|
Post mortem и Селфи - краткое психологическое исследование моды на фото двух эпохАвтор статьи: Соколов Дмитрий Валерьевич
Размышления, с заявкой на самую лучшую (хотя возможно самую неприятную) статью месяца на b17, навеяны сегодняшней супервизией.
Обучающаяся коллега (обучающаяся - в силу молодого возраста) привела классный образ семейной ситуации - фотографии в жанре Post Mortem, то есть "после смерти". Признаюсь, услышал о нём впервые, сделал поиск в яндексе - от результата стало слегка дурно, так что оставляю такие фото на ваш самостоятельный поиск и рассмотрение. Однако рассмотрим психологическую сторону вопроса.
Этот жанр возник с появлением фотографии, и продолжал видимо традицию снятия посмертных масок (знамениты такие маски Пушкина, Суворова, Высоцкого...), котораяв - в виде маски, клавшейся на лицо на случай неудачного бальзамирования - в свою очередь была продолжением погребальных традиций древних египтян, римлян, иудеев и прочих народов, которые сохраняли тела в пирамидах или подземных гробницах, в отличие от народов, практиковавших сжигание тел усопших.
Традиция посмертных фото процветала во второй пол 19 - нач. 20 в в Западной Европе именно в качестве художественного портрета - в каждом достойном похоронном агенстве был свой специальный фотограф, выезжавший на дом.
Тела наряжали, причёсывали, открывали глаза, помещали с помощью держателей в позы живых людей сидя или стоя часто в окружении родственников, иногда многочисленных...
Нам в России это может показаться дикостью, поскольку у нас если и фотографировали, то в целях строго документальных как память о событии - например, во время похорон и в гробу, без художественных украшений и "позирования". Художественные фото Post Mortem, конечно, непонятны без их христианского религиозного смысла вообще, и католической эстетики в частности.
Религиозный смысл заключался в вере во второе пришествие Христа для страшного суда, одним из последствий которого, согласно догматике, будет всеобщее воскресение мертвых в их телесной форме по образу того, как воскрес в своём теле Христос. Соответственно, в католической традиции иногда практиковали захоронения вертикально на внутренних стенах храмов или катакомб (см. в поиске "музей мёртвых в Палермо") - чтобы люди после воскресения сразу могли пойти. Кроме того верили, что душа человека во-первых, есть, и во-вторых, вообще бессмертна, то есть не умирала со смертью физического тела. Смерть не воспринималась с атеистическим трагизмом, но скорее с радостью, поскольку смерть означала избавление от тела как орудия греха, и соединение души с Богом, и надежду на воскресение тела.
Потому всяческие посмертные изображения усопшего родственника означали надежду на скорую новую встречу с ним у Бога в царствии небесном, а также любовь и уважение к усопшему как личности в целом - в своём телесном выражении.
В условиях специфически католического отношения к телу как сосуду греха, когда, чтобы не обнажаться и не подвергаться блудным искушениям даже на самом себе, мылись только два раза в жизни - при рождении и смерти - эстетика мертвого тела привлекала к себе массу любовного чувства в силу романтизации смерти: покойный покидает печальную и греховную земную "юдоль" и провожается как герой в "лучший мир".
Гениальный Высоцкий, ушедший молодым, спел о загробной жизни так (песня звучит в фильме "Спасибо что живой"): "...Земной перрон. Не унывай Разбудит вас какой-то тип И пустит в мир, где в прошлом войны, вонь и рак. Где побежден гонконгский грипп.
Потому фото с покойными не считались дикостью, тем более на фоне и в сочетании с другими католическими художественными традициями - статуи (в православии почти отсутствуют), скульптурные изображения усопших на кладбищах.
Также культ усопших в целом помещается в рамки культа почитания святых и их нетленных тел - а нетление является одним из условий канонизации - но всё-же фото с несвятым покойником выходит явно за рамки церковно-канонические.
С началом т.н. Ренессанса и Реформации в европейских странах пошли процессы секуляризации, когда религиозный смысл смерти как освобождения от рабства греху и приближение к Богу стал в светской культуре подменяться возрождением античного культа тела (включая возобновление олимпийских игр), но старая эстетика имела определённую инерцию и использовала такие новые технические средства как фотография.
Очевидно, сами похороны, ранее имевшие глубоко религиозный смысл, требовавшие чтения над покойным псалтири, на взгляд не успевших изучить закон Божий маленьких детей, а также безрелигиозных взрослых, могли быть ошибочно восприняты как триумф нарциссизма смерти. Всё лучшее мёртвым: оркестр с музыкой, массовое стечени стильно одетых родственников, горы цветов, которых и живым не всегда столько приносили, и главное - об усопшем только всё хорошее, либо ничего (потому что всё плохое оставлялось по человеколюбию на Божий суд, а не потому что надо было закрывать глаза на грехи - данное обстоятельство стали забывать). Такое причудливое сочетание терявших своё божественное, а значит духовное, а значит психологическое содержание церковных обрядов - и нового культа тела дало странную моду на post mortem. С отделением церкви от государства и последовавшей сексуальной революцией post mortem оказался слишком некрофильским, перверсным, "на любителя", чуждым культу той жизни, которая ограничивалась промежутком между рождением и умиранием. Какой урок даёт нам post mortem? Один из вариантов ответа: если пренебрегать духовной и душевной жизнью, то современными post mortem в психологическом смысле могут стать прижизненные "селфи" тела без души и духа... не говоря уже о живом общении или жизни с таким человеком. и ещё..., в навязчивом постоянном посматривании в зеркало - есть что-то от post mortem, как от желания увидеть: жив я или уже умер?...
P.S. В прошлом году похоронное агенство в одном российском городе для своей рекламы устроило конкурс "Лучшее селфи с покойником"... в сети есть.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|