Несколько отправных точек, которые когда-то мне пригодились в начале построения частной практики - возможно, пригодятся и вам.
1. Визитки.
Лучшим ответом на вопрос: "Как начать частную практику?" до сих пор считаю ответ А. Моховикова: "Как Иисус". Сколько людей вокруг вас знает, что вы - психотерапевт? Первое признание - это то, которое вы получаете в своем окружении. Первое действие - это напечатать 100 визиток и раздать окружающим вас людям. Всем. От булочницы до вашей двоюродной сестры. Чтобы мир знал о вашем намерении: вы - тот психотерапевт, к которому можно / нужно отправить клиентов / друзей /родственников / людей в сложные моменты их жизни.
2. Резюме.
Напишите резюме. Лучше вас никто не знает - какой вы терапевт, с чем умеете работать, какие у вас сильные стороны, какое образование. Никто не расскажет о вас лучше вас.
Вообще, написать резюме, в котором нужно обобщить полученный опыт и знания, а после адаптировать это резюме для клиентов - чисто техническая задача. Но почему-то многие терапевты превращают эту задачу в задачу экзистенциальную - из разряда: "Тварь я дрожащая или право имею?" Со всеми чувствами, которые мешают вам справиться с этой технической задачей - такими, как стыд, страх и т.д. - рекомендую сразу идти на супервизию.
3. Анализ.
То, что поможет написать резюме, полезное не только для коллег, но и для потенциальных клиентов - это внутренний анализ, который можно провести с помощью следующей таблицы (эту таблицу я получила в наследство от Е. Михайловой). Четыре графы:
1) Темы, с которыми работали со мной
2) Темы, с которыми я видела, как работают / имею представление
3) Темы, с которыми я хочу научиться работать
4) Темы, с которыми я не хочу работать
В итоге заполнения этой таблицы вы получите:
1) Обобщение своего опыта в личной терапии и в обучающих группах.
2) Направление - куда вы хотите развиваться в профессии, что вам интересно.
3) Осознание своих ограничений.
4) И, наконец, то, что называется страшными словами "определение своей ниши" - то есть того, чем и кому вы можете быть полезны. Вот это последнее нужно ясно сформулировать в своем резюме - и для коллег и для клиентов.
4. Где и когда.
Следующее немаловажное действие - это определение места и времени, где и когда вы будете работать с клиентами. Если ваше намерение осуществится прямо сейчас и к вам позвонит клиент: где и когда вы сможете его принять? Как ни странно, именно об этом чаще всего забывают и именно эта неясность может привести к срыву первой встречи с клиентом.
5. Ответы на вопросы.
В наше время можно не раскручивать самостоятельный сайт - существует много порталов, таких, как этот (psyoffice.ru) или других, которые уже достаточно раскручены, куда приходят клиенты, - поэтому если вы владеете способностью письменно отображать полученные навыки, опыт и знания - стоит начать отвечать на вопросы клиентов на этих площадках. Если не владеете письменной речью - это тем более стоит сделать по следующим причинам:
1) вы научитесь грамотно и ясно формулировать свои мысли;
2) у вас будет опыт сравнения своих ответов с ответами других психологов - так вы можете понять и свою уникальность и направление для развития;
3) при ответе на вопрос у вас есть время подумать (которое не всегда бывает в очной сессии);
4) вы получите обратную связь от клиентов к вашим ответам;
5) что немаловажно, вы увидите реальных клиентов, которые обращаются за помощью.
Порталы, на которые обращаются клиенты, отличаются друг от друга не только дизайном, но и функциями. Вполне можно выбрать тот, который по душе.
6. Короткие статьи.
Небольшие, короткие популяризирующие статьи о вашей деятельности, о вашем видении мира - тоже полезное занятие. В-частности, еще и потому, что в них вы можете научиться лучше объяснять другим о том, чем вы занимаетесь и пригодятся в навыке составления интерпретаций для клиентов. Помните: "если вы не можете объяснить пятилетнему ребенку свою мысль, значит, вы сами ее не очень-то понимаете". (Альберт Эйнштейн).
7. Контакты коллег.
Перед тем, как начинать движения к созданию частной практики, запаситесь контактами, куда вы будете перенаправлять тех клиентов, с которыми не сможете работать сами. Это важно. Потому что клиент, которому психолог сказал: "Я вам ничем не могу помочь" - это клиент, который получил вторую травму к своей первой. Составьте для себя максимально доброжелательную форму перенаправления клиента к другому специалисту (лучше письменно, чтобы вы могли ее подправить) и запаситесь контактами тех, к кому вы перенаправите клиентов, с которыми не сможете работать сами.
8. Контакты психиатров.
Возможны случаи, когда вам потребуется либо работать в паре с психиатром, либо направить клиента для более точной диагностики. Знать эти контакты лучше заранее.
9. Время.
Главное, что нужно дать самому себе и своему клиенту - это время. От момента, когда клиент подумал о том, чтобы прийти к психологу до того момента, как он пришел на встречу может пройти от 2 до 9 месяцев (!!!). Не нужно торопить реку и не нужно толкать дерево - дайте ему вырасти. Однако в процессе этого времени важно не переставать "поливать почву" - раздавать визитки, отвечать на вопросы и писать короткие статьи. В такие моменты я вспоминаю слова другого моего учителя - Е. Калитеевской, которая говорила, что "терапевт - это тот, кто остаётся" - когда клиенты уходят, когда они еще не пришли, - терапевт - это тот, кто остается терапевтом.
10. Ресурсы.
Точки опоры, которые помогут вам оставаться терапевтом. Ваши ресурсы, которые пригодятся и для того, чтобы справиться с тревогой, и для того, чтобы хорошо провести первую встречу, и для того, чтобы работать с непростыми клиентскими запросами. Об этом можно начинать заботиться сразу - с самого начала терапевтической практики, иначе есть риск, что вы ее так и не начнете: не имея достаточных ресурсов, бессознательно вы сами будете сопротивляться такой работе.
Например, один из ресурсов, который вы уже увидели в моем тексте - это опираться на слова значимых для вас людей / учителей.
Для поиска ресурсов также подойдет упражнение "Письмо к самому себе в дождливый день" (подсказал Арсений Павловский).
И любые другие упражнения, которые дают вам почву под ногами.
Именно о поиске своих ресурсов + об осознании задач первого контакта с клиентом (еще до первой сессии) + осознании задач первой сессии я предлагаю работать в группе "Первая встреча с клиентом".
С наилучшими к вам пожеланиями.