|
Представления о глупости или ода разуму. (размышления об обществе, Пушкине и психотерапии)Автор статьи: Балакина Марина Станиславовна
«Если бы глупость не обладала бы некими свойствами, которые позволяют ей выдавать себя то за талант, то за прогресс, то за надежду или совершенствование, никто не стремился бы быть глупцом». Роберт Музиль. Как-то на презентации серии книг по психотерапии, где мне довелось присутствовать, прозвучал вопрос, сформулированный от аудитории к президиуму, о том, что вот, дескать, люди устав от собственных ошибок, от «дурной повторяемости» событий, от внутреннего «эмоционального хаоса», от бесплодных попыток изменить ситуацию к лучшему в семье, на работе, улучшить свое душевное состояние, спрашивают: «Когда надо обращаться к психотерапевту? Когда уже пора «лечиться»? Каковы первые симптомы нездоровья, эти «первые звоночки»-что это? Как их уловить, распознать? Чтобы не усложнять ответ, на первый взгляд, простой вопрос, психотерапевт, которому был задан этот вопрос, отвечал, что прийти никогда не поздно, и профилактика всегда полезна. Смысл этого ответа таков – приходите и будем разбираться, но объяснения оказываются в этом случае расплывчатые и не конкретные. Это не значит, что он не компетентен, не знаком с проявлением симптомов, или с диагностикой в психотерапевтической практике. В этом также нет проявления неуважения к человеку. Наоборот, психотерапевт бережно и терпеливо относится, понимая, что осознание человеком своего состояния это длительный, кропотливый процесс, который осложнен еще и тем, что само общество является носителем стереотипов, предубеждений, негативных верований. Важно не только понимать о каком именно человеке идет речь, в каком социальном окружении он живет. Что нормально для одного контекста жизни, не является таковым для другого. Например, экстравагантное поведение талантливого художника или монаха-отшельника в рамках своего ценностного мира будет считаться вполне нормальным. Важно также учитывать сам культурный контекст- в тисках каких стереотипов может находиться общество, сообщество или человек в силу культурно-исторической ситуации. Не все ответы могут быть поняты и приняты. Конечно, многие давно уже успешно пользуются преимуществами психотерапии; но общество, в целом, из-за ряда причин, в том числе исторических, пока не готово использовать в полной мере эти возможности. Возвращаясь к вопрошающему, что же ему делать? Прежде, чем прийти на психотерапию или же, к примеру, заняться самоисцелением, нужен мотив, как минимум, понимание, что что-то не так. А может, те глупые ситуации, в которые он постоянно попадает, происходят вовсе не по его вине, думает человек, это окружающие злые, завистливые, хитрые… и т.п., а с ним-то самим все нормально! Это окружающих надо исправлять, полагает он. И что это за «первые звоночки»? Может, это вовсе и не симптомы, это так проявляется наша уникальность, особенность, которую надо холить и лелеять? Ну, а глупую ситуацию всегда можно оправдать, выдать, например за экстравагантность, креативность, талант, избранность ….и т.д., и т.п.. То, что мы называем «первыми звоночками», симптомами нездоровья- в обществе часто оправдывается особенностью «русской души». Что такое пресловутый миф «о русской душе»? «Русская душа» это феномен культурный, не психологический. Когда говорят о русской культуре, сразу всплывает ассоциация – Пушкин, или известный афоризм «Пушкин наше «все». Я не пушкинист, поэтому в этом вопросе решила довериться филологу. Меня заинтересовали работы известного филолога О.Седаковой, посвященные пушкинскому слову. В своих рассуждениях о Пушкине, Седакова заинтриговывает, говоря, что Пушкину присуща некая нерусскость, как бы это странно не звучало. Пушкин, говорит она, человек аристократической эпохи, преодолевает в себе то русское, что заключено в идее русского- идее или мифе «о русской душе», который в ходу и в самой России, и в мире. «Вот это самое русское Пушкин преодолевает, как сказала Цветаева: «Преодоление косности русской/Пушкинский гений-пушкинский мускул»…И пушкинский мускул преодолевает, конечно же, не только косность. Это и русский бунт, и жестокий мятеж, и лихость, и азиатство, и русская анархия, и русский абсурд, и проклятые вопросы, и знаменитый достоевский скандал, и широта («широк человек, я бы сузил») – особая такая широта, неразборчивость, непредсказуемость – и особая русская логофобия (страх слова, нелюбовь к слову – «словами ничего не выразишь»), и пресловутая душа нараспашку, и изуверское «полюбите нас черненькими», и русская идейность, и русские крайности (или – или, все или ничего), характерное презрение к быту, материальному миру. Все перечисленное и многое другое составляет расхожий миф «русского». Мировой, можно сказать, миф. И всего этого нет в Пушкине. Заметим: как этого всего нет и быть не может в хорошем обществе». О.Седакова. Эта «особость» часто вступает в противоречие с ценностями общества. Современное российское общество считается вполне себе консервативным, в большей степени патриархальным, чем рыночным или гражданским. В патриархальном мире почитание авторитета, соблюдение норм и правил является ценностью. А «русский бунт, жестокий мятеж, лихость и азиатство, анархия и абсурд» вызывают противоречия, которые в поворотные моменты истории дают о себе знать. Может, миф это не просто миф- «в каждой сказке есть доля правды»? Хотя сказка и миф не одно и тоже. Возвращаясь от житейских представлений к терминам, используемым в психотерапии, следует отметить, что понятия нормы и патологии определены в классификациях болезней МКБ10, DSM4, и ими успешно пользуются психиатры и психотерапевты. Но! Тем не менее, споры между ними не утихают и по настоящий момент. Критерии носят описательный, феноменологический характер, этиология большинства психических расстройств не определена. Четкой теоретической основы нет, поэтому взгляды на этот вопрос у психотерапевта и психиатра могут сильно отличаться. А вот как эта норма и патология (и следует ли вообще говорить о норме и патологии) проявляется в повседневной жизни? Это как раз тот вопрос о симптомах, который прозвучал в начале. Сразу следует заметить, что здесь не рассматривается грубая психопатология. Меня интересует проявления феномена «глупость» у людей, имеющих достаточно высокий интеллект и не страдающих психотическими расстройствами. Речь идет о, так называемой, «психопатологии обыденной жизни». Что считается нормальным и не нормальным в обществе? Что такое глупость? Наивность, неискушенность, доверчивость, отсутствие опыта, в том числе травматического, отсутствие навыка рефлексии - это те черты пушкинских героев, по мнению Седаковой, которые и определяют глупость как феномен. И это так или иначе оправдывается в российском обществе, считается нормой. И, еще, конечно, «русская идейность», предполагающая некие решения и отменяющая дальнейшее мышление. Из средств массовой информации мы получаем готовые императивы, которые часто избавляют нас от необходимости самостоятельно мыслить. Кто не страдал от собственных проявлений глупости? Это риторический вопрос. Мы понимаем, что человек не совершенен, ему свойственно ошибаться, и хорошо бы еще уметь учиться на собственных ошибках, извлекать их них опыт. Но несмотря на такое понимание человеческого в человеке, мы каждый раз переживаем, совершив ошибку, проявив глупость, приведшую к печальным последствиям, и конечно же расплачиваемся за свои ошибки. Мы понимаем, что ошиблись, когда реальность оказалась не такой какой мы ее представляли. В этой ситуации мы ощущаем себя глупо. Что же такое глупость? «Глупость» не стала научным термином- слово чересчур часто превращается в оскорбление. Проявления «глупости» часто рассматривают как ошибки восприятия, мышления и поведения. К ошибкам мышления можно отнести, например сверхобобщения, приводящие к привычке мыслить стереотипами, не гибкость мышления, поляризованное мышление, т.е. мышление «все или ничего», персонализация, когда вы убеждены, что к вам плохо относятся и других вариантов не рассматриваете, туннельное видение, когда вы видите только негативные аспекты ситуации, катастрофизация и др.. К ошибкам восприятия приводит механизм, определенный в психоанализе, как механизм психологической защиты. Это можно проиллюстрировать на нескольких примерах. Проявления глупости. Я не намереваюсь составлять справочник проявлений «глупости». Мне интересно проследить механизм ее возникновения. Для этого рассмотрим несколько вариантов таких проявлений.
Конечно, мы можем быть некомпетентны во многих областях, но в данном случае я имею в виду ситуацию, когда человек относится некритично к собственной некомпетентности. Болезненное восприятие ситуации собственной неуспешности приводит к бессознательному процессу искажения этого восприятия. В результате, человек действует так, как будто выдуманная ситуация и есть реальная. Механизмы этой «защиты» приводят к ошибкам восприятия, а значит к «глупости» в ее житейском понимании.
Речь не идет о способности человека доверять или не доверять. Я имею ввиду ту доверчивость или, наоборот, подозрительность, которая вызвана необузданным желанием человека видеть мир таким каким он хочет его видеть, и не пытается понять каков мир на самом деле. Например, человек хочет похудеть быстро и без усилий, и он склонен верить продавцу пилюли, сулящему «чудесное» исцеление. Состояние человека, стремящегося жить в выдуманном им мире, объясняется действием не гибких психологических защит, они «защищают» психику от травмирующей действительности, но, в итоге приводят к еще более травмирующим последствиям ошибок в поведении. Все, что сказано о крайней доверчивости относится и к крайней подозрительности.
Самоуверенность вполне социально одобряемое качество личности. Существует множество тренингов, направленных на формирование и усиление этого качества. Но, к сожалению, самоуверенность может тренироваться методом борьбы с сомнениями, борьбы со способностью самостоятельно мыслить, способностью критично относиться к себе. Прививается способность самовнушения всякого рода сомнительных идей, уводящих из мира реальности. Вследствие искаженного восприятия реальности, адаптивность может снизиться. Наука, философия, литература, искусство направлены на помощь человеку в постижении этой реальности, на добывание истины. «Истина никого не минует, от истины никто не спасется: это и только это соблазняло философов…» Л.Шестов «Афины и Иерусалим». Отдавая дань науке, Лев Шестов, будучи христианским философом говорит и о другого рода Истине- Божественной. Говорит от том, что в нас также живет вера в чудо. Никакое научное открытие не возможно без предвосхищения предмета этого открытия в воображении исследователя. Мы это называем интуицией. Мы можем «предчувствовать» то, чего еще нет в объективном мире, что еще не доказано. Это чудо может произойти, а может и не случиться. «В «пределах разума» можно создать науку, высокую мораль, даже религию, но чтобы обрести Бога, нужно вырваться из чар разума с его физическими и моральными принуждениями и пойти к иному источнику» Л. Шестов «Афины и Иерусалим». «Разум» здесь надо понимать как «поврежденный разум». В святоотеческих текстах используется слово «ум», «умное видение». Я не стремлюсь смешивать подходы в богословии, в психотерапии и житейские понятия, как раз наоборот, я хочу разграничить их. В этом эссе «разум» понимается как «ум» или «неповрежденный разум». Глупость в виде излишней самоуверенности это порок, который не только мешает воспринимать и постигать реальность, но и не позволяет распознавать «чуда», лишает человека интуиции.
Глупость, как правило, бывает воинствующей, насильствующей по отношению к другим людям, самоутверждающейся во что бы то ни стало. Если вы вступаете в борьбу с глупостью другого человека, группы людей, с глупостью большинства, меньшинства и т.д., будьте уверены, что все ваши аргументы, какими бы они разумными не были, будут отметены без правил и логических обоснований, порой насильственным образом. В психотерапевтической практике часто встречаешься с агрессией. Работа с эмоциями это один из основных способов борьбы с ее насильственной составляющей в рамках психотерапии. Но такая работа возможна только тогда, когда сам человек решает бороться со своей глупостью. Искоренить глупость, "осчастливив" другого помимо его воли, к сожалению, невозможно. Глупость не так безобидна, как кажется. Глупость это самое настоящее зло. «….И поэтому зло у Пушкина глупо, порок глуп, и своей глупостью они, в сущности, и исчерпываются…С особенной наглядностью это зло как глупость изображено в сказках Пушкина. Ненасытная старуха в сказке «О рыбаке и рыбке». Читатель постепенно видит: ну какая же она глупая! Не то что она скупая, но до чего же она глупая. Или скупой поп в сказке «О попе и Балде». Глупо и недальновидно так себя вести. Глупость не понимает, где кончается область, в которой человек может хозяйничать, и где начинается то, с чем не поспоришь. Пушкин, который назвал себя «усталым рабом», знает это отлично и повторяет в самых разных тональностях – от гимнической: «С Божией стихией царям не совладеть» – до простонародно-фарсовой: «Черт ли сладит с бабой гневной». О.Седакова. Глупость есть порок чувств, ведь жестокость является именно таковым. Эти соображения выводят нас за пределы сферы личных качеств к представлению об отягощенном духовными пороками обществе. Хотя и нельзя переносить на общество то, что реально происходит в психике отдельного человека, в том числе душевные болезни и глупость, но, пожалуй, можно говорить о социальной глупости, что это есть порок духовный. «…И в каком-то смысле и для Пушкина глупость и ум – это центральная тема. Финальная строка его стихотворного завещания «Памятник», обращение к Музе, звучит так: «…и не оспоривай глупца». Вы помните, как торжественно оно начинается: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», и дальше как бы говорит, что на века, а кончается так странно: «.. и не оспоривай глупца». Этот самый глупец – последнее слово пушкинского завещания. Спорить с ним не надо».О.Седакова Онтология глупости. Не вдаваясь в тонкости процесса психотерапии скажу, что главный ракурс внимания психотерапевта является феноменология поведения, мышления, восприятия человека. Поскольку я использую когнитивно-поведенческий подход в своей практике, то моим фокусом внимания является познавательная деятельность человека. «Глупость», в феноменологическом смысле, представляется как ошибки восприятия, мышления, и, как следствие, поведения. У человека может быть высокий уровень интеллекта и хорошие аналитические способности, но ошибки восприятия, иррациональные убеждения, к сожалению, сводят на нет эти достоинства. Познание – не привилегия, а жизненно необходимая функция. Если бы мы могли жить в мире фантазий все было бы прекрасно, но это невозможно. Нам необходимо знать, к примеру, ядовит ли этот гриб или нет. Поведение зависит от способности познавать, т.е. воспринимать, мыслить, сознавать. Поведение человека опосредуется как его индивидуально-типологическими чертами, так и его отношениями в социуме. Мы должны контролировать поведение, чтобы выжить. Можем ли мы контролировать то, что часто смутно осознаем? Человек обладает индивидуальными чертами, такими как характер, темперамент; убеждениями, приобретенными в детстве, в семье; субъективными восприятиями, сформированными в период взросления и становления личности в социуме, ценностями. Субъективное восприятие реальности это то, что опосредует поведение человека в обществе. Субъективность это то человеческое, что есть в человеке. Наше мышление упрощает и схематизирует восприятия. Понимание и есть подобные упрощения и схематизация. Мы выбираем каким фактам отдать предпочтение, мы должны быть уверены в важности, значимости, распространенности одних фактов перед другими. Чтобы быстро реагировать в разных ситуациях, нам нужны схемы, упрощения, позволяющие быстро классифицировать ситуации, давать им оценку. Но если оценка оказывается болезненной, нежелательной, то могут включаться механизмы психологической защиты психики. Они не только упрощают восприятие ситуации, но и искажают, превращая оценку из негативной в приемлемую, если возникает угроза стресса. Оценка одной и той же ситуации разными людьми может сильно отличаться. Что для одного является стрессом, для другого не оказывается таковым. «Защита» психики от стресса, способствует индуцированию ошибок восприятия, и уводит человека из мира реальности. Это можно рассматривать как особую субъективность, которая может перерасти в неадекватность и болезнь. Говорят, что «неврастеники строят воздушные замки, психотики живут в них….». Не хочется повторять этот расхожий, но давно устаревший афоризм полностью. Я вспомнила его для того, чтобы объяснить «назначение» психологической защиты – с ее помощью выстраиваются эти «воздушные замки». Поведение человека, кроме индивидуальных черт, убеждений, ценностей и психологических защит еще опосредовано теми отношениями, которые возникают у него в социуме. Социологи, классифицируя общественные отношения, изучают разумность поведения в том или ином сообществе. Давний спор между индивидуальной психологией и социологией, связанный с границами компетенции в этих науках продолжается и по сей день. Типологизация в социологии предполагает разделение общественных отношений, например, на группы, каждой из которой соответствует свой жизненный мир: рыночный, научно-технический, патриархальный, мир репутации, гражданский мир, мир вдохновения. В основе этой классификации лежит довольно объемное исследование, проведенное Люком Болтански и Лораном Тевено, и опубликованное в книге «Критика и обоснование справедливости». У каждого мира, отмечают авторы, есть свои определенные ценности. Человек, успешно функционирующий в том или ином мире, конечно, должен разделять эти ценности или хотя бы осознавать. Если ценности человека и социума не совпадают, или человек даже не догадывается об этих ценностях, то конфликты, неадаптивное поведение, переживание стресса, «глупость», опосредованная ошибками восприятия и мышления неизбежны. Таким образом, эффективно или нет, мудро или нет ведет себя человек, сознает ли он те ценности, которые исповедует его окружение, осознает ли он собственные ценности- об этом должен задуматься человек, чтобы понять причины своих неудач, понять насколько он запутался в своей ситуации. Для того, чтобы осознать это, необходимо разрушить «воздушные замки», а это болезненный процесс. Механизмы «защиты» психики способны не только порождать глупость, но и оправдывать ее, приписывая ей положительные свойства. Как моралисты говорят «Наши добродетели суть замаскированные пороки». Разум терпит неудачу тогда, когда ему не удается приспособиться к окружающей действительности, осознать, что происходит, и разрешить эмоциональные, социальные или политические проблемы. Тогда он совершает систематические ошибки, ставит перед собой нелепые цели и упорствует в использовании методов, оказавшихся неэффективными. Великая цель разума- это то, что мы называем счастьем, а раз так, то любая его неудача ведет к страданию. Печально и трагично сознавать, что часто обстоятельства, жизненный опыт ограничивают ресурсы разума, его способность противостоять трудностям. Избавление от глупости. Самое важное средство избавления от глупости это навыки рефлексии, постоянные усилия, направленные на поддержание своей способности мыслить. Вы не можете, как Мюнхаузен- «вытаскивать себя за волосы». Вам нужна точка опоры вне вас или опора в вашей «здоровой части». Нужно «выйти из себя» и посмотреть на себя со стороны. В этом и состоит вся сложность. Бессознательные навыки поведения, мышления, механизмы психологической защиты мешают этому «выходу». Другое средство, это психотерапия. Легче «вытаскивать себя», когда есть опора во вне- наблюдатель, который может улавливать «продукты» работы вашего бессознательного и интерпретировать их. Поэтому и возникает необходимость в психотерапевтических инструментах, которые позволяют достичь результата в обход бессознательных механизмов психики. Самое главное в этом процессе - это усилие самого человека, независимо от того, пытается ли он справиться самостоятельно, или обращается за помощью. Помощь психотерапевта ни в коем случае не исключает активность самого человека. Большая значительность, уверенность в себе или же понимание себя и мира не сваливается просто так на голову, их надо выстрадать, за них надо заплатить определенную цену. Эффективность исцеления. Стойкость эффекта исцеления зависит от того, на сколько глубоко вы продвинулись в понимании себя. Если, допустим, в результате психотерапии вы добились исчезновения симптома- это хороший результат. Но это не может иметь долговременный эффект, если психотерапия не была направлена на глубинные, внутренние изменения, на трансформацию убеждений. Поэтому, следующая стрессовая ситуация может вернуть симптом. Усилия в направлении пересмотра своих взглядов, установок, исправления ошибок мышления приходиться прикладывать постоянно. Жизнь меняется, ставя перед нами все новые задачи. То, что «работало» раньше (в детстве, например), теперь может оказаться непригодным. Иногда спрашивают, можно ли «натренировать» психику на преодоление стресса не меняя убеждений. Ответ- нет. Глубинное осознание и личностная трансформация предотвратит возникновение похожих стрессовых ситуаций вновь. Другими словами, вы перестанете переживать эти ситуации как стресс. Все написанное выше это своеобразная ода разуму. Мыслить - это значит посмотреть на вещи и на себя отстраненно, методически, критично, ничего не принимая на веру, сохраняя постоянную дистанцию. Большинство из нас, так или иначе, склонны строить «воздушные замки». Большинство из нас и есть эти невротики. Коммерческий успех бесконечных мелодрам, рождественских сказок, волшебных историй, комедий, боевиков, фильмов ужасов, триллеров, в которых главных героев после всех страданий и испытаний ждет все же хеппи-энд, наглядно свидетельствует об этом. Это картинки мира, казалось бы, обычного- такого, который окружает нас, но с небольшими и, вместе с тем существенными поправлениями в благоприятную для нас сторону. Это мир, привитый благорасположением к нам, склоненный к нам, т.е. уже искаженный. Такая базовая операция мышления, как абстрагирование, к примеру, есть сочетание неких предпочтений, когда мы одни свойства предмета считаем более важными, тогда как другие считаем несущественными и отвлекаемся от них. Человек сам конструирует свой мир, антропологизирует его. Какой мы сконструируем для себя мир, в таком и будем жить. «Человек- это узник в собственной внутренней тюрьме». «Придет ли час моей свободы? Пора, пора! - взываю к ней…» А.С. Пушкин Жизненная необходимость требует от нас адекватного отношения к действительности, установления связи с другими людьми и взаимодействия с ними в практическом смысле. Все эти вещи требуют определенной конфигурации сознания человека в реальном пространстве, пространстве взаимодействия. Человек нуждается в знании действительности и взаимопонимании с окружающими, и для этого он должен оставить удобные и спасительные привычки и потаенные иррациональные верования. Сравнивать разные аргументы, свои и чужие, подвергать их критике- значит открыть путь для осознания себя, своих ценностей, значит правильно выбирать цели и достигать их, в результате сделать свою жизнь счастливее. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|