Ваши дети часто болеют? Казалось бы, только закончилась очередная сезонная эпидемия гриппа, а у ребенка снова насморк… ОРВИ сменяется отитом, а на смену ему приходит рото-вирусная инфекция. А летом что? Всё свежее, на даче чистый воздух, закаляйся – не хочу, но и здесь малыш умудряется что-то схватить. Почему же некоторые дети болеют так часто? Как правило, этим вопросом задаются родители, испробовавшие все возможные способы профилактики. Доктора, назначив лекарства и процедуры, разводят руками. Часто, объяснение подобных случаев лежит в области психосоматики, которая изучает влияние различных факторов на возникновение, развитие и исхода того или иного заболевания. В широком смысле, психосоматика изучает взаимосвязь нашего психического и физического состояния. Как же возникают детские психосоматические заболевания? Первичным фактором является стресс. Стресс может быть вызван многими причинами – чаще всего это несоответствие между тем, что ребенок хочет и тем, что ему нужно сделать, выливающееся в итоге во внутренний конфликт. Либо условная выгода – когда заболевание спасает ребенка от чего-то невыносимого. Так же можно говорить о подсознательном самонаказании в независимости от того, является ли вина реальной или субъективной. И, пожалуй, один из частых источников детских психосоматозов – внушение. Это те ситуации, когда ребенок автоматически принимает мысль о какой-либо болезни, или состоянии от авторитетного лица. В сегодняшней статье я хочу остановиться чуть подробнее на том, как взаимоотношения между супругами влияет на повышенную болезненность ребенка. Все мы – обычные люди, мы ссоримся и миримся и испытываем при этом самый разный спектр эмоций, включая, так называемые «негативные чувства» - раздражение, злость, тревогу, обиду, грусть. И все это абсолютно нормально, до того момента, пока ребенок не становится полноправным участником выяснения отношений между взрослыми. Часто взрослые думают, что если ребенок маленький, или наоборот, уже достаточно взрослый, то он может быть свидетелем ссоры без последствий для себя. Они не замечают, что ребенок чутко реагирует на все, что происходит, и перенимает состояние взрослых. Н е замечают взрослые и того, как ребенок сжимается, сдерживает дыхание, плач или крик. Подобное сдерживание приводит к мышечному напряжению в разных частях тела и блокировке позвоночника, который становится не таким подвижным, а затем влияет на здоровье и характер Детям свойственна эгоцентроическая картина мира, и они считают себя виноватыми за то, что мама или папа не ладят. Да-да, как ни странно это звучит, но малыш виноватит именно себя, не всегда осознавая это. Усугубляется напряжение и тем, что в моменты ссоры родителей, ребенку становится необходимо выбирать, на чьей он стороне, а это абсолютно непосильная задача, ведь мама и папа нужны в равной степени. И тогда, если ссоры частые и зятяжные, невозможность решить этот внутренний конфликт выливается в болезнь. По сути в этой ситуации ребенок остается абсолютно один, рядом нет взрослого, который мог бы утешить и поддержать и тогда ребенок бессознательно решает взять на себя ответственность за семейное благополучие. Такие дети начинают мирить родителей, стараются примерно себя вести, прилежно учатся и стараются не расстраивать маму и папу. Либо, если развод все-таки происходит, ребенку предстоит решить задачу – мой папа какой? А мама моя какая? на кого можно опираться? По сути, ребенок теряет себя и входит в мир взрослых слишком рано. Он отстраивается от своих чувств, от своей боли, и его ведет вперед непроходящая тревога. Такие дети всегда на чеку. Если напряжение зашкаливает, то психика конвертирует этот внутренний раскол в болезнь. Где тонко, там и рвется. Например, энурез может появиться у эмоционально неустойчивых детей как ответ на психическую травму в период возрастного кризиса (трех или семи лет), или как реакция на авторитарный стиль воспитания. Частые головные боли могут преследовать детей, отличающихся хорошим интеллектуальным развитием, эмоциональной неустойчивостью, повышенной ответственностью – и являются способом выдержать повышенную нагрузку, усталость, стресс. Боли в животе часто являются защитной реакцией на конфликт, либо возникают в связи с болезнью или утратой близких либо любимого животного. Так же боль в животе возникает у детей при отсутствии понимания, принятия. Частые ОРЗ могут свидетельствовать о неблагополучной психологической или социальной обстановке, в большинстве случаев развиваются на фоне нарушенных отношений «мать-ребенок». Это лишь немногие примеры психосоматических заболеваний и симптомов с их возможными причинами. Но главный вывод из всего вышесказанного это то, что каждый симптом пытается что-то до нас, родителей, донести. Дети с нами так общаются. Потому что не могут, не умеют сказать что-то чрезвычайно важное по-другому. И если их послание удается расшифровать, то и необходимость в болезни отпадает. А расшифровывать можно и нужно. Для поддержки родителей и детско-родительских отношений я планирую организовать серию мастер классов, где мы будем говорить о том, каково именно вам быть родителем, какое послание несут нам детские симптомы и как можно научиться общаться с детьми без помощи психосоматических заболеваний. Если у вас есть интерес – пишите в личные сообщения, так же все анонсы своих мероприятий я буду выкладывать на своей странице. А ещё, не дожидаясь мастер-классов, вы всегда можете записаться на личную консультацию лично (в Калуге) и в скайп, где мы подробно разберем именно вашу ситуацию.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.