Зачем нужны эмоции и как они устроены (гештальт-подход)

Автор статьи: Наталья Трушина

Наша психика - это постоянный процесс реагирования на окружающую среду. Она позволяет нам активно и максимально эффективно приспосабливаться к окружающему миру, и соответственно, преуспевать в борьбе за выживание. Среда постоянно меняется – а в последние десятилетия еще и с ужасающей скоростью – и в ответ наша психика выдает реакции, на основании которых мы можем к этим изменениям приспособиться. Умственные, волевые, эмоциональные процессы – все это спасибо психике.

Так вот, что важно, эмоциональные процессы в этом отношении – первые по скорости возникновения и очень важные. Если бы не было эмоции страха («ужас, надо срочно делать ноги!») то никакой ум нам бы выжить не помог. Ну и соответственно без симпатии, влечения и любви никакие волевые усилия не заставили бы нас так активно размножаться. С другой стороны, этот факт опровергает идею про главенство и самоценность эмоций – мол, скажи, что ты чувствуешь, и все уже станет хорошо. Нет, так сразу не станет. «Что ты чувствуешь?» – это главный вопрос, но не последний. За ним идут не менее важные вопросы – «а чего ты хочешь?», и «что будешь с этим делать?». Но без первого вопроса «что чувствуешь?» они бессмысленны, точно так же и первый без последующих.

Эмоции действуют соответственно циклу контакта, разработанному теоретиками гештальт-подхода:

1.преконтакт
2.завязка
3.полный контакт
4.развязка
5.постконтакт.

То есть:
1.появилась эмоция ("кажется, я что-то чувствую")
2.осознаем, что это ("ааа, семен семеныч, это же грусть/злость/радость")
3.проживаем эмоцию ("ты, вот ты, да, ты слышишь, мне грустно!" (слезы, сопли, носовые платочки))
4.облегчение ("ну что, кажется, легчает…")
5.осознание, психическая переработка ("ну вот, я погрустил хорошенько, стало легче, и теперь уже не кажется, что жизнь такая беспросветная гадость").

А дальше начинается новый контакт ("оу, я теперь снова что-то чувствую…").

Итак, а в чем соль-то вся?

Если возникают препятствия, цикл контакта, случается, не завершается. Так и валяется в психике незавершенный, как прошлогодняя недоделанная табуретка или недошитая кофточка. И чем больше незавершенных циклов (по факту – недопрожитых эмоций, потому что все ситуации, решения, отношения - все равно завершаются эмоциями), тем больше психика замусорена всяким, извините, хламом. А в чем особенность места, которое забито хламом? Правильно, от этого места обычно не очень приятно пахнет, там все непонятно и перепутано, а еще – туда невозможно что-либо новое положить.

Вот и получается, что психика, забитая непереваренными остатками – уж извините, за еще одну неприятную метафору - как зашлакованный кишечник, неспособна переварить и усвоить ничего полезного и питательного. Если где-то в глубине души все еще есть злоба на первую учительницу-стерву, горе по первым романтическим отношениям, злость на бойфренда, который год назад забыл про день рождения, и т.д. и т.п. – то как в этой самой глубине души появится место, чтобы полноценно проживать любовь, радость, счастье? Они то, конечно, будут, куда же в жизни без счастья и радости. Но вот, как елочные игрушки из анекдота – «не радуют». То есть, почему-то, они не такие интенсивные, как могли бы быть, их надо усиленно ловить, и они все равно быстро ускользают. А незавершенные гештальты - остаются, вот и мается человек в некотором субдепрессивном состоянии («что-то настроение не ахти, и делать ничего не хочется, какой же я ленивый, надо взять себя в руки»). Брать себя в руки – например, идти и усиленно развлекаться, выпивать, неконтролируемо шоппиться или наоборот, старательно работать и достигать всех мыслимых результатов – в данном случае смысла мало, потому что это все равно, что заваливать больной кишечник витаминами (если продолжать мою нелицеприятную метафору). Пару молекул еще пролезет, а остальные так и выйдут мертвым грузом.

Разбираться надо в первую очередь - с самыми ядовитыми шлаками, во вторую – с тем, как в дальнейшем предотвратить такое загрязнение, и в третью – постепенно пробовать усваивать что-нибудь питательное (маленький кусочек любви, щепотку уважения, горсточку принятия, глоток нежности). Постепенно, потому что не у всех еще есть "ферменты" для реального принятия этих питательных чувств.



Просмотров: 436
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • "Все равно его не брошу, потому что он хороший!"
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • "Мне надо подумать" в ответ на Ваше признание в любви. Что с этим делать?
  • "Хочу быть блогером, а не вот это вот все"
  • "Хочу я отношений или все-таки не хочу? И если хочу, то что с этим делать?"
  • Что делать, если не знаешь "что делать" или как перестать бурлачить?
  • "Ну за что мне все это?!!"
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • Что, чёрт возьми, значит этот ваш вопрос "что ты чувствуешь?!"
  • Что делать, если все идет не так, как хочется?
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Как клиенту понять, что в терапии "что-то не так"?
  • Почему так трудно "каждый день по 15 минут" делать что-либо?
  • Почему так тянет к "неподходящим" мужчинам и что с этим делать ?
  • "Все, что мне необходимо знать, открывается мне. Все, в чем я нуждаюсь, приходит ко мне".
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Когда "все не так, как хочется"...или взросление души
  • "Как?! Ты не веришь, что я чту Шаббат?! Да вот-те крест!"(размышления о евреях-выкрестах)
  • Вот так любовь!! Или "Если б не было несчастья, то и счастья тоже не было бы"
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • "Я и так вижу в чем моя проблема - и что дальше?". Задачи психотерапии
  • "Я так хочу это сделать, но..." и как еще мы рационализируем откладывание на потом
  • "Я знаю, что ты чувствуешь" или как определить, а не сую ли я нос куда не следует
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь