|
ТРИЗ в дошкольном образованииАвтор статьи: Надежда Владимировна Братчикова
Я веду математический кружок для дошкольников (MathLife.ru) и часто слышу Написать статью меня сподвигла вакансия, опубликованная на hh, слова в которой максимально точно описывается МИФ, связывающий ТРИЗ с дошкольниками. "Центр развития для детей от 1 года до 12 лет. Мифы о Теории Решения Изобретательских Задач 1. ТРИЗ предназначен для развития креативного мышления у детей любого возраста. 2. ТРИЗ можно применять в преподавании ЛЮБОГО предмета. Будь то музыка или рисование, или математика - всё это можно преподавать через ТРИЗ. 3. ТРИЗ можно заниматься с дошкольниками. А теперь давайте разберёмся Что такое ТРИЗ и для кого предназначен? Генрих Саулович Альтшуллер, автор ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), автор ТРТЛ (теории развития творческой личности), свои разработки адресовал Почему взрослым и детям после 12-ти лет? Потому что ТРИЗ решает электро-механические задачи (для заводов). Разработок для дошкольников и для детских садов у Генриха Сауловича Альтшуллера не было.
Называть авторские (?) методики развития (?) дошкольников ТРИЗ - это не только этическая, но и юридическая ошибка. Что собираются развивать у детей дошкольные "кружки ТРИЗ"? Как правило - "сильное мышление" или "креативное мышление" или любое другое мышление. В то время как Г.С.Альтшуллер говорил НЕ о развитии мышления, а о развитии ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ. Г.С.Альтшуллер выделил шесть качеств творческой личности. Давайте рассмотрим: насколько эти качества (как их определил создатель ТРИЗ) подходят к дошкольной педагогике (к детям 3-7 лет). 1-2-3-6. Достойная цель - "новая (ещё не достигнутая), значительная, общественно полезная" В силу того, что лобные доли головного мозга созревают только в 12 лет, дошкольники ориентированы на процесс, а не на результат. Обычный ребёнок 5-ти лет ни за что не станет работоспособно изо дня в день заниматься полезным трудоемким делом, результат которого запланирован лет через 30. Дошкольник будет заниматься только тем, что ему интересно и результат чего он увидит в ближайшем (обозримом) будущем. Дошкольники живут здесь и сейчас, в развивающих занятиях их интересует процесс, а вовсе не будущая Нобелевская премия. Да что дошкольники! Даже для школьников младших классов (до достижения 12 лет) работа ради результата не является мотивацией. Дошкольники и результативность в достижении новой и полезной миру Цели рядом не существуют. 4. Сотни (!) решенных изобретальских электро-механических задач. Обычный ребёнок 5-ти лет может на занятии прожить озарение - он понял, как решить первый уровень головоломки Ханоские башни из трёх дисков, облик его прояснился, а на лице выступил восторг. Но понимание того, как переставить с места на место 5 дисков, может занять у него не один месяц. О хорошей технике решения изобретальских задач в дошкольном возрасте говорить не приходится. 5. Способность отстаивать свои разработки. Обычный ребёнок 5-ти лет желает внимания к себе со стороны преподавателя, желает добросердечной атмосферы кружка и всегда выигрывать. В ситуациях, когда ребёнок ставится в состояние отстаивания (своего желания, своего выигрыша и т.д.), его оппоненты, дети такого же возраста, не разбирают средств для нанесения ударов. Они точно тыкают своими пальцами в семейные/физические/психологические проблемы этого ребёнка. Что-то из сказанного да долетит в цель, и маленький человечек вместо того, чтобы стойко и спокойно доказывать свою правоту, впадает в истерику и горько рыдает. Можно ли научить ребёнка дошкольного возраста спокойно, уравновешенно, разумно "держать удар"? И нужно ли учить дошкольников именно этому? Так что же развивают у ребёнка "дошкольные ТРИЗ-кружки"?
Вывод Безусловно, развитие детей, особенно если это им нравится - замечательно. Это всяко гораздо лучше, чем вместо "дошкольного ТРИЗ-кружка" мусорить на улицах. Однако родителям хорошо было бы знать, что Г.С.Альтшуллер предъявлял к преподавателям ТРИЗ очень жесткие требования:
Вопрос: существует ли такой педагог дошкольного образования, который соответствует критериям, предъявляемым к преподавателю ТРИЗ? В связи с участившимися онлайн тренингами по дошкольному ТРИЗ и их агрессивной рекламе, я спрашивала одного ведущего онлайн программы по ТРИЗ для дошкольников: "Приведите пример небанальной задачи, которую Вы решили? У Вас есть собственные примеры задач для дошкольников, нигде ранее не печатавшихся?" Ответ был устный, потому цитата не точная: - Ну что Вы, какие небанальные задачи. Я же работаю с дошкольниками. По книгам. Меня часто спрашивают: "Почему Вы не преподаёте ТРИЗ? В интернете столько методик - возьмите какую-нибудь и пользуйтесь". Ещё один пикантный момент: Для законного преподавания ТРИЗ необходимо приобрести права у наследников (семьи Г.С.Альтшуллера). Я призываю задуматься авторов "дошкольных программ по ТРИЗ" не только о этической и юридической ошибке использования громкой, раскрученной, хорошо продающейся аббревиатуры ТРИЗ, но и о том, что дети ждут от педагога честности и профессионализма. Оставляю открытый вопрос: Может быть, честнее предлагать методику под своим именем и лично отвечать за эту методику перед маленькими, искренне верящими педагогу детьми и их родителями, нежели чем ссылаться на электро-механический ТРИЗ, не адаптированный Г.С.Альтшуллером к дошкольному возрасту? Благодарю Игоря Леонардовича Викентьева и крупнейший в Европе портал Vikent.ru, посвящённый изучению гениев, гениальности и профессионального креатива, а также методикам творчества, увеличивающим вероятность решения небанальных задач за помощь. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|