Гендерные представления родителей

В настоящее время в отечественной социальной психологии много внимания уделяется изучению социальных представлений (М. И. Воловикова, О. А. Гулевич, И. А. Джидарьян, Т. П. Емельянова, А. Н. Славская и др.). Основная особенность социальных представлений – это подверженность изменению вследствие экономических, политических, социальных изменений в обществе. То есть, социальные представления могут считаться индикатором общественно-политической ситуации. Гендерные представления, понимаемые как представления о ролях и статусах мужчины и женщины в обществе, являются одной из разновидностей социальных представлений и так же становятся предметом изучения (Ю. Е. Гусева, И. С. Клецина). Содержание гендерных представлений отражает ряд процессов, происходящих в обществе: особенности гендерной идеологии, гендерной политики государства, роли и статусы мужчин и женщин.

В данной работе мы изучали гендерные представления родителей. Такой выбор сделан не случайно. Дело в том, что родители – это основной институт социализации для детей. Представления родителей становятся детерминатой в воспитательном процессе. Следовательно, анализ гендерных представлений родителей дает нам прогноз о том, каким воспитывается будущее поколение россиян.

Методологической основой данного исследования является теория социальных представлений С. Московичи. В исследовании принимали участие 48 испытуемых (из них 29 женщин и 19 мужчин), в возрасте от 26 до 44 лет, имеющие детей. Исследование  проводилось способом, типичным для исследования социальных представлений. Испытуемым предлагалось дать ряд свободных ассоциаций на слова-стимулы «мужчина» и «женщина». При этом, время не ограничивалось и испытуемые могли дать столько ассоциаций, сколько считали необходимым и достаточным. Также не ограничивался формат ассоциаций, испытуемые могли давать как краткие, так и развернутые ответы. Мы предполагаем, что развернутые ответы демонстрируют эмоциональный отклик испытуемых и могут быть важны для анализа. Все ответы фиксировались и обрабатывались с помощью метода контент-анализа.  Анализ гендерных представлений происходил в рамках предложенной Ж.-К. Абриком структуры, в которой выделяется ядро и периферия социальных представлений. «В Социальных представлениях существует центральное ядро, которое связано с коллективной памятью и историей группы, оно определяет гомогенность группы через консенсус, оно стабильно, связно и устойчиво. В свою очередь, периферическая система обеспечивает интеграцию индивидуального опыта и истории каждого члена группы, поддерживает гетерогенность группы, она подвижна, несет в себе противоречия, чувствительна к наличному контексту, выполняет функцию адаптации к конкретной реальности» [3].

Анализ гендерных представлений показал, что ядро гендерных представлений связано с нормативными, устоявшимися в обществе представлениями о маскулинности и фемининности. А именно, ядро представлений о женщинах связано с категориями женственности и включают такие традиционные понятия как хранительница домашнего очага, семья, дети, красота, доброта. Соответственно, ядро представлений о мужчинах представлено категориями маскулинности: защитник, опора, добытчик, сильный, уверенный. То есть, можно говорить о том, что ядро гендерных представлений составляют традиционно-патриархатные  гендерные представления.

Используя терминологический аппарат социальной психологии, мы можем утверждать, что ядро гендерных представлений по сути составляют стереотипы маскулинности-фемининности. В современном обществе уже не настолько сильны гендерные стереотипы, гендерные роли не являются строго детерминированными биологическим полом, мужчины и женщины примерно одинаково включены в трудовую деятельность, в общественную жизнь, гендерная дискриминация существует, но не носит массовый характер на государственном уровне. И при этом ядро гендерных представлений составляют гендерные стереотипы. Это как раз проявление коллективной памяти, истории, элемент культурного прошлого, который запечатлен в гендерных представлениях.  Одним из косвенных доказательств того, что стереотипы маскулинности-фемининности являются ядром гендерных представлений можно считать наличие стереотипных высказываний у всех без исключения испытуемых. Причем все испытуемые начинали свои ассоциации именно со стереотипных высказываний. Например, типичным началом ассоциативного ряда на стимул «женщина»  было такое: «Женщина – мать, жена, красивая, добрая, заботливая, умная, хорошая хозяйка» [Женщина, 34 года].

Особого внимания заслуживает анализ периферии гендерных представлений. Это ситуативная, подвижная, изменчивая и противоречивая часть социальных представлений, которая отражает современные реалии и является  основным индикатором происходящих в обществе изменений.  В нашем исследовании в большей степени представления о мужчине были нагружены периферическими высказываниями. Представления о женщинах содержали преимущественно ядро гендерных представлений.

Как мы уже упоминали выше, суждения, относящиеся к ядру, испытуемые вербализировали в самом начале и их вербализация не была эмоционально насыщенной. Напротив, суждения, относящиеся к периферии, были очень эмоционально насыщенными, испытуемые активно высказывали свое отношение к проблеме, пытались не только донести свои представления до исследователя, но и доказать правоту собственных суждений. Индикатором эмоциональной значимости периферической части является повышение голоса, увеличение скорости речи испытуемых, жестикуляция, переход от кратких ассоциаций и изложению собственных мыслей, чувств, отношений.

Рассмотрим периферическую часть гендерных представлений о мужчине. К периферии относятся в первую очередь суждения о нормативной мужской гетеросексуальности, которые оказываются очень эмоционально насыщенными, особенно для испытуемых-мужчин. «Мужик должен быть мужиком, а не какой-нибудь Кончитой Вурст!» [Мужчина, 28 лет].  Вероятно, политический дискурс о запрете пропаганды гомосексуальных отношений, активно транслируемый средствами массовой информации и коммуникации, проявился и на уровне гендерных представлений. Чуть более десятилетия назад гомосексуальность не была столь значимым компонентом гендерных представлений ни в сознании людей, ни в средствах массовой информации. А именно, при изучении гендерных представлений студентов,  суждения о сексуальной ориентации не вошли в структуру гендерных представлений, так как не назывались испытуемыми  [2]. Анализируя  прессу начала XXI века, мы также не выделяли суждения о гомосексуальности как  компонент структуры гендерных представлений [1]. В современных средствах массовой информации гомосексуальность становится значимым суждением в структуре гендерных представлений.

Отдельного внимания заслуживают опасения, входящие в структуру периферии гендерных представлений. Это именно опасения о потенциальной гомосексуальности собственных детей и беспокойство о пропаганде гомосексуальности: «Кругом одни геи. Что видят наши дети? Как вырастить детей нормальными? Страшно жить» [Мужчина, 42 года]. Такого рода опасения характерны как для мужчин, так и для женщин. Можно предположить, что такие опасения родителей могут негативно повлиять на детей. А именно, гомофобные суждения в структуре гендерных представлений родителей могут способствовать тому, что родители будут стараться воспитывать Настоящего Мужчину, не учитывая ни реальных склонностей ребенка, ни его социально-психологических характеристик. И в данном случае речь не идет о «профилактике» гомосексуальности. Потому что воспитание нормативной гетеросексуальности – это в первую очередь разрушение в мальчике любых фемининных характеристик и склонностей, что может быть разрушительно для ребенка.

Подытоживая, можно отметить, что в структуре гендерных представлений ядро представлений содержит традиционно-патриархатные, стереотипные гендерные представления, а периферическая часть гендерных представлений людей является в первую очередь откликом на политический дискурс. Таким образом, можно говорить о том, что гендерные представления (особенно периферическая часть) – это отражение социально-политической ситуации в стране. 

Литература:

  1. Гусева Ю.Е. Влияние социально-исторических изменений в обществе на трансформацию гендерных представлений в популярной прессе: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук: спец. 19.00.05 – соц. психология. – СПб. 2007. – 25 с.
  2. Гусева Ю. Е. Гендерные представления студентов // Гендерные отношения в современном российском обществе. Материалы второй межвузовской студенческой конференции. – СПб.: СЗАГС, НИЯК, 2002. – С. 69-85
  3. Емельянова Т. П. Социальное представление – понятие и концепция: итоги последнего десятилетия // Психологический журнал. – 2001.  – Т. 22. – № 6. – С. 39-47.

Выходные данные:

Гусева Ю.Е. Гендерные представления родителей //  Психологическое здоровье личности: теория и практика: сборник научных трудов по материалам I Всероссийской научно-практической конференции.  - Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014, - С. 240-243.



Просмотров: 406
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Символьно-культурный компонент гендерных представлений
  • Анализ собственных представлений о психологии и психологе
  • Сравнительный анализ представлений о родительской эффективности у родителей и подростков
  • Материнство в зеркале общественных представлений. Все ли так радужно, как нам это обычно кажется?
  • Теоретический анализ представлений о смерти в отечественной психологии
  • Жизнь из представлений или ощущений… что выбираете вы?
  • Управление семьей: стереотипы представлений и особенности поведения человека в семье
  • Отношения с родителями как условие развития представлений студентов о брачном партнере
  • Тактильные упражнения для развития начальных математических представлений ребенка.
  • Какова цена представлений об устойчивости личности для человека?
  • Система представлений человека о себе - Я-концепция
  • Вопросы представлений о болезни у детей и их психологическая профилактика
  • О роли представлений и сомнений (отрывок)
  • Материнство в зеркале общественных представлений. Часть 2
  • Развитие представлений о собственном теле у детей старшего дошкольного возраста
  • Научно-теоритические предпосылки изучения представлений о самосохранительном поведении у девушек
  • Эмпирическое исследование особенностей представлений о смерти у современных подростков
  • Об актуальности формирования представлений девушек 16-17 лет о самосохранительном поведении
  • Относительность представлений о плохом и хорошем
  • Секс и Близость: Конфликт Представлений
  • Контрперенос и развитие представлений о психоаналитических отношениях
  • Краткая характеристика юнгианских представлений, имеющих отношение к песочной терапии
  • Парадокс экзистенциальных переживаний.Уникальность представлений об истине.
  • Возможности иппотерапии в коррекции представлений о собственном теле
  • Взаимосвязь пространственных и временных представлений с позиции детской нейропсихологии
  • Механизмы прерывания цикла-контакта в теории Гештальта: пересмотр традиционных представлений
  • Влияние гендерных характеристик на оценку качества своей жизни.
  • О гендерных ролях
  • Построение мудрых гендерных отношений
  • Mаркеры социальных представления об инклюзивном образовании в средствах массовой информации



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь