Мифология советского человека

«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!»

Строчка из песни.

 Мифология советского человека

Актуальность вопроса   о  мировоззрении человека  и его мифологии  становится особо  значимой  на данном этапе  развития общества в России.

Важность исследований по этой теме возрастает из-за роста психологических, физических, нравствен­ных проблем и заболеваний (наркомания, алкоголизм, агрессивные формы насилия, суициды, циничное отношение к жизни и безверие). Возникший кризис  современного общества  вызвал повышение  спроса на экзистенциальные виды психотерапии у весьма значительной  его части, которая находится в состоянии неопределенности во всех  сферах жизни и  материальной, и духовной. Увеличивается количество тренингов, при проведении которых учитываются преимущественно строго определенные интересы, становятся четкие цели и забывается  важность работы над мировоззрением человека в целом.

       Цель данной статьи - изложение концепции о формировании мировоззрения советского человека. Это мировоззрение формировалось на основе создания особого мифа «о советском человеке»:  «Советский человек -  гражданин великой страны, авангарда прогрессивного человечества. Это страна, где человек человеку друг, товарищ и брат. Где  каждый гражданин имеет право на социальные гарантии. Где у детей в этой стране самое счастливое детство. Где тот, кто был ничем, тот  станет всем. Где даже кухарка может управлять государством, а вожди – великие, мудрые, справедливые, которые заботятся и думают о каждом.  И этот каждый должен строить великое, светлое будущее, скромно, усердно, на своём рабочем месте и не высовываться. И тогда оно обязательно наступит, а пока надо потерпеть».

Для начала необходимо договориться по определению мифа. Благо за нас постаралось множество классиков, которые за прошлые 200 лет с аптекарской точностью изме­рили и отшлифовали понятие «миф».

Французский этнограф Леви-Строс определяет специфику мифа так: «Миф объясняет в равной степени, как прошлое, так и настоящее и будущее... Ничто не напоминает так мифологию, как политическая идеология». Другими словами, мифология и идеология - не что иное, как синонимы. Только первая питает коллективное сознание,  а  следовательно, и культуру первобытных и древних народов. Вторая же - наших высокообразованных, а точнее, утонувших в абстракциях современников. Действительно, чем иным, как не современными мифами, в принципе не отличающимися от мифотворчества первобытного человека, являются такие мифы XX столетия, как гитлеровский миф о тысячелетнем фашистском рейхе,  миф о руководящей роли пролетариата, о неизбежности мировой революции или миф о грядущем коммунизме, точно так же, как и самый распространенный и древний миф о существовании человекоподобного  бога?  А может и современная идеология с ее доктринами и течениями строится  на возникающих и отживающих мифах?

Миф  - это, прежде всего, «трудом души» (Мелитинский) выработанное иде­альное представление о жизни, которое затем воплощается, по блестящему определению философа Лосева, - в реальную до телесности действительность. Миф рождает процесс мифологизации  - когда идеализированное представление максимально со­вмещается с идеальным его воплощением. Весь процесс мифотворчества ориенти­рован на обретение «реальности мифа» - в буквальном смысле на его материальное воплощение.

Вступая во взаимодействие с людьми различного возраста, соци­ального положения и жизненного опыта, неизбежно приходишь к выводу, что по мировосприятию и мировоззрению большинство людей нашей страны — советские люди, мировоззрение которых  до Перестройки со­ставляло  относительно стройную систему.

Проникновение марк­сизма в Россию было обусловлено идеализмом российского обще­ственного сознания, стремлением к идеалу, утопизмом, приматом веры над здравым смыслом и рационализмом. Именно в силу этого тоталитарной власти с её «железным занавесом» в течение  многих лет удавалось поддерживать веру в абстрактный идеал коммунизма, несмотря на всё большую очевидность его противоречия с реальностью.

Так же как органы в живом организме взаимно влияют друг на друга, так и отдельная страна с иной идеологией  не сможет долго сопротивляться влиянию других окружающих её стран, не интегрируя что – то  «просачивающееся через занавес» от них.

