Гендерные представления дошкольников: продукт семейного воспитания

Данное исследование посвящено изучению гендерных представлений дошкольников. Однако, прежде чем обсуждать непосредственно полученные эмпирические данные, необходим небольшой теоретический экскурс в изучаемую проблему.

Итак, гендер (от английского слова gender) – это социальный пол, в отличие от пола как биологической данности, гендерные представления – представления о мужчине и женщине, их роли и предназначение в обществе.

Однако наше исследование посвящено дошкольникам, следовательно, нас интересует не только и не столько гендерные представления дошкольников, но и  механизмы их возникновения, что собственно, и отражается в названии темы статьи.

Понятно, что гендерные представления как, собственно, и любые другие представления, формируется в процессе социализации. Выделяют несколько основных институтов социализации: семья, школа, детский сад или трудовой коллектив, группа сверстников, средства массовой информации (СМИ), политическая и социальная система, религия. Однако для дошкольников основным институтом социализации является семья и группа сверстников. Конечно, мы можем говорить о том, что современный дошкольник массу времени проводит перед телевизором и, следовательно, СМИ можно причислить к основным институтам социализации дошкольника. Но по нашему мнению, наиболее значимый институт социализации тот, который является авторитетом для объекта социализации. Дошкольники же воспринимают телевизор лишь как развлечение, не культивируя его, как, например подростки или даже взрослые.

Что же касается группы сверстников, то, не смотря на то, что она является относительно автономной системой с полномочиями института социализации, ее нельзя назвать полноправным институтом гендерной социализации о коей, собственно, и идет речь.

Итак, давайте посмотрим на результаты семейного воспитания ребенка.

Гипотеза нашего исследования включает в себя следующие положения:

  1. Гендерные представления дошкольников стереотипны, т.е. отражают сложившиеся в обществе традиционные представления о мужчине и женщине.
  2. Гендерные представления дошкольников разного пола отличаются.
  3. Гендерные представления дошкольников отражают реальную ситуацию гендерной сегрегации в семье.

Исследование заключалось в том, что двадцатичетырем испытуемым шести-семи лет предлагалось написать ассоциации к словам “мама” и “папа”. Перед этим с детьми было проведено четыре занятия, где в качестве слова-стимула фигурировали другие слова-стимулы (“Новый год”, “осень” и т.п.). Инструкция звучала следующим образом: “Давайте подумаем и напишем слова, которые связаны у нас со словом “мама” и, соответственно, “папа”. Подсчитывалась частота употребления слов мальчиками и девочками.

Нами было выделено три кластера, которые условно были названы “мама” (этот кластер отражает представления фемининности), “папа”, отражающий представления маскулинности и гендерно-нейтральный (в него вошли слова, которые употреблялись детьми на оба стимула).

Сначала целесообразно обозначить все три кластера, чтобы потом было понятнее, о чем, собственно, идет речь.

В первый кластер вошли такие существительные как веник, нож, плита, суп, обед, фартук, спицы, утюг, посуда, цветы, сережки, помада, косметика, шуба, дочь и глаголы  моет, ходит в магазин, накрывает на стол, варит, убирает, стирает, гладит, красится и т.д.

Во второй кластер вошли существительные трактор, строитель, машина, сын, рубашка, зонт, куртка, удочка, сапоги, газета, очки и глаголы смотрит телевизор, лежит, читает, пьет чай, кофе, катается на велосипеде, заводит машину.

В третий, гендерно-нейтральный, кластер мы включили такие существительные как работа, телевизор, новости, магазин, шапка и глаголы готовит, работает, помогает (если ассоциация на слово “мама”, то “помогает папе”, если ассоциация на слово “папа”, то наоборот).

А теперь попробуем проанализировать полученные ассоциации изнутри.

Ассоциации на слово “мама” мы разделили на четыре неравных группы. Называть их целесообразно по степени выраженности от наиболее редко встречающихся до наиболее часто. Первая группа, получившая название “отдых” (в нее вошли слова телевизор, новости) занимает 6% от общего числа ассоциаций на слово “мама”.

Вторая группа ассоциаций под общим названием “работа” встречается в 7% случаев и включает такие слова как работа, работает.

Следующая группа ассоциаций – “приукрашение себя” (сережки, помада, духи, красится и т.д.) встречается в 19% случаев.

И самая большая по частоте встречаемости группа – “обслуживание семьи” (веник, обед, утюг и т.д.) занимает 63% ассоциаций.

И 5% ассоциаций не вошли не в один тематический раздел (шапка, торт, кошка и т.п.).

Ассоциации на слово “папа” дают нам также четыре тематических раздела. Эти разделы почти идентичны тем, которые мы выделили, анализируя ассоциации на слово “мама”, только частота их встречаемости обратно пропорциональна.

Итак, самый маленький блок – “обслуживание семьи” состоит всего из двух глаголов (готовит и помогает маме) и занимает 7,5% от общего числа ассоциаций.

Следующий раздел – “активный отдых” (катается на велосипеде, ружье, охота, удочка) встречается в 14% ассоциаций.

Еще одна группа ассоциаций “работа” (машина, трактор, строитель, работает) встречается в  20% случаев.

