Стратегия функциональной адаптации в новом коллективе

Автор статьи: Ермаков Сергей

От многих приходилось слышать о сложностях и трудностях при смене работы, а, как следствие, и коллектива. Тема, на мой взгляд, актуальная, потому сегодня остановлю на ней своё и ваше внимание.

Ведь немалому числу людей именно кризисная, негативная адаптация, а, точнее, - невозможность её функционально пройти – мешает не только развиваться как профессионалу на новом месте, но часто приводит к очередному увольнению, а бывает, что и вредит здоровью, вызывая психосоматические симптомы, формирующие хронические заболевания.

Неприятности эти можно предупредить, а при их появлении – скорректировать, если разобраться в чём именно дело.

Вопросами формирования и функционирования групп занимается – социальная психология, она-то сегодня и придёт к нам на помощь.

Взгляды социальной психологии по отношению к отдельному человеку несколько отличаются от взглядов на человека в любой другой отрасли психологии, в частности – психотерапии, поэтому не удивляйтесь, что в этой статье не будет столь привычных многим психотерапевтических «розовых сопелек» про значимость уникальности и ценность индивидуальности, поскольку в основе своей социальная психология рассматривает группу – как организм/систему и все процессы, происходящие в группе, воспринимаются сквозь призму именно системной функциональности группы, а не отдельных людей, в неё входящих.

Итак, в чём же основная проблема при первичной адаптации в новом коллективе? Что именно вызывает проблемы, конфликты, психосоматические симптомы?

Ответ на эти вопросы как раз и кроется в столкновении двух подходов, условно назовём их: «Я – уникальность» и «Я – группа».

Культивируя зависимость от потребления, внешняя социальная среда по средствам пропаганды и рекламы, формирует некое иллюзорное представление о том, что каждый человек значим своей уникальностью и что добиться чего-то, получить лучшее, можно лишь и только, если будете демонстрировать себя во всей красе. Пусть весьма упрощённо, но это и есть суть подхода «Я – уникальность».

Тогда как для успешного вхождения в новую группу и эффективной адаптации в ней – необходима обратная стратегия. Подчеркну особо, что речь идёт именно о периоде вхождения и адаптации!

Рассмотрим сначала вариант с равными должностями. Что очень часто происходит, когда человек приходит на новую работу, в новый коллектив?

Человек начинает без всякой раскачки действовать так, как он действовал всегда, в уже освоенной, привычной для него обстановке, в своём темпе, ритме, следуя своим внутренним представлениям о том, как и что нужно делать в рамках своих обязанностей, чтобы добиваться результата. Это и есть ключевая ошибка адаптации, здесь-то и начинаются проблемы и конфликты. Почему?

Всё просто, человек, живущий под властью подхода «Я - уникальность» даже не задумывается о том, что коллектив, в которой он пришёл, существовал до него и что пока что – в период адаптации – он здесь, своего рода, - приглашённый гость.

И вот когда такой гость с первой минуты начинает вести себя как хозяин, ожидая, что остальные автоматически будут воспринимать его стиль и подход как должное – формируется негативная адаптация.

В группе возникает естественное сопротивление чужеродному элементу, возникает «точка давления», дискомфорта и группа приступает к самозащите, дабы избавиться от этого чужеродного элемента или хотя бы – подчинить его своим правилам.

Именно на этом этапе происходит давление на новичка, возникают сплетни и заговоры, коалиции «против», в крайних случаях, возможен даже прямой саботаж деятельности с последующими жалобами руководству. 

Со стороны человеку кажется, что коллектив состоит из садистов, идиотов и безграмотных бестолочей, которые ничего не понимают в том, чем занимаются и вообще, находятся на своих позициях исключительно по знакомству. Да, порой бывает именно так, но в случае, который мы сегодня разбираем – причина в самом человеке – в его негативной адаптации, группа же, являясь организмом – применяет все необходимые меры, чтобы сохранить целостность, выжить.

Задумайтесь, а на что бы вы пошли, чтобы выжить? То-то и оно…!

Так что же нужно делать? Какова стратегия функциональной адаптации?

Стратегия функциональной адаптации – наблюдение и изучение группы прежде всего. Подход «Я - уникальность» здесь нужно забыть и отложить, включив подход «Я - группа». Это значит, что первым делом, постепенно необходимо изучить темп и ритм группы, её ролевой состав (неформальную структуру), понять, какие именно механизмы и внутренние циклы использует группа, чтобы быть эффективной, чтобы отдыхать и восстанавливаться, когда наибольшая и наименьшая активность, как группа решает конфликты и спорные ситуации.

Вот когда вы всё это выяснили, сопоставьте полученную информацию со своими внутренними представлениями и – выберете вариант, который будет максимально соответствовать внутригрупповому комфорту.

Именно это и есть – функциональная адаптация.

Можно ли когда-то вспомнить про подход «Я - уникальность»? Да, конечно. Когда группа вас приняла, когда вы перестали быть чужеродным элементом и гостем, а стали одним из хозяев – тогда, если у вас по-прежнему сильно внутреннее желание предложить и продвинуть свои представления о темпе, ритме и эффективности процедур – можно начать борьбу за это.

Однако помните, что любая борьба за что бы она не велась – это трата ресурсов и неизбежно ведёт к снижению продуктивности основной деятельности + так или иначе провоцирует конфликтогенные ситуации. Поэтому, выбирая борьбу, даже уже после прохождения адаптации – необходимо чётко осознавать свои цели и мотивы, помня о том, что вы будете тратить время своей жизни, да ещё без каких-либо гарантий результата.

И если работа в конкретном месте для вас всего лишь работа (функционал), то… хорошенько подумайте о целесообразности начала борьбы.

Обратимся теперь к варианту, когда должности не равны и человек приходит на место руководителя. Формально такая ситуация предполагает, что у новичка изначально есть официальные полномочия менять и темп, и ритм, и содержание процессов. Вполне вероятно – именно для изменений нового человека и пригласили, но…

Качественный руководитель прежде чем менять то, с чем он ещё не знаком, - проделает всё ту же работу по наблюдению за групповыми процессами, за тем, как эта система дышит. 

В этом ракурсе подобные навыки – вообще выделяю как критичные и первичные для способности человека быть руководителем.

Подводя итог рассуждениям, скажу: основа функциональной адаптации – это наблюдение. Учитесь воспринимать мир через призму включённости в группы и сложные внутригрупповые процессы. Социальный мир – это мир групп, одиночки там полностью дезадаптивны и изолированы. Каким бы сильным ни было внушение подхода «Я - уникальность» - при адаптации в группе необходимо освоить подход «Я - группа». Период адаптации по времени во многом зависит от личных навыков наблюдения и анализа человека, у кого-то это может занять лишь неделю, у кого-то 3-4 месяца, но главное в том, что функциональная адаптация позволит сохранить и работу, и отношения с коллегами, и собственное здоровье (психологическое и физическое).

 

 

Стратегия функциональной адаптации в новом коллективе



Просмотров: 541
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Проблемы психологической адаптации в новом коллективе.
  • Что делать, когда возникают трудности в адаптации у ребенка
  • Еще раз об адаптации…адаптации мамы к детскому саду.
  • Когда сын… женится! Проблемы адаптации к новой роли.
  • Когда страхи и неуверенность мешают, а важное дело нужно сделать именно сейчас.
  • Определите, от чего именно Вам необходимо избавится, чтобы выйти из зависимых отношений! Тест.
  • Пятиступенчатая стратегия самопомощи в процессе транскультуральной адаптации мигрантов
  • Адаптация в новой стране. Феномен капсулирования в процессе адаптации.
  • Существует целых шесть способов разбогатеть. Нужно лишь выбрать тот, который подходит именно Вам!
  • Что ребенку необходимо для хорошей адаптации к школе?
  • Работа с детьми в период адаптации к детскому саду.
  • Гиперактивность – это эволюция адаптации человека!
  • Почему он выбрал именно Вас, даже если вы потом расстались?!
  • «Почему это происходит именно со мной…?» хоть раз в своей жизни спрашивал каждый из нас.
  • Если денег не хватает, то нужно срочно делать именно это
  • Период адаптации в иммиграции
  • Как понять, что это именно Ваш человек
  • Чем именно уникален каждый человек?
  • Кризис адаптации и опыт его преодоления в ситуации потери работы
  • Релаксационные занятия в период адаптации первоклассников
  • Группа поддержки: когда можно говорить обо всем
  • Ничего нового о «детсадовской» адаптации.
  • ВАШ РЕБЕНОК ПЯТИКЛАССНИК. Рекомендации для родителей в период адаптации
  • Как подготовить ребенка к школе и пережить период адаптации
  • Развитие коммуникативных умений, как основа социальной адаптации у детей с ГУО
  • «Куда катится мир?» или «Мультимодальный подход и длительная терапия: почему я выбираю именно их»
  • И, именно поэтому, так и происходит! Мозг оправданий без чувств.
  • Психолого-педагогическое сопровождение в период адаптации учеников 5-х классов
  • Можно я буду сам собой? Или почему я должен делать именно так.
  • О динамической группе, часть 4. Рабочий коллектив как группа



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь