Как реагировать на "бесконечные" вопросы тревожного ребенка

Автор статьи: Александр Орлов

Как реагировать на бесконечные вопросы тревожного ребенка

Дети ищут уверенности и защиты от тревог у родителей и поэтому задают им такие вопросы, как: Все будет хорошо? Ты в этом уверен(а)?, если чувствуют беспокойство или угрозу. Это вполне естественно, и ответ родителей помогает им успокоиться, поднимая настроение и придавая сил.

Однако, если ребенок в такой ситуации повторяет свой вопрос навязчиво и постоянно, не взирая на ответы взрослого, например, Ты меня заберешь домой из сада? Точно заберешь? Ты уверена? А ты меня точно заберешь домой? А я не останусь здесь?, то этого означает следующее:

Ребенок с помощью таких вопросов пытается обрести уверенность и контроль над ситуацией. Вот только для него ее хватает ненадолго, и он вынужден снова и снова задавать одни и те же вопросы.

Это может превратиться в бесконечный замкнутый круг, ритуал, доставляющий серьезные неудобства и самому ребенку, и его родителям (или, например, педагогам), которые понимают, что их ответы больше не помогают, как в обычной ситуации, но часто становятся заложниками ситуации.

Что можно сделать?

Попробуйте помочь ребенку постепенно учиться справляться с беспокойством другими способами вместо навязчивого и неэффективного повторения вопросов.

1. Обратите внимание, когда, где и почему ваш ребенок испытывает сильную неуверенность и тревогу, которая выражается в том числе и в бесконечных вопросах. Это связано с конкретными ситуациями (школа, сон, еда или что-то другое) или конкретными людьми? А может быть это происходит, когда он плохо себя чувствует? 

2. Когда вы лучше поймете ситуацию - объясните ее ребенку. Расскажите ему о том, что когда он беспокоится, то задает одни и те же вопросы, потому что это помогает ему справиться с волнением, но на очень короткое время. Поэтому вы вместе с ним хотите придумать, как он может чувствовать себя увереннее и без них. Различные способы снизить тревогу описаны здесь, здесь и здесь.

3. По-новому реагируйте на повторяющиеся вопросы ребенка. Примеры:

  • - А я точно не заболею? А ты уверен(а)? - Похоже, что ты беспокоишься об этом. Но разве эти вопросы тебя успокаивают? Дайте ребенку возможность задуматься над тем, действительно ли ему нужно снова задавать этот вопрос.
  • - А ребята меня не обидят? А это точно? - Я думаю, что ты уже знаешь ответ на этот вопрос. Или: - Ты беспокоишься, что кто-то из детей может тебя обидеть. Как ты поступишь, если это произойдет? Помогите ребенку составить план действий, как справиться с ситуацией, которая вызывает у него тревогу.
  • - А эту еду можно есть? А она не опасная? Договоритесь с ребенком и подавайте ему сигнал (поднятая рука, или какой-либо другой жест), что вы услышали его вопрос, но не будете на него отвечать. Это поможет ему знать, что его поддерживают, но не поощряют неэффективный способ справляться с тревогой.

4. Хвалите ребенка, когда он проявляет терпение в ситуации неуверенности и использует (с вашей помощью или самостоятельно) эффективные приемы повышения уверенности (пункт 2). Пример: - Ты был(а) храбрым(ой), когда я не стал снова отвечать на твой вопрос о еде, который так тебя беспокоил.

5. Приготовьтесь к тому, что в начале реализации этого плана тревога у ребенка увеличится из-за того, что привычные (пусть и малоэффективные) способы перестают работать. Это может проявляться в детских слезах, гневе или истериках. Постарайтесь сдерживать свое стремление вернуться к замкнутому кругу вопросов, а вместо этого поддержите ребенка другим способом. Пример: - Я знаю, что ты сейчас расстроен(а) и тебе трудно. Но я не буду отвечать на "беспокойные" вопросы. Лучше скажи мне, что мы может сделать вместе, что ты почувствовал(а) себя увереннее. 

6. Если беспокойство и тревога ребенка сильны и затрудняют его жизнь и жизнь семьи - это повод обратиться за психологической консультацией, чтобы найти дополнительные способы помощи.



Просмотров: 460
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что ты чувствуешь? Как ответ на этот вопрос может сделать жизнь легче.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Психолгия сновидений: часто задаваемые вопросы. А если я не вижу снов, что это означает?
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Орторексия - что это такое? Ответы на вопросы
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Отвечать ли на вопросы о бывших: сколько, кто и почему, и быть ли виноватой, если что...?
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • «Я знаю, что для тебя лучше» или как родители выбирают профессию ребенку
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что делать родителям, когда подросток задает " неудобные " вопросы?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Психологическое отделение ребенка от родителей: как это сделать и когда уже пора?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь