|
Интернет-зависимостьАвтор статьи: Орбелова (Зеленкова) Мария Анатольевна
Компьютеры, планшеты, смартфоны, интернет-технологии и другие достижения научно-технического прогресса привносят очень много новшеств в образ жизни современного человека, организации его работы и досуга и, соответственно, в вопросы воспитания подростающего поколения. Появление различных гаджетов ставит новые воспитательные задачи перед родителями. Как реагировать на их активное присутствие в жизни ребенка? Как правильно организовывать взаимодействие ребенка с ними? Как "идти в ногу со временем", но при этом не стать жертвой интернет-зависимости? Наши родители, а тем более прародители с подобными затруднениями практически не сталкивались. В семейном опыте отсутствуют стратегии и модели, позволяющие решать вопросы данного характера. Многие понятия и явления компьютерного мира просто раннее не существовали. Все эти обстоятельства заставляют искать новые пути решения новых проблем, по другому взглянуть на семейную воспитательную систему для предотвращения негативного влияния интернет-технологий на жизнь ребенка и формирования у него интернет-зависимости. Мнений по поводу этого нового явления -интернет-зависимости- очень много. Как, впрочем, родительских тревог, недопониманий, споров и конфликтов с детьми. Обычно в различных статьях и источниках на эту тему приводится перечень плюсов и минусов интернет- технологий. И тот, и другой список весьма обширный, логичный и разумный. Но ни то, ни другое не дает понимания сути проблемы интернет-зависимости и ее появления, полностью оставляя решение проблемы на родительское усмотрение. В последнее время компьютер является не просто техническим устройством, облегчающим выполнение профессиональных или учебных задач. Он оказывает воздействие на поведение, сферу межличностных отношений, особенности построения социальных контактов. Активный пользователь интернета не просто "растворяется" в информационном пространстве, а становится зависимым от него. Пользование интернетом позволяет незамедлительно удовлетворять собственные потребности (в принятии, в общении и т.д., в частности, через создание виртуального "Я"), не прилагая больших психологических усилий. Виртуальная реальность способна настолько затянуть ребенка (как впрочем и взрослого), что теряется связь с реальным миром. Получение удовольствия (быстрого и "дешевого", с психологической точки не затратного) - важный фактор вовлечения в зависимость. Неуспехи в реальном мире, проблемы в семье, в общении с друзьями часто вызывают явление, называемое эскапизмом, т.е. бегством из реальности. И как раз таки виртуальное пространство выступает тем самым убежищем, в которое "бежит" ребенок. Причин для этого масса: возможность создания виртуального-Я, как альтернатива Я-идеальному (построение образа, наделенного важными, ценными характеристиками для ребенка); анонимность, предоставляемая интернет-сетями; снятие психоэмоционального напряжения при активном пользовании компьютерными технологиями (получение необходимой отдушины); упрощенность коммуникативных взаимодействий (например: неограниченное количество собеседников); возможность многократного повторения некоторых действий, исключающая потенциальную неудачу (например: компьютерные игры); быстрая реализация основных потребностей - принцип удовольствия. Возможности, предоставляемые интернет-технологиями, очень велики. И активное пользование интернетом само по себе не несет ничего пагубного. Когда же из нейтрального агента интернет-пространство становится полем зависимого поведения? Появление и развитие интернет-зависимости - это всегда отражение личностного неблагополучия ребенка, наличия у него глубоких внутриличностных конфликтов. Это всегда показатель того, что объективная реальность предъявляет также требования ребенку, с которыми он не в состоянии справиться, предпочитает перенести свою активность в виртуальный мир, где он выглядит более компетентным. В нередких случаях возникновения интернет-аддикции наблюдается достаточно слабая эмоциональная связь между родителями и детьми. Ребенок, ощущая себя ненужным и покинутым, замещает недостаток эмоциональной близости со значимым взрослым активной интернет -или компьютерной жизнью. Ни интернет, ни компьютерные игры не вызывают сами по себе деструктивной зависимости, несмотря на свой крайне притягательный, затягивающий характер. Признаки появления зависимого поведения - маркер личностного неблагополучия, сигнал для родителя -исследовать проблемы ребенка, увидеть их, понять и помочь решить. Уход в виртуальный мир - это способ ребенка сообщить о том, что в действительности он не нашел себе места и не обладает конструктивными моделями преодоления напряжения (вообще плохо его выдерживает). Есть простые способы профилактики появления интернет-зависимости, которые в общем призваны обеспечить хорошие отношения с ребенком: 1). Внимание и уважение к потребности ребенка, чуткое отношение к психологическому благополучию ребенка (наличие адекватной самооценки, отсутствие излишней тревожности, хорошо развитие коммуникативные навыки и т.д.); 2). Вовлечение в момент "здесь и сейчас" подразумевает организацию жизни ребенка на основе ярких эмоций, насыщенности и интереса через формирование хобби, походов и т.д. Своеобразное удержание ребенка в реальном мире. 3). Обучение ребенка навыкам самоорганизации. Договоритесь с ребенком о том, как будет распределяться его свободное время с учетом его обязанностей и желаний. Учтите при этом, что выделение очень малого количества времени для игровой активности ребенка (например, 15 минут в день явно мало для того, чтобы ребенок наигрался, получив при этом удовольствие и эмоциональное расслабление) приведет к различным злоупотреблениям и повышению конфликтности и напряжения в эмоциональном фоне ребенка. 4). Создание безопасной обстановки для ребенка, где он сможет поделиться с вами своими радостями и горестями, не боясь получить в ответ непонимание или осуждение. 5). Формирование конструктивных способов преодоления стрессовых ситуаций, на основе сильных сторон личности ребенка. Сами эти правила звучат очень просто, но вот их выполнение может быть затруднено из-за массы внешних обстоятельств или собственных родительских тревог. Но если у вас найдется хотя бы немного времени на душевный и теплый разговор и контакт со своим ребенком, это убережет его от многих опасностей. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|