И, наконец, самый большой раздел – “пассивный отдых” (лежит, читает, пьет чай, кофе, газета, диван, новости) занимает 26% ассоциаций.

Заметим, что достаточно большой процент ассоциаций (32,5%) не вошли ни в один раздел.

Этот анализ подтверждает нашу гипотезу о стереотипности гендерных представлений дошкольников. Образ матери феминен: женщина посвящает себя семье, заботится о том, чтобы понравится мужчине.

А вот образ отца я бы назвала не маскулинным, а пассивно-маскулинным, т.к. с одной стороны основные характеристики маскулинности присутствуют в этом образе, но доминирует пассивное отношение к жизни в рамках семьи.

Еще хотелось бы остановится на некоторых, не вошедших ни в один раздел ассоциациях. Среди ассоциаций на слово “мама” несколько раз встречалось прилагательное “любимая”, да и просто признание в любви типа “я люблю тебя”. Такого эмоционального отношения к отцу замечено не было. Объяснить этот феномен мне представляется возможным только следующим образом. Традиционный стереотип фемининности предполагает эмоциональность, в стереотип же маскулинности такое качество не входит, мало того, для мужчины быть эмоциональным считается  чуть ли не унизительно, эта характеристика не соответствует образу настоящего мужчины. Ребенок же, считая своих родителей настоящими Мужчиной и Женщиной приписывает им эти традиционные стереотипные черты, еще раз искусственно подчеркивая то, что и он уже помимо своей воли  включен в мир, где существует жесткая сегрегация “мужского” и “женского”.

И еще один интересный момент. Среди ассоциаций встречались слова дочка и сын, что вполне логично. Но самое интересное, что ассоциация “дочка” встречалось только по отношению к слову “мама”, а “сын” только по отношению к слову “папа”. То из этого можно сделать вывод об идентификации ребенка именно с родителями своего пола.

Что касается гипотезы о половом различии гендерных представлений, то эта гипотеза не подтвердилась. Гендерные представления мальчиков и девочек достоверно не различаются.

Проверка истинности третьей гипотезы о том, что гендерные представления отражают реальную ситуацию гендерной сегрегации в семье проходила следующим образом. В индивидуальной беседе детей просили рассказать о том, как у них дома происходят выходные. Ответы фиксировались по уже выделенным эмпирическим индикаторам. Как этого и следовало ожидать, выяснилось, что мама обычно занята в сфере домашнего хозяйства, а папа отдыхает. То есть эта гипотеза подтверждается.

Проанализировав полученные эмпирические данные, мне хотелось бы вывести из них некоторые теоретические положения, касающиеся гендерной социализации.

Мы уже убедились в том, что гендерные представления  детей формируются в семье, но не учили того, что ребенок как носитель этих гендерных представлений не является бесполым существом. И именно в процессе семейного воспитания происходит становление гендерной идентичности ребенка. Ориентируясь на своих родителей, их поведение, ребенок выбирает только те модели поведения,  которые соответствуют его полу.

Так, девочки больше помогают маме, чем мальчики, а мальчики больше играют, что является прообразом активного отдыха у мужчин. То есть, мы видим, что ребенок строит поведение исходя не из внутренних побуждений, а в зависимости от доминирующих в обществе представлений о мужчине и женщине.

Основная же проблема заключается в том, что общество не дает человеку полной возможности выбора, реализация человека во многом обусловлена его  биологическим полом, выход же за рамки пола осуждается и порицается не только ближайшим окружением, но всей социальной системой, которая, заметим, является мужской.



Просмотров: 464
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Гендерные представления родителей
  • Гендерные представления советского периода: формирование нового стереотипа фемининности
  • Гендерные представления как социокультурный феномен
  • Представления об идеальной семье у детей-сирот
  • О феминности и маскулинности 2.0. : Представления о гендере в Америке к концу 20 века
  • О феминности и маскулинности 2.0. : Представления о гендере в Америке к концу 20 века
  • Представления о глупости или ода разуму. (размышления об обществе, Пушкине и психотерапии)
  • Подростки: образ тела и представления о сексуальности
  • Mаркеры социальных представления об инклюзивном образовании в средствах массовой информации
  • Представления о смерти у детей
  • Представления о «мужественности» у мужчин: анализ, последствия
  • Установление телесных границ и представления об интимности у ребенка.
  • Этно-Историко-Психологические представления о времени.
  • Представления о ситуации развода у мужчин и женщин
  • Особенности работы по формированию представления схемы собственного тела у детей с ДЦП.
  • Как адекватно реагировать на втискивание в чужие рамки, представления, чувства вины.
  • Откуда берутся представления о том, что женщины хуже мужчин?
  • Базовые представления.
  • Представления о ситуации развода у мужчин и женщин. Смерть или свобода
  • Дети и пространственные представления.
  • Представления важнее реальности
  • Мифологические представления о болезнях
  • Ожидания и представления клиента
  • Мультсериал "Маша и Медведь" как фактор гендерной социализации детей
  • Представления о себе – катастрофы и оправдания
  • Ожидания и представления о работе с психологом.
  • Представления об эмоциях и мотивация в терапии
  • Представления о психозе в теории З. Фрейд
  • Ошибочные представления об идеальной работе
  • Страх отвержения и представления о себе.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь