Не хочу жить. Взгляд психолога на проблему.

Не хочу жить Взгляд психолога на проблему

...Все в моей жизни, казалось бы, хорошо: хорошая работа, заботливые родители, замечательные друзья, любимое хобби, но при этом я не чувствую себя частью всего этого, словно бы мое место не в этом мире, а тут я как сторонний наблюдатель, и так тошно делается от этих ощущений. Просто не хочется жить...

 

Обычно, когда человек приходит ко мне за помощью, я пытаюсь определить "с каким уровнем функционирования психики" связана его трудность. Это важно, т.к. решение проблемы практически никогда не лежит в той же плоскости что и сама проблема (ведь если второй этаж здания разрушается - скорее всего, есть нарушения строительства на первом, или еще раньше - в фундаменте). Поясню. 

"Нежелание жить" - это верхушка айсберга, итоговый результат определенных процессов в психике, которые могут быть обусловлены как физиологическими причинами (например, эндокринными нарушениями, или нарушениями серотонинового обмена в головном мозге - как при эндогенной депрессии), так и социальными (нарушение общения), экзистенциальными (возрастные кризисы) и даже экологическими причинами (например, нет своего личного пространства). Просто мы не всегда связываем одно с другим, т.к. субъективно кажется что ситуации абсолютно разные, как они могут друг друга обуславливать?... Тем не менее, это так. Чаще, конечно это - цепочка причин, растянутых во времени, и состояние "не хочу жить" - как его,бывает, описывают клиенты - говорит о том что ситуация сильно хронифицирована.

Однако, вернемся к уровням.

Фундаментом функционирования психики человека (базовым уровнем) является телесное ощущение себя, или протопатическое восприятие. По факту это - единственное что есть "в распоряжении" новорожденного ребенка. Он как-то себя чувствует, пока не дифференцируя собственные телесные ощущения (мозг для этого еще слишком незрел), реагируя только на комфортность/дискомфортность. Психофизиологическая основа протопатического восприятия - так называемый  мышечный тонус, который распространяется по постуральным мышцам тела и соединительной ткани (1). Есть определенный уровень тонуса - человек находит себя телесно - "чувствует".

В дальнейшем, мозг постепенно дозревает, психика совершенствуется, и над протопатическим восприятием "надстраиваются" следующие уровни - следующие "этажи" психики. Это и выход в реальное пространство (ребенок начинает ползать), и ощущение себя в социуме - то что называется "вписывание в среду". Верхние "этажи", формирующиеся еще позже - это выход в абстрактное пространство (например, пространство букв, цифр, нот. Этого пространства нет в реальном мире).

Если у ребенка были сложности с "комфортным восприятием себя" на базовом уровне, фундамент положен неправильно - следующие этажи все равно выстраиваются, т.к. онтогенез обусловлен генетически (т.е. индивидуальное развитие запрограммировано). Однако, такая ситуация приведет к тому что "верхние этажи" будут формироваться искаженно, неустойчиво, и при определенном стрессе они могут "давать сбои" или даже разрушаться - как разрушается здание на неустойчивом фундаменте. Скорее всего, верхние будут компенсировать недостаток нижних, поэтому в будущем такие дети - это часто интеллектуально одаренные люди, способные к великолепному абстрактному мышлению (математика и пр), но с грубой недостаточностью глубокой телесной чувствительности. Они не столько себя и свое тело чувствуют, сколько "понимают". Через "голову" и интеллект.

Развиваясь, тело и, разумеется, психика - могут столкнуться с различными сложностями - начиная с тяжелого диатеза, экстренной госпитализации с тяжелым медикаментозным лечением и заканчивая эмоциональной депривацией и прочими травмами развития. Не смотря на кажущуюся безобидность, скажем, диатеза, это  - очень мучительное состояние для ребенка, который как я уже описывала - живет на уровне "комфортно/дискомфортно". Если в дополнение к нему есть определенные телесные отношения (назовем их так) между ребенком и матерью - например, мама сама свое тело не очень хорошо чувствует, вследствие чего ребенок не получает возможность тонически "достроиться" от мамы - то такое состояние переживается ребенком как ОЧЕНЬ ПУГАЮЩЕЕ. По опыту работы могу сказать что такой малыш обычно не сползает у взрослых с рук, выматывая их окончательно и еще более усугубляя ситуацию.
В какой-то момент, уровень тревоги превышает некую критическую массу, и тогда психике проще ОТКЛЮЧИТЬ ЧУВСТВОВАНИЕ СЕБЯ вообще, чем чувствовать все возрастающий страх. Телесное восприятие себя минимизируется.

Дальше - по цепочке - тонические нарушения (гипер- или гипотонус первого годика), как следствие - повышенная утомляемость, "невписывание в среду" как на моторном уровне (двигательная неловкость, нежелание двигаться вообще, заниматься физкультурой, спортом), так и позже - на социальном и личностном уровнях: ощущение что "я - чужой", "все это - не для меня". Вариантов масса и они исключительно индивидуальны, но на базовом уровне могут иметь сходные причины - нарушение глубокой чувствительности тела.

Размышления о возможности прервать собственную жизнь, которые могут появится в таком случае - это не реально суицидные мысли, а субъективное переживание тяжести собственного состояния и желание "чтобы все это закончилось". Особенно на фоне того что "в жизни-то все в принципе нормально", как-бы даже психологу пожаловаться то не на что. Непонимание причин еще больше поднимает тревогу, формируя замкнутый круг и ощущение безвыходности, безнадежности.

Теперь к рекомендациям.

Разумеется, необходимо восстанавливать глубокую телесную чувствительность. Если здание рушится - это не значит что нельзя "укрепить фундамент".

Для этого лучше всего подойдут техники телесно-ориентированной психотерапии, такие как Бодинамика, Лоуэновский анализ, Фельденкрайз, разумеется - элементы психосинтеза (только не холотроп!!!). Это все очень бережные, "гомеопатические" способы работы с телом, но надо понимать, что как и все телесные практики - они требуют определенного времени. Тело - очень ригидная структура, которая долго перестраивается (как поезд, которому нужно долго и медленно тормозить чтобы сделать поворот).

Как вариант - подойдут так же занятия йогой, цигун и др восточными практиками. Там очень мощная протопатическая составляющая - невозможно выполнить какое-либо упражнение если не будешь себя чувствовать. Их минус по сравнению с терапевтическими методами - не так высок уровень осознанности в смысле саморефлексии. Часто люди воспринимают, например ту же йогу как гимнастику - для поддержания здоровья, несмотря на то что это - глубокая духовная практика. В общем, зависит от тренера. 

Конечно, только работы с телом для взрослого человека скорее всего достаточно не будет. Необходимо выстраивание эмоций, смыслов... Собственно, психотерапия в классическом формате. Однако, если у человека есть хотя бы намек на нежелание жить, околосмертный опыт или реальные попытки суицида - думаю ему не просто полезна - необходима работа с телом. И ПРИНЦИПИАЛЬНО - в окружении людей. Хотя бы одного.

(1) - Нарушения восприятия себя, как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей: Сборник статей/ А.Б. Алексеевич, Е.В. Максимова, Н.Е. Семенова. - М.: Диалог-МИФИ, 2014. - 64 с.



Просмотров: 516
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Позиция "даже если", возвращающая желание жить и бороться за себя
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Разница между "прилагать усилия" и "заставлять себя"
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Мой комментарий к статье "Потерять часть себя", в журнале "Vladhealth"
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • "Как не потерять себя в отношениях?" Или: "Немного эгоизма не повредит"
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь