|
Танец молодости. Как легко и непринужденно сохранять молодость тела и духа.Автор статьи: Валерия Мазанова
«Танец - это живой язык, которым говорит человек, это художественное обобщение, парящее над реальной основой, для того чтобы высказаться на более высоком уровне, в образах и аллегориях сокровенных человеческих эмоций. Танец, прежде всего, требует прямого общения, потому что его носителем и посредником является сам человек, а инструментом выражения - человеческое тело, естественные движения которого создают материал для танца, единственный материал, являющийся его собственным и самостоятельно им используемым" Мари Вигман, 1963 Каждую секунду, каждое мгновение наше тело совершает какие-то уникальные движения. Человек — не просто статичная фигура, а постоянно развивающееся, растущее, а главное — движущееся существо. Но большинство этих действий для нас настолько естественны, что мы даже не замечаем их. А сейчас постарайтесь вспомнить какова Ваша первая инстинктивная реакция, когда стоя на кухне в ожидании закипания чайника, Вы вдруг слышите звуки музыки… Не начинаете ли Вы покачиваться в такт звучащей мелодии ждете пока вскипит молоко, а в это время играет музыка? А когда едете в автобусе, машине, маршрутке не притопываете ли Вы под звуки любимой песни, не постукиваете ли вы ногой в ритм мелодии? Все эти движения идут прямо изнутри вас! Танец сочетает в себе физическую, психическую и эстетическую деятельность. Это значит, что во время ритмичных движений под музыку, Вы развиваетесь всесторонне. Во-первых, Вы получаете физическую нагрузку на тело. Во-вторых, происходит гармонизация психического (внутреннего) состояния. И, наконец, Ваши движения становятся произведением искусства. Дело вовсе не в пластичности или уровне физической подготовки, и даже не в знании балетных па, а в том, что то напряжение, которое накапливается, уходит с каждым движением, стоит только забыться и перестать думать о том, КАК Вы выглядите СО СТОРОНЫ, послушать и понять свое тело. «Но,- возможно, скажете вы — я не умею танцевать! Никогда у меня не получалось и всякий раз выходит одно расстройство, а не танец...» На что мы ответим словами известнейшего балетмейстера и учителя танцев Пьера Дюлейна: «Вы любите танцевать? Значит, Вы умеете танцевать!» Здесь, однако, стоит заметить, что мы говорим о танце не как о сценическом искусстве, а так называемом социальном танце, т.е. о той его разновидности, которая является импровизацией и бывает уместна на праздниках и вечеринках. Мы сделали эту оговорку, потому что в этих случаях работают разные психологические механизмы оценки и исполнения танца, ставятся разные цели и задачи. Во время исполнения танца перед зрителем обязательно существует определенная форма, которой нужно соответствовать, замысел, который нужно воплощать. Социальный танец характерен тем, что исполнителю важен процесс, а не результат. Наличие зрителей и их реакция на танец отходят на второй план или вовсе перестают быть значимыми. И мы оставляем право говорить о сценическом танце за мастерами в этой области. Однако прежде чем переходить к вопросу, почему движения под музыку обладают такими удивительными функциями как влияние на физическую, психическую и эстетическую сферы личности, проведем небольшой исторический экскурс. Язык танца универсален для всех народов, для всех возрастов. Танец зародился еще в самом начале существования человечества, вспомним ритуальные танцы шаманов и танцы народов мира, когда с каждым участником происходит нечто такое, что меняет его или делает его частью какой-то общности, ведь в различных культурах всегда существовали ритуальные танцы. Их применяли и для врачевания, и для празднования побед и других радостных событий, древние охотники в танце подражали движениям зверей, чтобы сделать охоту более удачной. Даже воины перед важными битвами танцем поднимали боевой дух. В древних культурах наряду с техниками дыхания и песнопениями танец был неким связующим звеном между космосом и хаосом, между мирским и божественным. В индийской культуре это метафора нашла отражение в Божественном танце Шивы. В культуре славян - в хороводах, олицетворяющих бога Ярило. У древних египтян и римлян в честь богов и небесных святил также были ритуальные танцы. Все это говорит нам о том, что во время танца мирская суета и извечная борьба за выживание теряют смысл. Человек остается наедине с природой, приближается к Вселенской мудрости. И кто знает, может именно во время танца можно услышать ту самую музыку сфер? Если идти дальше по дорожке, ведущей нас от древности к современному танцу, то нельзя не вспомнить высокосветские приемы и рауты, где танец был поводом для общения, для встречи. А для юной девушки едва ли не единственной возможностью побыть «наедине» с юношей. Нельзя не отметить и чарующие мужчину свойства танца. И к счастью, это далеко не всегда раздевание под музыку, именующееся нынче стриптизом, но и гармоничное слияние женщины и музыки. Стоит вспомнить неприкрытое восхищение Льва Толстого Наташей Ростовой во время её танца в деревне и на первом ее балу, когда князь Болконский впервые увидел Наташу. Культура танца дошла до нас через века, преобразившись и став доступной каждому. Сегодня есть масса танцевальных студий и школ, сотни разных направлений танцев, все более популярной становится танцевально-двигательная терапия. До сих пор танцпол является местом для знакомства вне зависимости от возраста и социального статуса. Почему этому придается такое значение? Почему столько людей даже между тренажерным залом и танц-классом выбирают второе? Ответ, казалось бы, лежит на поверхности — танец — это синтез физического развития тела, высвобождения негативных эмоций и получения взамен заряда позитивной энергии и удовольствия. Кроме того, танец - это замечательный вид хобби, который затрагивает несколько «граней молодости», упомянутых в книге: движение, гибкость тела, дыхание, музыкальность, настроение, социальная молодость, яркие чувства. Как мы уже говорили, в танце гармонично развиваются три сферы Вашей личности — физическая, психическая и эстетическая. Что касается физического развития, то тут вроде бы ясно — так или иначе во время танца происходит нагрузка на мышцы тела, а также разрабатываются суставы и связки. Во-вторых, согласно биоэнергетической теории взаимосвязи эмоций и физиологии, любое переживание человека, как позитивное, так и негативное, отзывается в напряжении какой-либо группы мышц. Она была разработана Вильгельмом Райхом и Александром Лоуэном. Ее основная суть заключается в том, что все психические травмы человека мешают ему свободно выражать свои эмоции. На поддержание этого мышечного зажима тратится энергия. Так не лучше ли эту драгоценную энергию тратить на красоту и молодость? После того, как Вы дадите возможность напряжению выйти посредством физических нагрузок, энергия начнет свободно циркулировать по всем частям тела, наполняя его сиянием и силой! И здесь мы переходим ко второй составляющей танца — психическое содержание. Взаимосвязи психики и движения уделял внимание в своих исследованиях выше упомянутый Вильгельм Райх, который впоследствии стал основателем телесно-ориентированной терапии. А точнее он обнаружил, что для работы с психикой необходимо работать и с телом. И сегодня у этого направления масса последователей, которые занимаются не только гармонизацией психики посредством «воздействия» на тело, но и обратно — с помощью психотерапии налаживают функциональное состояние организма. Примерно в это же время, в 40-е годы XX века в США появилось новое направление танца — танец «модерн». Такие великие танцовщики Мэри Вигман, Рут Сен-Дени, Тедди Шоун, Дорис Хамфри и, конечно, незабвенная Айседора Дункан стояли у истоков нового вида танца, танца, пафос которого заключается уже не в строгом следовании правилам и формам, как в классическом, а в выражении индивидуальности, неповторимости исполнителя, в уникальности и непосредственности эмоциональной наполненности личности. Вот так в результате слияния древних обрядов, шаманизма, целительских ритуалов, телесной терапии и нового вида импровизационного танца появилось новое направление в психотерапии — танцевальная или танцевально-двигательная терапия. Она опирается на поиск новых, собственных движенческих форм, иначе говоря — импровизацию. Акцент делается не на заданные движения и свод правил, а на теле, на движения, которые идут спонтанно, именно они и складываются в танец. Сегодня существует несколько ответвлений этого вида терапии - танцевальная импровизация, индивидуальная или групповая танцевально-двигательная терапия, контактная импровизация и др. Современная танцевальная терапия направлена на снижение мышечного напряжения. Она способствует увеличению подвижности человека. Спектр проблем, которые можно решить с помощью этого вида терапии, а по сути, с помощью движений тела и танца широк. Это изменение отношения к себе и своему телу (работа с уверенностью, скованностью, напряжением), работа с взаимодействиями между людьми, с отношениями. И конечно, задача развития, связанная с расширением возможностей и личностным ростом. Все это является составляющими красоты не только физической, но и духовной, психической гармонии, которая необходима для сохранения молодости тела и духа. Итак, что больше Вам по душе? Сольный танец, в котором превалирует выражение себя, выражение своих эмоции, раскрытие своей «истории»? Или парный танец, в котором уделяется особое внимание взаимоотношениям в паре, так называемым персональным диадным отношениям? Или групповой танец, где можно прочувствовать взаимоотношения в группе и то, как движение разворачивается в пространстве коллектива? Выбор за Вами! И напоследок, мы считаем своим долгом добавить, что секрет танца, который привлекает внимание окружающих, оздоравливает и омолаживает Ваше тело, а главное - помогает Вам расслабиться и получить удовольствие — это забыть обо всем, что находится рядом, обо всем, что отвлекает внимание. Слушайте себя, слушайте свое тело, оно знает, что делать, движения пойдут изнутри вас! Закройте глаза на мгновение и вслушайтесь, почувствуйте себя, каждую свою клеточку и двигайтесь под музыку! Делайте то, что вам заблагорассудится и это будет самым приятным и прекрасным! Автор статьи: Валерия Мазанова Статья опубликова в книге "Азбука молодости", М.: ЭРГИ, 2012, с. 79-84. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|