|
Глубинно-психологическое представление об интернет-зависимостиАвтор статьи: Казакевич Алексей Николаевич
В современном мире интернет является значительной часть жизни человека, совершенствуя сферу общения, работы, досуга и пр. Интернет является «полезным инструментом», который дает возможность человеку находится в нескольких местах одновременно используя программные обеспечения для связи (skype, viber и др.), осуществлять покупки через интернет магазины, следить за новостями, оплачивать счета, получать образование и др., вместе с тем виртуальная жизнь для некоторых людей заменяя подлинную реальность и общение при исключая интеллектуальное развитие и вызывая интернет-зависимость. Основоположниками изучения интернет-зависимости является психолог К. Янг [17] и психиатр И. Гольдберг [11], которые разработали опросник и в последствии критерии интернет-зависимости. Так же Р. Тао предложил критерии интернет-зависимости в основе которых критерии DSM-5 для химической зависимости [15]. Р. Дэвис [10] рассматривал разумное использование интернета. К. Чакраборти [9], С. Ёнг и Ч. Танг, [16] В.А. Лоскутва [4], В.Л. Малыгин и А.Б. Искандиров [6], Е. Жу [18], С. Ким [13] и др. проводили исследования диагностики интернет-зависимости в разных частях света на разных социальных группах используя опросник К. Янга или другие опросники. М. Гриффист [12] в своих исследованиях указывал, что интенсивные пользователи интернета реализуют через него другие формы аддикции (сексуальные, нарциссические и др.). Р. Дэвис солидаризируясь с М. Гриффистом указывает, что зависимость от интернета представляет сочетание и реализацию других аддикций. Р. Дэвис выделил следующие типы интернет-зависимости: интернет-гемблеры, интернет-геймеры, интернет-трудоголики, интернет-сексоголики, интернет-эротоголики, интернет-покупатели, интернет-аддикты отношений [10]. Для современной науки интерес представляет глубинно-психологическое представление об интернет-зависимость на что и ориентирована данная статья. В современном понимании интернет-зависимость проявляется в «своеобразном уходе от реальности, при котором процесс навигации по сети «затягивает» субъекта настолько, что он оказывается не в состоянии полноценно функционировать в реальном мире» [5]. По МКБ-10 интернет-зависимость не является психическим расстройствам. На сегодняшний день интернет позволяет реализовать практически все потребности человека включая экзистенциональные. По мнению Е.В. Андриенко интернет позволяет реализовать следующие потребности: в стимуляции – получение значимых стимулов от других людей, в событиях – динамика жизни, которая привносит новые впечатления, в узнавании – удовлетворяется всякий раз, когда человек встречает знакомых ему людей, в структурировании времени это – способы время провождения (ритуалы, процедуры, развлечения, близость, игры (согласно Э. Берну)), в достижении и признании – связаны, с высшими потребностями человека [1]. Необходимо добавить к существующим потребностям так же потребность в самореализации, которая подразумевает социальную или материальную реализацию посредством ведения различных блогов (личная страница субъекта с постоянно обновляемой информацией), заработка на игровой или другой деятельности. Таким образом, интернет является неотъемлемой частью человеческой жизни и деятельности при конструктивной его использовании. Интернет-зависимость представляет чрезмерное и непродуктивное использование данной сети, что приводит к регрессии. Наше исследование базируется на психодинамической парадигме и разработанном Т.С. Яценко методе активное социально психологическое познание (АСПП) [8]. Особенностью данного метода является понимание психики в ее целостности (единство сознательных и бессознательных сфер), что дает возможность изучения феномена интернет-зависимости с позиции неосознаваемых деструктивных тенденций психики субъекта. Деструкция в нашем понимании это неосознаваемое саморазрушение субъекта, которое проявляются в поведении, социальных взаимоотношениях, личностном развитии. В психоаналиттическом словаре бессознательное рассматривается как «особая сфера психического; система процессов, качественно отличающихся от явлений сознания… осуществляемая без участия сознания» [2, с. 97]. З. Фрейд изучая бессознательное указывал, что оно является – «автономной, независимой от сознания, безличной первоосновы человеческой души» (цит. по: [3, с. 95]). Бессознательное существует «вне пола, пространства и времени», интернет так же дает человеку чувство защищенности, стирает временные, социальные и половые рамки, что позволяет ему вести себя спонтанно и одновременно создавать желанную виртуально-социальную маску подчиняясь принципу удовольствия. Опишем стремление находится в интернете с позиции неосознаваемой психологической защищенности субъекта. Психологическая защита является «интегративным, диспозиционным образованием, имеющим разноуровневую структуру, включающую когнитивный, эмотивный и поведенческий аспекты; защитная система подчинена единому генеральному механизму – «от слабости к силе» (более подробно см. [8]). Перечисленные Е.В. Андриенко [1] потребности находятся в интернете можно отнести к бессознательным противоречивым тенденциям психики. Представим сравнительную таблицу бессознательных и сознательных тенденций чрезмерное нахождения субъекта в сети интернет (табл. 1). Таблица 1 Бессознательные и сознательные тенденции чрезмерного нахождение субъекта в сети интернет
Таблица 1 представляет противоречивость психики и как следствие действий человека. Первопричиной деструктивных тенденций психики и их проявление в интернет-зависимости, могут быть связаны с поиском в интернете компенсаторного либиного объекта, в случае не проявления родителем (-ями) к ребенку эмоционально значимых для него чувств, тем самым блокируя (омертвляя) их; чувством неполноценности, как следствие фиксации субъекта на эдипальной стадии развития (от 3 до 6 лет), интернет в таком случае иллюзорно удовлетворяет потребности человека, за счет использования компьютерных программ для изменения внешности, голоса, грамматики и др. Интернет является специфическим источником получения не реализованных эмоциональных переживаний в жизни субъекта. Интернет позволяет человеку создать желаемый образ, который не смог осуществить в реальной жизни. Данная проблематика берет начало в эдипальный период развития (от 2 до 6 лет). Эдипальная зависимость это чувственное притяжение ребенка к родителю противоположного пола и соперничество с родителем того же пола, за внимание первого. Согласно З. Фрейду, в данный период происходит вытеснение душевных позывов ребенка из психики [6, с. 186], так как ребенок впервые сталкивается с запретом спать с родителями в одной кровати, прикасаться к материнской груди и др. Данные запреты формируют чувство неполноценности, которое впоследствии маскируется, компенсируется, сублимируется и т.д. Представим фрагмент стенограммы психокоррекционной работы с протагонистом М. с использованием методики комплекса тематических психорисунков (всю стенограмму см. [8]). П.: Почему мужчина на рисунке 1 повернут спиной? Он как будто в возрасте, потрепан жизнью. М.: Не могу сказать, что он в возрасте. Но у меня есть ощущение психологической старости. П.: От того, что пришлось много пережить? М.: Я пережил алкоголизм матери (основная причина моего ухода из дома), безотцовщину. Вырос в интернате, приобрел самостоятельность и поступил в училище, затем – в университет. Это мои личные достижения. П.: Твоя рука отразила в рисунках глубокий смысл твоей «истории жизни». Что символизирует эта машина (рис. 1)? Мечту, желание? М.: Не знаю. Нарисовал человека. Потом мне показалось, что на этом рисунке ему мало места, решил добавить машину. П.: Ты отобразил, что хотел бы иметь машину (для начала – маленькую), любовь (роза – архетип любви), защищенность (чтобы каждый знал, что тебя нельзя обижать)? М.: Защищенность я должен сам обеспечить, но она действительно актуальна. П.: Это и отражает рисунок: защищенность, любовь и достаток. Что скажешь по поводу этих трех аспектов? М.: Я абсолютно с этим согласен, это именно то, к чему я стремлюсь. П.: Можно перефразировать тему рисунка 1: «Как мне хотелось бы, чтоб было в семье». М.: Да. Я не рос в идеальной семье, не знаю, что такое – крепкая семья. Просто теперь понимаю, что это является для меня значимым. П.: Ты рос в неидеальной семье и приобрел зависимость от интернет-игр (что не является идеальным). В этом ты повторяешь свою маму. У нее тоже была зависимость, отличие состоит в том, что это был алкоголизм. Парадоксально, но повторяешь маму: «вынуждение повторения» (З. Фрейд). Ты пережил драму с алкоголизмом матери. Надеюсь, что сам не причастен к ее слабости. М.: Причастен. П.: Может, тебе просто не хватает мамы и ты, таким образом, напоминаешь – «мы вместе»? М.: Да. Мне ее очень не хватает. Замещением мамы является ее увлечение. А уж игровую зависимость я и подавно не сопоставлял с алкогольной зависимостью. Наоборот, пытался не повторять алкоголизм матери. П.: Твои исчезновения из университета на неделю-две связаны с этим? М.: Всего понемногу. В университете не успевал, потому что много работал. Пришел в деканат и сказал: меня не будет месяц. Это было неуважительно по отношению к декану, но все же я сообщил ему об этом. П.: Когда ты так говорил, то занимал позицию «над ним»? М.: Тогда я не думал об этом. Я работал на низкооплачиваемых работах. Мать лишили родительских прав, и я стал жить за счет государства. Поступил в университет с целью выжить за счет государственной стипендии. Заметил, что я очень привык к этим «дармовым» деньгам. Но меня пугает будущее: университет закончится и что дальше? П.: Ты приобрел зависимость от того, что тебя должны обеспечивать?! М.: Я и сам готов себя обеспечивать! Я могу работать! Но нереально купить жилье по таким высоким ценам, каким бы работягой я ни был. П.: Тебе не хватает последовательности. Осознал, что можешь работать – и успокоился, то есть не работаешь. Хороший пример твоей активности: захотел пройти глубинный анализ – ночь не спал, но нарисовал рисунки, за что я и аудитория тебе благодарны. Фрагмент стенограммы с протагонистом М. частично раскрывает причины интернет-зависимости, которые связаны с эдипальной зависимостью М. к матери, что порождает амбивалентность чувств к ней. Единение с матерью на глубинном уровне происходит за счет ухода от реальности в зависимость алкогольную, игровую, от государственных денег. Уход в зависимость как отступление от реальности, которое связано с не способностью с ней справится социально-приемлемыми способами. Таким образом, интернет как и все связанное с человеком имеет амбивалентный характер, с одной стороны способствует развитию человека и является средством достижения и реализации многих жизненных целей, с другой при чрезмерном и непродуктивном его использовании ведет к зависимости и деградации. Чрезмерное и непродуктивное использование интернета связано с глубинными детерминантами психики и неразрешенными внутренними противоречиями. Список использованной литературы
Данная статья была опубликована в журнале: https://elibrary.ru/item.asp?id=28430325 Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|