О питании и воспитании: пищевые привычки и психология

Автор статьи: Елена Шпундра

Очень много статей посвящены культуре питания, как правильно питаться не написано разве что на утюге, да и психологи раскрыли, наверное, уже все психологические причины лишнего веса и пищевых расстройств.

О питании и воспитании пищевые привычки и психология

Бодипозитивщики ввели полноту в разряд чуть ли не культа, забыв о том, что изначально идея боди позитива заключалась в том, чтобы принимать свою внешность, все ее аспекты, не только вес,  а не пропагандировать ожирение, как красоту. Потому что, если ты толстая, да, себя лучше принимать, ненависть никак не помогает жить, но принятие не значит, что худеть не нужно и что лишний вес никак не отражается на здоровье организма.

Однако, мы забываем, что пищевые привычки, как и многое другое, формируются в детстве. И, к сожалению, вокруг мы видим очень много полных детей. Конечно есть небольшой шанс, что они перерастут полноту, резко вытянувшись в подростковом возрасте.   Но чаще всего из полных детей вырастают полные взрослые.

И полные они не потому что заедают свои психологические проблемы, а потому что в детстве их раскормили папы и мамы. И теперь им намного сложнее перестроить систему питания чтобы сбалансировать вес.

Как родители формируют пищевые расстройства

Недавно на одном из психологических форумов мама обеспокоенно-возмущенно вопрошала психологов  «дочери 8 лет, она толстая, но я не могу ограничить ей питание, она все равно ест, как быть и что делать?».

Маме задали много уточняющих вопросов, и в результате оказалось, что на ужин ребенок съедает, например, пюре с котлетой. А самостоятельно умеет варить вермишель и жарить яйца. Кроме того, ребенок ест еще у бабушки, рацион примерно такой же. Разница в том, что в этом всем пищевом коллапсе мама, движимая чувством вины может приготовить дочке салат. А бабушка не готовит, так как виноватой себя не чувствует.  



Работник системы образования с огромным стажем поделилась со мной, как кормила ребенка, который не хотел есть. Точнее не хотел есть ничего полезного с ее точки зрения. Она зажимала ребенку руки за спиной, в кричащий рот заталкивала ложку, а после нажимала на горло, чтобы еда проходила.

Теперь ребенок хорошо и самостоятельно ест все, что ему дают, а работник системы образования преподносит это как случай своей победы добра над злом- здорового питания над нездоровым и величайшей заслуги. 

Какими вырастут эти дети? Девочка, которая ест то, что находит дома при этом мама ожидает, что она в 8 лет сама будет регулировать свое питание и девочка, которую изнасиловали едой.

Семейный вопрос

Формирование пищевых привычек и культура питания закладывается в семье. Я не сторонник крайностей и каких-то нарочитых стараний. Понятно, что родители-вегетарианцы будут кормить ребенка так же, а родители, которые любят мяско, колбаски и сыры привьют этот вкус ребенку. И каждый из этих детей сформирует нормальный здоровый вкус, просто будет он разным.



Но давайте применять несколько простых и разумных правил:

- Ребенок ест то, что находит в холодильнике или на плите. Если у вас там сплошные плюшки, ватрушки, пюрешки, жаренное, острое и жирное, потому что вы так любите, а в школу вместо ланч-бокса вы даете ему деньги, которые он потратит на соломку и вафли, понятно, что ребенок будет иметь проблемы с весом да и в целом с состоянием ЖКТ. Такие же проблемы наверняка есть у всей семьи. Но в отличии от вас, ребенок не взрослый, он не может сделать выбор питания, поэтому это выбор родителей- или всей семье заняться пересмотром пищевых привычек или подарить миру еще одного толстого и больного человека.

- Что мы учим готовить своих детей? Какие их первые блюда? Вермишель и яичница? Потому что нас этому научила мама, как ее научила ее мама, а  мы автоматически передаем этот опыт дальше? Но бабушки знали голод и тесноту коммунальных кухонь, мамы кусочек хлеба с маслом в детстве считали пирожным, а мы выросли на картошке, макаронах и гречке потому что в магазинах не было другого ассортимента. Сейчас все изменилось, в магазинах можно найти продукты со всего света, а приготовление салата по времени и процедуре быстрее и безопаснее варки вермишели, так почему мы своих детей до сих пор учим варить вермишель?

- Заставлять есть, как и вообще заставлять кого-то делать что-то против его воли – это насилие. Скажете что у ребенка нет  еще понимания «что такое хорошо, что такое плохо». Да, чистая правда, но задача родителя помочь это понимание обрести, помочь различать собственные желания и потребности, а не используя силу навязывать свои желания и понимания.



- Кормить это не способ любить. Точнее выражайте любовь, например, словами или качественным временем вместе с ребенком. Понимаю, что еще от голодавших бабушек мы усвоили именно такой принцип передачи любви «главное, чтобы хорошо кушал», да и пухлое дитя лет 6, уминающее за обе румяные щечки пирожки, котлетки и домашние разносолы выглядит очень мило. Аппетитно кушающий ребенок это же такое ми-ми-ми, как и спящий. Только лет через 10, он превращается в Тюлюлюя, и те же налюбившие едой мама и бабушка таскают его по больницам. А все врачи как один говорят «сначала нужно похудеть».

Мнение диетологов

А теперь послушаем, что говорят диетологи.

Диетолог Екатерина Кравец, мама 3-х деток:


Одна из самых животрепещущих тем, как же сформировать правильные пищевые привычки у ребёнка. Сколько раз в день ребенку необходимо есть? Заставлять ли ребёнка кушать? Ребенок и сладкое –давать или ограничивать?

Правильные привычки и отношения с едой закладываются ещё внутриутробно, поэтому будущей маме важно следить за качеством и количеством еды в период беременности, а так же в период грудного вскармливания.

Если мы говорим о детях школьного возраста, то у них уже сформированы пищевые привычки, но повлиять на них все же можно и чем раньше мы начнём свою работу, тем легче скорректировать пищевое поведение.

Оптимально для ребёнка школьного возраста 3 основных приёма пищи (белки, жиры, углеводы) и 1-2 перекуса. В перерывах между приёмами пищи не должно быть «перехватов», особенно, сладкими, мучными продуктами (быстрые углеводы). Порядка 3 раз в день ребёнку необходимо получать полноценные белки (яйца, творог, рыба, нежирное мясо, кисломолочные продукты) для роста и формирования организма.



Все наши клетки состоят из белков и поэтому недостача белковых структур может привести к замедлению роста и развития ребёнка. Так же необходимо уделять внимание овощам и фруктам. Чаще всего проблемы возникают именно с овощами. Дети не приучены есть свежие овощи. Максимум, что получает ребёнок-это овощи из супа или борща. Такая тактика приводит к тому, что ребёнок не дополучает ценную клетчатку и множество питательных веществ. Именно клетчатка отвечает за «чистоту» нашего кишечника. От неправильной работы кишечника и несвоевременного опорожнения страдают все системы организма. Всасываемость питательных веществ падает. Это приводит к дефициту витаминов и минералов. Поэтому крайне важно приучать ребёнка с раннего детства к овощам и фруктам. И упор делать именно на овощи. Объяснять, покупать и готовить их вместе с ребёнком.

Теперь о сахарной зависимости. Почти все детки сладкоежки. На это есть ряд физиологических и психологических причин. Утешение ребёнка с помощью еды самая большая ошибка родителей. Упал-конфетку, такая тактика приводит не только к проблемам со здоровьем, но и формированию зависимости в последствие у взрослого человека. Таким людям очень сложно найти в себе силу решать проблемы без помощи еды.

Что касается физиологических причин. Взрослые сами формируют тягу к сладкому у деток с раннего возраста. Со своей позиции они воспринимают еду без сахара, как не вкусную, добавляют различного рода подсластители (альтернативы сахара, так как много читали о вреде сахара рафинада). Забывая о том, что вкусовые рецепторы детей отлично воспринимают в виде сладкого натуральные, свежие, сочные фрукты. И фрукты-это действительно достойная замена искусственным сахарам. Если ребёнок получает на десерт фрукт-тяга к булочкам и шоколадкам падает. Ребёнок может и не откажется от них вовсе, но воспринимать их будет уже иначе. Секрет этого в работе нашего мозга, который получает сладкий вкус и абсолютно не важно из какого источника организм его добудет.


И напоследок самая сложная тема. Заставлять ли ребёнка кушать? Мой опыт говорит о том, что этого делать не стоит. Наши организмы, а тем более организмы детей, настолько регулируют все системы жизнедеятельности, что остаться голодным ребёнку по собственной воле практически нереально. Другой вопрос, если ребёнок все время «перехватывает» быстрыми углеводами (сухарики, соломка, конфеты, булки) и забивает естественную работу своих систем.

Полноценные приёмы пищи страдают, происходит дефицит питательных веществ. У родителей ощущение, что ребёнок ничего не съел, так как они забывают о мороженном на улице, булочке в бассейне и т.д. Происходит конфликт на почве еды со всеми вытекающими последствиями. А решение проблемы очень простое. Убрать не нужные перекусы. Сделать 3 основных приема пищи и 1-2 перекуса по требованию (фрукт, кисломолочный продукт, сычужный сыр, овощная нарезка и т.д.).

Эксперт по здоровому питанию диетолог- психолог Галина Бурковская:



Какие же продукты нельзя давать детям? Для того, чтобы дети были здоровыми, важно поменять принципы питания самой семьи и исключить из рациона те продукты, которые являются вредными для нашего здоровья в целом. Дети, как губки, впитывают всё, что видят, и родители для них являемся примером.

Обратите внимание на те продукты, которые находятся в доме. Уберите из семейного рациона жирную пищу, еду с большим количеством заменителей и красителей, не натуральную, искусственную. Эта еда вызывает ожирение, аллергические реакции, уничтожают наше здоровье и действуют на наш организм, как наркотик.



К таким продуктам можно отнести жевательные конфеты, пастилу в ярких упаковках, «чупа-чупсы», чипсы, сладкие газированные напитки, шоколадные батончики, колбасно-сосисочные изделия, майонез, кетчупы, лапша быстрого приготовления, многочисленные растворимые супчики, картофельные пюре, растворимые соки типа «Юпи» и «Зуко» и многие другие. Этот список увеличивается с каждым днем и, покупая продукты в магазине, обязательно смотрите этикетку.

Минимизируйте употребление обработанной пищи и отдавайте предпочтение необработанным натуральным продуктам, тогда организм ребёнка будет получать энергию для жизни, а не тратить свою на переработку мёртвой пищи. Избегайте покупки еды сомнительной свежести и обходите стороной недобросовестных производителей. Организм человека очень умный и для его питания нужна только натуральная еда и это у нас заложено природой. Прежде, чем положить себе или своему ребенку еду в тарелку, хорошо подумайте, что в результате хотите получить. Выбор всё за Вами!

Автор: Елена Шпундра

ИСТОЧНИК: женский журнал  ЛИЗА

Получить мою консультацию в Киеве можно записавшись по тел. 0662467113

или по скайп (предварительная запись через форму на Б17)

Так же приглашаю интересующихся психологией в свою группу на Фейсбуке Психолог Елена Шпундра

 



Просмотров: 406
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Пищевые привычки из детства как способ потешить своего внутреннего ребёнка.
  • Ребёнок отказывается есть. Нужно ли заставлять его есть?
  • Можно ли заставлять детей есть?
  • Надо заставить ребёнка учиться! Пусть ребёнок лучше умрёт, чем тройки будет в школе получать!
  • Что значит принимать ребёнка таким, какой он есть?
  • «Я был очень расстроен..., потому что родители назвали сестренку Аней, а не Ариэль, как я хотел…»
  • У нашего ребёнка проблемы. Что делать?
  • Что делать, если ребенок отказывается есть.
  • Мама, которая ещё есть! Что делать после того, как ты начал прощать …
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • Родители, у детей есть право на свою собственную жизнь и представление о ней!
  • Что делать, если ребёнок слушается только одного родителя
  • Можно ли изменить свою жизнь? (глазами нашего внутреннего ребёнка)
  • Каким вырастет мой ребёнок? Что нельзя делать и что нужно, чтобы ребёнок стал счастливым человеком
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что делать, если ребенок много времени проводит за компьютером?
  • Не могу ничего решить, потому что мой ребенок против...
  • Что будет, если не развить у ребёнка эстетические потребности?
  • Есть только один способ избежать критики: ничего не делать, ничего не говорить и быть никем
  • Ребенок избирательно питается. Психоаналитическая трактовка нарушений питания у ребенка.
  • Почему, если есть ребенок с особенностями, то нужна семейная терапия
  • Ошибки, которые совершают родители детей младшего школьного возраста.
  • История одного ребёнка. Авторитарная бабушка и непослушный ребёнок.
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Что происходит, если женщина раньше времени решила, что этот мужчина и есть её единственный
  • Психология питания во время беременности "Мы есть то, что мы едим".
  • «Ты суслика видишь?» или Надо ли лечить психологические травмы из детства просто потому, что они есть?
  • Психологические особенности родителей и семьи, которые воспитывают ребёнка с ДЦП



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь