Психика стабильна или динамична? Взгляд из психотерапии.

При описании понятия self-парадигмы неизбежно возникает вопрос: какие аспекты self являются более стабильными, выступая в виде некоторого его ядра, а какие являются более динамичной надстройкой. Использование в формулировке этого вопроса терминов «ядро» и «надстройка» автоматически отсылает нас к структуре личности, что является методологически некорректным. Поэтому использование идеи соотношения глубокого и поверхностного в психическом функционировании self оказывается бесполезной.


Правило «луковицы», согласно которому анализ психики должен начинаться с поверхности и далее продолжаться в глубь психического, неприменимо в рассматриваемой модели self. Итак, в self нет глубокого и поверхностного – все психические феномены, являясь формой контактирования в поле, всегда доступны для осознавания, и, следовательно, для терапевтической работы. В некотором смысле все психические явления поверхностны (в смысле доступности осознаванию) по своей сути[1].

Применительно к рассматриваемой модели self понятия глубокого и поверхностного должны быть заменены категориями более и менее стабильного. Таким образом, self-парадигма представлена функциональными паттернами, имеющими различную степень стабильности. Некоторые их этих паттернов остаются неизменными на протяжении довольно длительного времени, иногда всей жизни, определяя устойчивость психического функционирования, другие же, более лабильные, изменяются от контекста к контексту, способствуя обеспечению динамики self как процесса в поле. Каким же образом формируется подобное соотношение стабильного и лабильного в self? Как уже отмечалось ранее, энергетическим источником, обеспечивающим формирование self-парадигмы и травматической self-парадигмы, выступает блокировка возбуждения, направленного либо на конкретное действие, либо на обеспечение процесса переживания. Остановленное возбуждение и питает актуальные в момент остановки формы и способы организации контакта человека в поле. Получая такую энергетическую подпитку, текущие self-паттерны при условии остановленного процесса переживания приобретают сверхценность, фиксируясь в своем проявлении. Причем чем больше объем заимствованного в этом процессе возбуждения, тем стабильнее (или даже ригиднее) сформированные паттерны.

Описанный динамический механизм может также оказаться полезным при анализе проблемы психопатологии. Степень тяжести психических нарушений self определяется именно объемом блокированного хронической self-парадигмой возбуждения. То, что в современной клинической теории называется неврозами, предполагает остановку небольшого потока психического возбуждения, которая все же нарушает способность человека к творческому приспособлению. Тяжелая же психопатология обеспечивается «захоронением» значительного объема психической энергии, которая уже не может быть размещена витальным образом, поскольку переориентируется на сохранение жесткого каркаса травматической self-парадигмы. Собственно говоря, ригидность self-парадигмы наряду с ее типом, проявляющимся в способе организации контакта в поле, мы можем рассматривать в качестве одного из основных критериев того или иного психического нарушения. Тяжелые психические нарушения вне зависимости от их формы оказываются гораздо более стабильными в своем функционировании, определяя трудности психотерапии, зачастую вплоть до практически полной резистентности к ней.

Изложенное до сих пор имеет значение для тяжести психических нарушений. Что касается форм психической патологии, то их разнообразие практически неисчерпаемо, поскольку неисчерпаемы и конфигурации замороженного процесса травматической self-парадигмы. Специфический дизайн self-парадигмы и определяет феноменологию соответствующего психического нарушения. Поэтому любые, даже самые детальные и скрупулезные, попытки классификации психопатологических форм стоит считать редукцией реальной феноменологической картины.

Важно отметить, что хронологическая последовательность возникновения паттерна self-парадигмы не детерминирует степень его влияния на человека – относительно недавно сформированные паттерны могут оказаться гораздо более устойчивыми, чем давно существующие (как например, в случае с острой тяжелой, но недавней травмой). Тем не менее, будет справедливым сказать, что более ранние self-паттерны, как правило, более стабильны. Связана эта закономерность с тем, что формирующие self-парадигму факторы в раннем возрасте переживаются со значительно более высоким уровнем возбуждения ввиду отсутствия сформированного механизма дефлексии[2], дренирующего излишек психического возбуждения.

Содержание этого тезиса, по всей видимости, требует более детального пояснения. В детском возрасте все происходящие с ребенком события воспринимаются им предельно серьезно, поскольку зачастую предполагают большую угрозу для его еще только формирующегося self. В начале жизненного пути – это угроза жизни ребенка, поскольку выжить самостоятельно для него невозможно, позднее – угроза утраты любви и уважения. Очевидно, что для психических процессов, развивающихся в релевантном этим угрозам поле, требуется огромное количество психической энергии. Поэтому и сформированные self-паттерны (исходя из логики описанного механизма их формирования) обладают, как правило, значительно более выраженной устойчивостью, или даже резистентностью к ежедневным изменениям контекста. С возрастом, с одной стороны, описанные выше угрозы становятся для человека менее реальными ввиду возросшей его самостоятельности, с другой же стороны – увеличивается напряжение жизни. Появляется необходимость в механизме, который, как предохранитель, снижал бы напряжение в системе self. Так рождается способность к дефлексии.

Чаще всего дефлексия нагружается негативным значением, обозначаясь как форма прерывания контакта. Вместе с тем, этот механизм играет также очень важную роль для процесса оптимального функционирования self, выполняя несколько задач. Во-первых, содействие процессу осознавания – слишком выраженный очаг возбуждения, питающий интенцию в поле, попросту блокирует любую возможность осознавания, дефлексия же дает возможность снизить напряжение, позволяя интенции оказаться в зоне осознавания. Учитывая сказанное, следует констатировать большое значение дефлексии для терапевтического процесса, основным инструментом которого выступает осознавание. Во-вторых, сохранение способности к творческому приспособлению – действуя как предохранительный клапан, дефлексия препятствует угрозе блокировки системы self в режим травматической self-парадигмы (см. выше).

Таким образом, я бы предложил рассматривать дефлексию в качестве результата эволюции self, направленной на увеличение способности к творческому приспособлению. Однако, разумеется, дефлексия может и затруднять процесс оптимального функционирования self в случае, если сама «замораживается» в структуре ригидной self-парадигмы. Например, в некоторых случаях дефлексия-предохранитель может срабатывать даже при возникновении небольшого очага возбуждения, которое естественно тут же гасится, лишая тем самым self возможности развития. В этом случае дефлексия страхует self-парадигму от любых ее изменений, блокируя доступ к новым впечатлениям и ассимиляции нового опыта. Таким образом, появляется необходимость в инициировании управляемого кризиса в процессе терапии.

До сих пор я рассматривал блокирование большого объема возбуждения в паттернах self-парадигмы как фактор, определяющий различные психические нарушения. Однако стабильные self-паттерны несут также и адаптивную нагрузку. Так, например, обстоят дела с ценностями, которыми руководствуется человек, а также его убеждениями и мировоззрением, на которые он может опираться творческим образом в своей жизни. Естественно, что эти стабильные образования self сформированы еще, как правило, до появления способности человека к дефлексии и поэтому задействуют в своем функционировании значительный психический энергетический ресурс. Собственно говоря, этим и определяется их влияние на поведение и интенции человека. Более поздняя реконструкция ценностей и мировоззрения происходит уже на фоне сформированной способности к дефлексии, которая может быть проявлена в форме, например, цинизма.

Подводя итог, отмечу, что сам по себе процесс блокирования возбуждения в процессе формирования self-парадигмы вне рассмотрения его условий не имеет негативного или позитивного смысла. Как уже отмечалось мной, self-парадигма – образование довольно естественное, на которое опирается процесс развития self. Более того, на механизме фиксации возбуждения построены также и некоторые педагогические принципы, например, использование эмоциональной включенности человека для лучшей фиксации фактов, умений, навыков, необходимых в процессе обучения. С другой стороны, блокирование большого объема возбуждения внутри жесткой структуры self-парадигмы может определять развитие различных психических нарушений вплоть до тяжелой психопатологии.

Говоря о терапевтическом процессе, релевантном диалоговой модели психотерапии, необходимо сказать еще об одной его особенности. Количество возбуждения, «похороненного» в self-паттерне, еще не определяет актуальность соответствующей проблемной зоны в процессе терапии. Более того, фигурой могут оказаться переживания по поводу self-паттернов, имеющих низкий энергетический заряд в своей этиологии, в то время, как ригидные образования self, связывающие значительный объем возбуждения, выступать фоном. Если продолжить следовать метафоре поверхности и использовать дополнительную метафору «похорон» витального возбуждения, то процесс терапии превращается в прогулку по полю, где растут деревья, трава, светит солнце, и время от времени встречаются надгробья в виде холмиков, под которыми похоронена витальность человека. Очевидно, что само это поле является метафорой self в целом. Ландшафт этого поля и представляет собой психическую феноменологию, которую современная клиническая теория относит либо к норме, либо к психической патологии. При этом в процессе терапии не следует забывать, что на этом поле есть и надгробные холмы, и витальные ресурсы, уже доступные человеку. Игнорирование последних делает нас заложниками тревоги и обрекает на истощение. Кроме того, регулирование процесса ревитализации, а также его последовательности лежит через выбор, который осуществляет клиент и который выступает базовой ценностью рассматриваемой модели.


[1] В гештальт-подходе, например, категория бессознательного заменена понятием неосознаваемого в настоящий момент.



[2] Дефлексия – одна из разновидностей "сопротивлений" или "потерь функции ego" (была предложена Польстерами). Дефлексия состоит в уклонении от контакта и перенесении переживаний в промежуточную зону умственных процессов (мысли, фантазии или мечтания), т.е. в зону не связанную ни с внешней реальностью, ни с реальностью внутреннего мира. Речь также идет о бегстве от "здесь и теперь": в воспоминания, проекты, абстрактные рассуждения и т.д. [15, С. 141].






Просмотров: 300
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • И все же, для кого актуальна самореализация, или как получить более сложное удовольствие от жизни
  • Смена модной парадигмы (или что является подлинной заботой о нас)
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Сложные для объяснения и еще более тяжелые для понимания темы
  • Как сделать использование полиграфа при расследовании ЧП более эффективным?
  • Для мужчин нет ничего более сексуального, чем женщина, которая ...
  • Как меньше контролировать ребенка и сделать его более самостоятельным?
  • Для женщины нет ничего более сексуального, чем мужчина, который…
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Как использовать огонь злости, что бы стать более ЦЕЛОСТНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ?
  • 2 маленьких "секрета" сексуального возбуждения
  • Сексуальность. Нет возбуждения от секса.
  • Один из практических советов для более счастливой жизни
  • Сталкинг становится все более опасен: что делать, если твой мужчина тебя пугает
  • Приятного возбуждения 18+
  • Два вида сексуального возбуждения
  • Аноргазмия. Причины. Лечение. Устранение. Нет возбуждения. Непонимание в паре. Сексуальные проблемы
  • Какие 4 способности сделают вас более спокойными и счастливым?
  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • Что такое «поле» в системных расстановках и как мы его «читаем»?
  • Кто то из мужчин еще хочет быть более мужественным а кому то и так хорошо.
  • Как стать более раскрепощенным? Свобода быть собой.
  • Сексуальная энергия или энергия возбуждения
  • Ты никому не судья, и тем более не прокурор
  • Этапы либидо. Сложность с оргазмом, Слабая эрекция, Отсутствие возбуждения, Отвращение к партнеру.
  • Почему уже женатые мужчины и замужние женщины некоторым кажутся более привлекательными, чем свободные?
  • Основные парадигмы в современной психологии
  • Дефлексия. Или как вернуть яркость жизни.
  • Выбирайте психолога еще более тщательно, чем стоматолога
  • Сдаем ЕГЭ. 4 практических приема для более успешной сдачи экзамена.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь