|
Я – маленькая черепашка! Медлительный ребенок.Автор статьи: Лукичева Светлана Владимировна
Я – маленькая черепашка! Медлительный ребенок. Несомненно, все дети очень разные! Каждый ребенок по - своему уникален и неповторим! Некоторые дети делают все очень быстро (кажется, что в руках все «горит»). Некоторые, импульсивно (не взирая на то, что должно получится, они всегда делают все рывками и спешат). Некоторые, медленно (им нужно время, чтобы тщательно продумать, как делать что-то, что должно получится, они должны собраться с мыслями, разложить в своей голове все «по полочкам», настроиться…). У всех детей разный темп деятельности. Дети выполняют различные задания по-разному, соблюдают правила по-разному, воспроизводят, слышат, выполняют команды по-разному. Есть дети, которые делают все очень-очень медленно, именно о таких детях и пойдет речь. В основе причин Медлительности лежит своеобразие функционирования центральной нервной системы и связаны с низкой подвижностью нервных процессов. Проблема медлительности часто начинает проявляться еще в дошкольном детстве: ребенок медленно одевается, медленно ест, медленно собирается куда-либо… Часто родителей эта медлительность ребенка раздражает, они начинают кричать на ребенка, оскорблять его, одергивать, подгонять, говорить например: «Я из-за тебя все время опаздываю» или «Мы никуда не успеваем из-за тебя» или «Ты копуша»… Родители как-то пропускают тот факт, что все дети разные, и если для одного норма, все время бегать и прыгать, то у другого ребенка, личный темп может быть и не таким. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими, не ставьте другого ребенка своему в пример. Каждый ребенок уникален. Медлительные дети отличаются также медлительностью двигательных реакций, у них замедленно протекание умственной деятельности, недостаточная подвижность в речи, они трудно переключаются на другой вид деятельности и др. Но причины могут быть и не в ребенке, а например: в родовой травме; гены тоже никуда не деть (если в семье есть медлительные родственники, то детям эта черта тоже может передаться); в том, как протекала беременность; разные проблемы в семье (конфликты между родителями, уход из семьи одного из родителей), которые происходят на глазах у маленького ребенка; проблемы связанные со здоровьем (органические изменения структуры мозга, особенности ЦНС) и многие другие причины. Родителям необходимо системно обследовать своего ребенка, потому что, если этого не сделать, у ребенка могут развиться неврозы, тики, страхи, проблемы в школе и т.д. Обратиться, для начала, следует к: педиатру, неврологу (до 3 лет), психиатру (с 3 лет), психологу, нейропсихологу, семейному психологу, психоаналитику. Приведу пример из практики: На Первичную консультацию пришла мама с мальчиком 7 лет. Заявила причину своего прихода так: «Мой сын ничего не делает с первого раза. Он всегда и везде опаздывает, из-за него опаздываю и я. Если я что-то прошу сделать, он соображает не сразу, включает тупого, тормозит и т.д. его папа, кстати, тоже такой же тормозной». Все это мама озвучила при ребенке. Ребенок стоял, опустив голову, и молчал, что-то перебирал в руках. После проведенной диагностики было выявлено: достаточное развитие познавательной деятельности, эмоциональный фон снижен, ситуативная тревожность, самооценка снижена, мотивация к обучению снижена. Проективные методики показали: нарушение ДРО, недостаток общения, трудности коммуникации. Мама постоянно вмешивалась в процесс диагностики, мешала проведению работы, после 2-3 замечаний с моей стороны, была удалена с диагностики. Ребенок без нее сразу раскрылся, стал спокойно общаться, выполнял последовательно все задания. Мама была очень недовольна, написала жалобу директору. Маме были даны рекомендации, пройти специалистов в медицинском учреждении, и ребенок был взят в индивидуальную работу. Я думала, что мама больше не придет, но ошиблась. На индивидуальное занятие, через 2 дня, мама пришла совсем в другом настроении. Она сказала, что ее попросил ребенок прийти, она была очень удивлена, но привела сына. С ребенком было проведено 28 занятий индивидуально и 14 занятий в групповом режиме. Динамика ребенка была «на лицо», он увидел в группе, что не одинок в своей проблеме, оживился, стал более подвижным и решительным, стал более внимательным, научился действовать по команде (естественно в своем режиме). На детско – родительских группах мама пообщалась с другими родителями, выполнила рекомендации, прошла обследование специалистов поликлиники (диагноз был: СДВ, медлительность, и что-то еще про нервные импульсы…), и сменила гнев на милость, т.к. увидела динамику развития, и поняла, что проблема ребенка реальна, и она имеет непосредственное к этому отношение. Получилось так, что ребенку нужно было больше времени для осмысления заявленных просьб и «команд», а мама давала команды одну за другой, ребенок не успевал осмыслить первую команду, как следовала следующая, а потом сразу же еще одна. Соответственно, он впадал в некий «ступор» и не понимал, что от него хотят, просто не успевал переработать это в голове, так быстро, как хотела его мама. Сейчас ребенку 11 лет, он подвижный и веселый, довольный жизнью, проблема ушла. Теперь он ходит в наш центр на кружки дополнительного образования. Мама, встречая меня в коридоре, всегда благодарит, и извиняется, но это уже лирика… Как вести себя с Медлительным ребенком: · Всегда разговаривайте с ребенком спокойно, не повышая на него голос; · Не проявляйте спешку. Начинайте сборы заранее, запланируйте больше времени на процесс сборов; · Те торопите и не подгоняйте своего малыша; · Научите ребенка рационально распределять свое время; · Когда даете ребенку указание, дайте ему время осмыслить то, что вы сказали. Не перепрыгивайте с одного указания на другое, он за вами не поспевает; · Будьте последовательны в словах и действиях; · Соблюдайте четкий режим дня, это очень важно; · Планируйте заранее предстоящий день, события или поездки; · Готовьте ребенка заранее, к каким – либо переменам, чтобы он успел привыкнуть и осмыслить их; · Играйте с ним в игры, побуждающие его к активным действиям; · Медлительные дети, как правило, не уверены в себе, всячески поддерживайте в них даже малейшую попытку на успех; · Некоторым детям недостаточно простых указаний на слух, добавляйте зрительный и тактильный контакт; · Такие дети очень не любят перемены, чаще хвалите и поощряйте детей; · Постарайтесь не говорить ребенку «Ты копуша», «Из-за тебя я опоздаю», «Ты плохой, потому что…»; · Поддерживайте у ребенка хорошее настроение; · Принимайте своего ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками. Поверьте у вас недостатков тоже много, но вы умеете ими управлять, а малыш нет; · Помните, воспитание медлительного ребенка требует от родителей большого терпения, чувства юмора, и фантазии… Игры для Медлительных детей: -- «Артисты бывают разные» игра направлена на распознавание эмоций других людей и реакцию на эти эмоции. -- «Бегу, иду, гуляю» игра направлена на переключение темпа движений (от медленного к быстрому и к очень быстрому, и наоборот). -- «Кошачьи коготки» игра направлена на переключение темпа движений (от медленного к быстрому и к очень быстрому, и наоборот). -- «Быстрый дятел» игра направлена на быстроту реакции, развивает мелкую моторику, глазомер. -- «Обмоталочки» народная игра - соревнование, проводится в групповом режиме (2 команды) направлена на координацию движений. -- «Зеркало» игра направлена на подражание движений другого человека или животного, или кого-то из членов своей семьи, голосам, мимике и т.д. -- «Запрещенное движение» игра направлена на быстроту реакции, внимание, внутреннее торможение. -- «Все наоборот» игра направлена на дифференцированное торможение, быстроту реакции. -- «Доббль» игра направлена на зрительное восприятие, быстроту реакции, развитие глазомера; -- Различные «Игры – эстафеты» игры направлены на тренировку выносливости, поддержание командного духа, чувство соперничества. -- Особенно хороши, игры на свежем воздухе. Это и тренировка и здоровье. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|