|
Не хочу жить. Взгляд психолога на проблему.Автор статьи: Бурзунова Евгения Алексеевна
...Все в моей жизни, казалось бы, хорошо: хорошая работа, заботливые родители, замечательные друзья, любимое хобби, но при этом я не чувствую себя частью всего этого, словно бы мое место не в этом мире, а тут я как сторонний наблюдатель, и так тошно делается от этих ощущений. Просто не хочется жить...
Обычно, когда человек приходит ко мне за помощью, я пытаюсь определить "с каким уровнем функционирования психики" связана его трудность. Это важно, т.к. решение проблемы практически никогда не лежит в той же плоскости что и сама проблема (ведь если второй этаж здания разрушается - скорее всего, есть нарушения строительства на первом, или еще раньше - в фундаменте). Поясню. "Нежелание жить" - это верхушка айсберга, итоговый результат определенных процессов в психике, которые могут быть обусловлены как физиологическими причинами (например, эндокринными нарушениями, или нарушениями серотонинового обмена в головном мозге - как при эндогенной депрессии), так и социальными (нарушение общения), экзистенциальными (возрастные кризисы) и даже экологическими причинами (например, нет своего личного пространства). Просто мы не всегда связываем одно с другим, т.к. субъективно кажется что ситуации абсолютно разные, как они могут друг друга обуславливать?... Тем не менее, это так. Чаще, конечно это - цепочка причин, растянутых во времени, и состояние "не хочу жить" - как его,бывает, описывают клиенты - говорит о том что ситуация сильно хронифицирована. Однако, вернемся к уровням. Фундаментом функционирования психики человека (базовым уровнем) является телесное ощущение себя, или протопатическое восприятие. По факту это - единственное что есть "в распоряжении" новорожденного ребенка. Он как-то себя чувствует, пока не дифференцируя собственные телесные ощущения (мозг для этого еще слишком незрел), реагируя только на комфортность/дискомфортность. Психофизиологическая основа протопатического восприятия - так называемый мышечный тонус, который распространяется по постуральным мышцам тела и соединительной ткани (1). Есть определенный уровень тонуса - человек находит себя телесно - "чувствует". В дальнейшем, мозг постепенно дозревает, психика совершенствуется, и над протопатическим восприятием "надстраиваются" следующие уровни - следующие "этажи" психики. Это и выход в реальное пространство (ребенок начинает ползать), и ощущение себя в социуме - то что называется "вписывание в среду". Верхние "этажи", формирующиеся еще позже - это выход в абстрактное пространство (например, пространство букв, цифр, нот. Этого пространства нет в реальном мире). Если у ребенка были сложности с "комфортным восприятием себя" на базовом уровне, фундамент положен неправильно - следующие этажи все равно выстраиваются, т.к. онтогенез обусловлен генетически (т.е. индивидуальное развитие запрограммировано). Однако, такая ситуация приведет к тому что "верхние этажи" будут формироваться искаженно, неустойчиво, и при определенном стрессе они могут "давать сбои" или даже разрушаться - как разрушается здание на неустойчивом фундаменте. Скорее всего, верхние будут компенсировать недостаток нижних, поэтому в будущем такие дети - это часто интеллектуально одаренные люди, способные к великолепному абстрактному мышлению (математика и пр), но с грубой недостаточностью глубокой телесной чувствительности. Они не столько себя и свое тело чувствуют, сколько "понимают". Через "голову" и интеллект. Развиваясь, тело и, разумеется, психика - могут столкнуться с различными сложностями - начиная с тяжелого диатеза, экстренной госпитализации с тяжелым медикаментозным лечением и заканчивая эмоциональной депривацией и прочими травмами развития. Не смотря на кажущуюся безобидность, скажем, диатеза, это - очень мучительное состояние для ребенка, который как я уже описывала - живет на уровне "комфортно/дискомфортно". Если в дополнение к нему есть определенные телесные отношения (назовем их так) между ребенком и матерью - например, мама сама свое тело не очень хорошо чувствует, вследствие чего ребенок не получает возможность тонически "достроиться" от мамы - то такое состояние переживается ребенком как ОЧЕНЬ ПУГАЮЩЕЕ. По опыту работы могу сказать что такой малыш обычно не сползает у взрослых с рук, выматывая их окончательно и еще более усугубляя ситуацию. Дальше - по цепочке - тонические нарушения (гипер- или гипотонус первого годика), как следствие - повышенная утомляемость, "невписывание в среду" как на моторном уровне (двигательная неловкость, нежелание двигаться вообще, заниматься физкультурой, спортом), так и позже - на социальном и личностном уровнях: ощущение что "я - чужой", "все это - не для меня". Вариантов масса и они исключительно индивидуальны, но на базовом уровне могут иметь сходные причины - нарушение глубокой чувствительности тела. Размышления о возможности прервать собственную жизнь, которые могут появится в таком случае - это не реально суицидные мысли, а субъективное переживание тяжести собственного состояния и желание "чтобы все это закончилось". Особенно на фоне того что "в жизни-то все в принципе нормально", как-бы даже психологу пожаловаться то не на что. Непонимание причин еще больше поднимает тревогу, формируя замкнутый круг и ощущение безвыходности, безнадежности. Теперь к рекомендациям. Разумеется, необходимо восстанавливать глубокую телесную чувствительность. Если здание рушится - это не значит что нельзя "укрепить фундамент". Для этого лучше всего подойдут техники телесно-ориентированной психотерапии, такие как Бодинамика, Лоуэновский анализ, Фельденкрайз, разумеется - элементы психосинтеза (только не холотроп!!!). Это все очень бережные, "гомеопатические" способы работы с телом, но надо понимать, что как и все телесные практики - они требуют определенного времени. Тело - очень ригидная структура, которая долго перестраивается (как поезд, которому нужно долго и медленно тормозить чтобы сделать поворот). Как вариант - подойдут так же занятия йогой, цигун и др восточными практиками. Там очень мощная протопатическая составляющая - невозможно выполнить какое-либо упражнение если не будешь себя чувствовать. Их минус по сравнению с терапевтическими методами - не так высок уровень осознанности в смысле саморефлексии. Часто люди воспринимают, например ту же йогу как гимнастику - для поддержания здоровья, несмотря на то что это - глубокая духовная практика. В общем, зависит от тренера. Конечно, только работы с телом для взрослого человека скорее всего достаточно не будет. Необходимо выстраивание эмоций, смыслов... Собственно, психотерапия в классическом формате. Однако, если у человека есть хотя бы намек на нежелание жить, околосмертный опыт или реальные попытки суицида - думаю ему не просто полезна - необходима работа с телом. И ПРИНЦИПИАЛЬНО - в окружении людей. Хотя бы одного. (1) - Нарушения восприятия себя, как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей: Сборник статей/ А.Б. Алексеевич, Е.В. Максимова, Н.Е. Семенова. - М.: Диалог-МИФИ, 2014. - 64 с. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|