В теории и практике социализма и  коммунизма идеологи активно занимались социаль­ной психотерапией и «ковали» строителей нового общества, используя своеобразный сплав науки, веры и политических лозунгов.  Тогда как  основы политики не имели ничего общего с «кусками» мифа, которые трансформировались в лозунги на кумачовых полотнищах. Идеология проникала в психологию, поскольку каждый лозунг имел свой психологический, не только массовый, но и индивидуальный смысл.  Теперь уже можно с уверенностью  сказать о  том, что  при воспитании «настоящих ленинцев»  с невероятным успехом использовались те же методы и техники, что и в настоящее время используются в тоталитарных сектах и при  психологической подготовке террористов.

Ленин, в частности, сделал все, чтобы идеи революции, которые в устах Плеханова, Троцкого, Бухарина имели философскую форму и культурные основания, превратились в лозунги на заборах, понятные любому малограмотному «строителю коммунизма»

Воспитание советского человека было представлено целостной, формирующей личность системой. Эффективность этой системы доказана десятилетиями существования СССР, как государства в котором человек независимо от рода и национальности принадлежал к «племени советских людей».

И как это бывает в племени, воспитывался в почитании вождей, регулярно проходил особые ритуалы – инициации, и шел, в строю, чеканя шаг, в  направлении «светлого будущего».

  С первых лет жизни каждый ребенок видел портреты вождей. Ему вну­шалось, что именно эти люди обеспечивают его счастливое детство. Самые яркие, незабываемые      дни — это революционные праздники. Именно в эти дни обязательно бывали демонстрации, спектакли, гости, подарки, оркестры и веселье.

Образ вождя входил в личную жизнь каждого человека. Биогра­фии вождей изучались уже в дошкольных учреждениях. Причем полноценным признавалось так называемое организован­ное воспитание с непременным посещением детских яслей и детс­кого сада. Кроме того, вожди обязательно входили в жизнь многих семей. Их дни рождения праздновались как семейные праздники. А даты смерти являлись траурными семейными днями, хотя нашими вождями были чиновники, сидящие в далеких, Московских кабинетах и отдающие распоряжения устно или по телефону.

       Одно из первых мест в идеологическом воспитании принадлежа­ло искусству. Помните строки из песни: «Ленин всегда живой, Ленин всегда с тобой — в горе, надежде и радости. Ленин в твоей весне, в каждом счастливом дне. Ленин в тебе и во мне» и многие другие песни, стихи, спектакли, фильмы. Каждый советский мальчик или девочка, поступая в школу, вож­деленно мечтал перейти под защиту и покровительство вождя, став октябренком: «Не нужно бояться.  Вождь великий и мудрый помнит о тебе, заботится и оберегает». Ведь для первоклашек в школе столько неизвестного, вызывающего тревогу.

И здесь впервые явно и однозначно проявляется совершенно осо­бый страх. Это социальный страх, который всегда присутствовал в со­ветском человеке. Часто он не осознавался, но во многом определял поведение человека, его поступки, решения. Это особая социальная тревога, свойственная только советскому человеку. В других случаях он выходит на поверхность сознания и может достичь уровня ужаса и вызвать панику – страх изгнания из племени - общества.  

Искусно манипулируя страхом, стыдом, чувством вины идеологи закладывали в бессознательное  советского человека: «Думай об обществе в первую очередь, а потом уже о себе».                                                                                        

Причина страха  первоклассника  ясна: «А вдруг меня не примут в октябрята?».     Этот страх вызван уже не только механизмами конформизма: «Буду таким, как все!», но и всем укладом жизни общества и семьи. В этом возрасте ребенок уже твердо усвоил: «Быть нелюбимым вождем и обществом, которое он возглавляет  -  значит потерять все». Пластмассовый или металлический значок с портретом «кудря­вого защитника малышей» (чем не иконка святого или ангела – хранителя) вручают всем. Изредка всё же не всем сразу. И в этом случае становится известно, как плохо быть изгоем.

Первая инициация состоялась. Легкое разочарование вызывает то, что с приобретением этой пентаграммы, в общем, ничего не из­менилось. Да и Ленин какой-то ненастоящий. Больше похож на анге­ла со старинной открытки, чем на человека с большим лбом и лыси­ной, портретам которого в каждой советской республике придавали характерный местный облик.

Впрочем, сразу же за первой инициацией начиналась подготовка ко второй - к приему в пионеры. И уже заранее сообщалось, что примут не всех, а только достойных. Каждый октябренок стремился стать достойным.

И вот наступал торжественный момент приема в пионеры. Вече­ром, в темноте, которая сама по себе является угрозой ребенку, воз­ле костра, с летящими ввысь искрами, под бой барабанов и звуки горна, под красным знаменем проводился ритуал приёма.

Старший товарищ, возможно, ваш кумир, прикалывал вам на грудь значок из металлического сплава, изображающий пентаграм­му и костер. И повязывал на шею красный галстук, так, что немного стесняло дыхание. Галстук как бы являлся частью красного знамени и доверялся только во временное пользование.

Красный галстук делал вас частью нового сообщества и вместе с тем, стягивая горло, стеснял дыхание, вызывая тем самым неуверен­ность и тревогу. И вот уже раздавался призыв: «Пионеры! За дело Коммунистической партии будьте готовы!».

 К чему быть готовым? Что делать? Это не уточнялось. И вы выдыхали, вскидывая правую руку вверх: «Всегда готовы!» (зомбирование  закончено).

Итак, успешно проходила вторая инициация.

Вы в числе избранных, под защитой пионерской организации и вождя. Организация занята поиском полезных дел. Оказывается, не так просто найти эти формы безвозмездного труда.

И скоро появляется понимание, что можно и не трудиться, а только делать вид. Можно просто уметь отчитываться по какой-то ненастоя­щей деятельности. Так появляется возможность не работать и поощряется коллективная безответственность. Т.е.,  отвечают за дело вроде бы  все, а на практике – никто.

И еще одно явление, мимо которого уже не удается пройти: среди вступивших в пионерские ряды не все заслужили это! Есть и такие, которых  приняли по протекции, иначе  -  по блату. Протекции особенно расцвели в советскую эпо­ху. Появились даже поговорки: «Блат выше Совнаркома», «Что ум, честь, совесть?! Главное связи».

А вы живёте пионерской жизнью и готовитесь к третьей инициа­ции - вступлению в комсомол.

Процедуры здесь менее глубинные по воздействию на бессознательное. Нет архетипного огня, давле­ния на сонные артерии и трахею. Все более социализировано. Созда­ние новой советской ритуальности на деле вылилось в бюрократи­ческую процедуру, не оставляющую глубоких воспоминаний. Для вступления в комсомол нужно иметь рекомендации, выдержать эк­замен перед комиссией. И тебе вручают комсомольский билет и значок.

Комсомольцы впервые начинают платить взносы, отдавая симво­лическую сумму комсомолу (чем не жертвоприношение).

А вот страх получить комсомольское взыскание или быть исклю­ченным, как ни странно, особенно силен. Ведь от этого очень сильно зависела  дальнейшая судьба.

Не во всякий институт поступишь, если не комсомолец. Можешь забыть об удачной карьере руководителя и т.д.,

 Впрочем, на этом этапе уже заметно выде­ление небольшого числа юношей и девушек, связывающих свое будущее с ком­сомолом и партией. Они не особенно отличаются от других, однако друг друга узнают сразу. Это те, которых вскоре будут называть «ро­зовощекие портфеленосцы», «комсомольские вожаки». Это формирующаяся бюрократичес­кая элита советского общества.

Так свершалась третья инициация, успешное прохождение кото­рой во многом завершало формирование советского человека.

Четвертая инициация — вступление в ряды Коммунистичес­кой партии — касалось только части общества. Ритуалы здесь наи­более бюрократизированы. А сама деятельность по подготовке и вступлению в ряды партии наиболее осознаваема. Все это в срав­нении с первыми тремя инициациями меньше всего воздействовало на бессознательное.

Таким образом, существовала сложная, стройная, разработан­ная во всех мелочах система идеологического воспитания. И перед вами её продукт - советский человек. Это гражданин, преданный идеям коммунистического учения, делу Ленина и  Коммунистической партии. Он скромный труженик, выполняющий команды вождей, активно участвующий или пассивно ждущий наступления светлого будущего. При  этом, он реально имеет, пусть минимальные соци­альные (система дошкольного, школьного средне - специального и высшего образования, система бесплатной медицинской помощи, и т.д.,)  но гарантии,   испытывает «страх советского человека» и не готов самостоятельно стратегически планировать свою жизнь. Такой вот «послушный, взрослый ребёнок».

По данной системе воспитаны четыре поколения людей, прожи­вающих на территории бывшего СССР. Теперь она полностью разру­шена, и в результате образовался вакуум  в различных сферах жизни человека, который  заполняется весьма медленно.

Как показывают наблюдения и практика, мировоззренческой концепцией современного, постсоветского человека становятся одна из религиозных доктрин, философская, идеологическая, психологическая система, а этого явно недостаточно.

О формировании  мировоззрения постсоветского человека и  проблемах связанных с этим, далее в статье «Мифология постсоветского человека».

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.    Гроф С. За пределами мозга: Рождение, смерть и  трансцеденция в психотера­пии.

       Пер. с англ. М.: Изд-во Трансперсон. Ин-та, 1993, стр. 497 .

2.    Косарев А.Ф. «Философия мифа». М.: ПЕР СЭ; СПб.: Изд-во Фонда под­держки

        науки и образования «Университетская книга», 2000, стр.304.

3.    Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. Пер. с фр. М.:

          ОГИЗ; ГАИЗ, 1937,  стр. 518.

4.    Лири  Т. История будущего: метафизическая теория эволюции. 2000 г., стр.288

5.    Лобок А.М  «Антропология мифа». Екатеринбург: Изд-во Банк  культурной

          информации, 1997,  стр. 688.

6.    Лосев А.Ф. «Мифология» // Филос. энцикл., т. 3. М.: Сов. Энц., 1964, стр. 457

7.    Макаров В.В. «Избранные лекции по психотерапии» 2-е издание, переработанное и 

       доп.,  Москва: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга,2000, стр.241-

        247.

8.    Мелитинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976.стр. 407

9.    Юнг  К . Г. Психология бессознательного. Пер. с  нем. М.: Канон, 1994, стр.319

 



Просмотров: 400
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • У каждого человека столько денег, сколько он может впустить в свою жизнь на данном этапе
  • 3 мифа о том, что произойдет, когда вы встретите своего любимого человека
  • Развенчание мифа об абсолютном принятии любимого человека
  • Сон - источник информации об актуальном состоянии человека, и не только.
  • Два человека, которые не имеют ничего общего: могут ли они быть вместе?
  • Выше человека только миф
  • Как отыскать в этой жизни «своего» человека?!
  • Взгляд на человека глазами психотерапевта. Биопсихосоциальная модель человека в психотерапии.
  • Можно ли полюбить человека таким, какой он есть?
  • Он больше не любил её, как женщину, а только как родного и близкого ему человека
  • Творческо-образные процессы гармонизации по программе МИРОТОК поддерживают стабильное здоровье человека и общества.
  • Творческо-образные процессы гармонизации по программе МИРОТОК поддерживают стабильное здоровье человека и общества.
  • Важность семьи в жизни человека
  • Проблемы современного человека: Нездоровый образ жизни.
  • Возвращение к своей жизни (или Чему человека может научить кот)
  • Ваше счастье зависит не только от вас, но и от вашего любимого человека
  • Предназначение человека в каждом воплощении жизни?
  • Страх смерти: как пережить смерть близкого человека
  • Почему мы выбираем именно этого человека? 6 причин страдать в отношениях
  • Суеверия в жизни современного человека
  • Первая любовь… Роль, значение и смысл в жизни человека.
  • Увидеть за болезнью человека или как человека не превратить в ярлык.
  • Важность эмоционального интеллекта в жизни человека
  • Главная причина всех заболеваний и проблем человека
  • 3 вопроса, чтобы понять, а действительно ли вы любите этого человека
  • Система представлений человека о себе - Я-концепция
  • Цель и смысл жизни человека.
  • Самый большой страх человека
  • Самый страшный страх человека
  • Как гражданин человека-психолога искал



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь