, которое Г.С.Альтшуллер НЕ призывал развивать (и развитием которого успешно занимается математика)?
  • Умение "нестандартно мыслить"? Но Г.С.Альтшуллер НЕ учил "нестандартно мыслить". Он учил РЕШАТЬ ЗАДАЧИ и получать РЕЗУЛЬТАТ.

Вывод

Безусловно, развитие детей, особенно если это им нравится - замечательно. Это всяко гораздо лучше, чем вместо "дошкольного ТРИЗ-кружка" мусорить на улицах.

Однако родителям хорошо было бы знать, что Г.С.Альтшуллер предъявлял к преподавателям ТРИЗ очень жесткие требования:

  • результативность в решении небанальных задач;
  • сотни собственных, т.е не списанных из книг Г.С.Альтшуллера (электро-механических) задач. 
Вопрос: существует ли такой педагог дошкольного образования, который соответствует критериям, предъявляемым к преподавателю ТРИЗ?

В связи с участившимися онлайн тренингами по дошкольному ТРИЗ и их агрессивной рекламе, я спрашивала одного ведущего онлайн программы по ТРИЗ для дошкольников: "Приведите пример небанальной задачи, которую Вы решили? У Вас есть собственные примеры задач для дошкольников, нигде ранее не печатавшихся?"

Ответ был устный, потому цитата не точная: - Ну что Вы, какие небанальные задачи. Я же работаю с дошкольниками. По книгам.

Меня часто спрашивают: "Почему Вы не преподаёте ТРИЗ? В интернете столько методик - возьмите какую-нибудь и пользуйтесь".

Ещё один пикантный момент:

Для законного преподавания ТРИЗ необходимо приобрести права у наследников  (семьи Г.С.Альтшуллера).

Я призываю задуматься авторов "дошкольных программ по ТРИЗ" не только о этической и юридической ошибке использования громкой, раскрученной, хорошо продающейся аббревиатуры ТРИЗ, но и о том, что дети ждут от педагога честности и профессионализма.

Оставляю открытый вопрос:

Может быть, честнее предлагать методику под своим именем и лично отвечать за эту методику перед маленькими, искренне верящими педагогу детьми и их родителями, нежели чем ссылаться на электро-механический ТРИЗ, не адаптированный Г.С.Альтшуллером к дошкольному возрасту? 

Благодарю Игоря Леонардовича Викентьева и крупнейший в Европе портал Vikent.ru, посвящённый изучению гениев, гениальности и профессионального креатива, а также методикам творчества, увеличивающим вероятность решения небанальных задач за помощь.



Просмотров: 225
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Использование принципов ТРИЗ в бизнесе
  • "NLPt-психотерапия. Практик". Шпаргалка через "Хорошо сформулированный результат"
  • "Работа с МАК". Расклад "Цель-результат". (+СSMARTE)
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Часть 2. "Ходячие гробики": почему вредно говорить детям "нельзя злиться"
  • Позитивное мышление и аффирмации в чистом виде не "прокатят": "тени" не дадут
  • "Тревожность детей дошкольного возраста" (признаки, методы, советы родителям).
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • "Мы хорошо покушали" или "Как воспитать из ребёнка невротика".
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • "Спиной к семье" или "Почему он ушел от меня... в компьютер?"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Что такое "ИНТУИЦИЯ"? (из теории "социального интеллекта" И.В. Герасимова)
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Ученический суицид: работа "до" и "после".
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь