|
Мифологические представления о болезняхАвтор статьи: Глухих Любовь Сергеевна
Миф представляет собой сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нем, о происхождении всего сущего, о Богах и героях. Миф рассматривается как истории архетипических столкновений (по К. Юнгу), как предание, сказание, как особая вторичная семиологическая система (А.Ш. Тхостов). Мифы подразделяются на этиологические (объясняющие появление культурных и природных особенностей) и космогонические (мифы о происхождении космоса). Мифы о болезнях являются исторически самыми древними. По мнению А.Ш. Тхостова, мифологическое представление о болезни менялось в разных эпохах. В античной медицине болезнь понималось через внутриличностное рассогласование (нарушение внутреннего равновесия, где причина болезни – неправедная и греховная жизнь; и жертва чужеродного вторжения извне:действия каких-либо злых духов, колдовством и магией, а также проникновение в организм человека различных существ). В качестве воплощений болезни можно назвать Сабдага (тибетская мифология), Кутысь (удмуртская мифология), Гильтине (литовская мифология), Батонеби (духи грузинской мифологии) приносящие инфекционные болезни, а именно: корь (Цитела Батонеби), коклюш (Хвела Батонеби), оспу (Диди Батонеби); Ведь-ава (хозяйка воды в мордовской мифологии) которая может наслать болезнь на тех, кто искупается в ней)); Малеа Сонним (корейская мифология) и осетинский Аларды (духи оспы), аккадский Эрра, ганда Каумбули (боги чумы, русской лихорадки); в славянской мифологии – Навь, Морену и 12 сестер-лихоманок или лихорадок, каждая из которых вызывает определенное проявление болезни: Трясся (Трясавица) (озноб); Огнея (высокая температура, жар); Ледея, или Озноба (Знобея, Знобуха) (озноб); Гнетея (нарушение аппетита, рвота); Грудица или Грынуша (боли в грудине); Глухея или Глохня (головные боли); Ломея, или Костоломка (ломоти в костях); Пухнея (отек и/или опухоль); Желтея, Желтуха (желтизна кожи); Коркуша, или Корчея (судорога в руках и/или ногах); Глядея – (нарушение сна); Невея (мертвящая), огнеястра (по преданию представляется, что если вселится в человека, то он уже не избегнет смерти. В качестве повелителей всех болезней (удмуртская Кутысъ, ингушская Уннана, осетинский Рыныбар-дуаг и т.п.) могли выступать противники демиургов в дуалистических мифах (Эрлик, Кулъ-отыр и т. п.), которые считались создателями болезни и смерти. Духам болезней в обряде противостоят знахари, шаманы, жрецы, которые знали большое количество заклинаний (заговоров)). Древние мифологические представления о болезнях, вера в сверхъестественные силы, видоизменились и трансформировались существовав-шие с 90-х годов XX века теорий «биополя», «кармы», «чакр» и т.д., которые успешно используют различные целители, маги, экстрасенсы и др.. Появление этих целителей является существенной проблемой для медицинских специалистов. Некоторые пациенты, вместо получения своевременной и адекватной медицинской помощи при появлении болезни, обращаются к этим шарлатанам, что может привести к неблагоприятным последствиям. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|