|
Песочная терапия в Skype - Трансформация и анализАвтор статьи: Бирюкова Анастасия Евгеньевна
В предыдущей статье «Песочная терапия в Skype – 1» я подробно описала область применения, материалы и выгоды использования этого подхода, а также создание первой песочной картины. Для многих из вас этого может быть достаточно, чтобы применять эффективную и интересную технику. Однако я применяю более сложный подход и в этой статье хочу описать продолжение всего непрерывного и взаимосвязанного для меня процесса. Итак, когда первый этап завершен, и вы даете клиенту инструкцию ко 2-му этапу, вы можете столкнуться неожиданным затруднением. Клиенты будут стремиться сразу преобразовать картину в позитивный образ, «написать» свою сказку как бы до конца и этим прервать процесс переживания. Отнеситесь к этому терпимо и помогите клиенту вернуться к поэтапной работе и даже созданию песочной картины заново. Пример диалога с клиентом, который поторопился сразу все сделать красиво и безболезненно. Не дождавшись инструкции ко 2-му этапу, он создал позитивную картину, чем снова повторил свой процесс избегания в фантазии и надежды на легкое избавление (буквами П и К здесь и далее обозначены реплики Психолога и Клиента соответственно): П: Я вижу как ты снова убегаешь от переживания боли и перепрыгиваешь в иллюзию счастья, отрицаешь явную проблему. К: Да, точно, я не могу туда зайти. П: Моя задача удержать тебя в точке боли и научить переживать ее. А ты убегаешь и отрицаешь. К: Я хочу скорее покончить с этим. Я уже будто сама держу эту депрессию и боль, когда я ее переживаю каждый день по часу. Оно само приходит! П: Так и есть. Только не оно само, а, скорее, ты сама. Ты ее удерживаешь, и ты этого не осознаешь. Ситуация со сказкой в песке очень показательная. К: Блин! Ну что тогда делать? Ничего не пойму. Хорошо, я сама, я уже сдаюсь, уже хочу закончить с этой болью. :)) Что тогда, сказку заново на грустной ноте остановить? П: Попробуй. Именно остановить на грустной ноте без всяких продолжений, накрыть и оставить на время. Пожить какое-то время с тем, что там в тазу все плохо. Только теперь другую историю возьми и других героев. Соглашается. Поняла, что уже можно не торопиться, и сместила ориентацию на процесс терапии, осознавания и переживания чувства. Примечание!
После того, как 1-й этап пройден, но не ранее, можно двигаться дальше. 2-й этап. «Трансформация» - В другом эмоциональном состоянии, чем создавалась картина, взять ее, снять салфетку и сфотографировать в лучшем, с точки зрения клиента, ракурсе. - Самостоятельно провести последовательный анализ картины. Например, проговорить вслух или описать героев и их положение на картине относительно рельефа и друг друга, потом описать их взаимоотношения, используя соответствующие фигурки или применяя ленты и нити, описать фигурки третьего порядка, используя то, что первое приходит в голову:
- Изменить картину таким образом, чтобы разрешились изображенные на ней конфликт или драма, перемещая фигурки, меняя их положение, убирая или дополняя второстепенные и третьестепенные элементы. Можно рассказывать это как сказку или историю. Инструкция может звучать следующим образом: - Завершение этого процесса так же, как и в первом случае, должно опираться на субъективное ощущение законченности композиции, но не превышать 25-30 минут. - Снова сфотографировать результат и отправить вам обе фотографии.
3-й этап - «Анализ» обеих картин. - Эти фотографии и наблюдения клиента за своими процессами послужат материалом для вашей следующей сессии. - Пусть клиент расскажет вам свою историю или сказку, изображенную на этих двух картинах. Обозначит имена и роли всех героев, предметов и объяснит их расположение и взаимосвязи. - Будьте внимательны и не интерпретируйте за клиента. Ищите и настойчиво спрашивайте о том, что вы видите на картинах. Вам наверняка удастся обнаружить то, чему клиент не придал значения. - Дайте свою обратную связь по увиденному и услышанному. Используйте феноменологические термины: «Я заметил, что А и Б стоят рядом и повернуты друг к другу. В находится дальше от них, и повернут лицом в обратную сторону. На что он смотрит?». - Выслушайте ответы, догадки и предположения клиента. Не подталкивайте его к озарениям, это его процесс. Вы видите в картине свое, он - свое. - Обсуждайте и спрашивайте клиента снова и снова: что бы это могло означать? - Поблагодарите клиента за проделанную работу и подчеркните лишний раз, как важна она для его осознавания и вашего взаимопонимания с ним. - Поинтересуйтесь, все ли вы обсудили. Если ответ положительный, переходите дальше. - Расскажите то, что увидели здесь вы, и что было упущено самим клиентом в его описании. Часто клиенты не замечают доступных ресурсов, не осознают повторения собственных паттернов из жизни на картине, не придают значения важным вещам в предметах третьего порядка. Не претендуйте на истину. - Отметьте использование, появление или исчезновение во второй картине предметов третьего порядка, которые могут иметь большое значение: «Я заметила, что во второй картине появилась вот эта яркая бусина. На первой ее не видно, и мне интересно, что бы это могло быть». Теперь ответов клиента уже не нужно – ваши вопросы могут оставаться без ответа. - Подведите итог, связав процесс и результат воедино, и выделив ключевые моменты работы. Примечание!
Что дает подход, объединяющий все 3 этапа?
Пример из диалога с клиентом: К: Я хочу быстрее с этим покончить, так как мне уже лучше, хочу жить, работу искать. Я когда с (Имя возлюбленного) жила, то будто находилась в слизистом эфире, и сейчас будто я отстала от жизни на 6 лет, и хочется бежать очень быстро, и какая-то маленькая вещь держит - эта боль - но она уже меньше. Я будто на старте и хочу бежать, но в такую слизь чтоб не попасть снова и качественно стартануть. :) Как вам? (Ждет одобрения. Важно выдержать паузу, так как это момент осознавания клиентом его сопротивления.) Снова К: Короче, я сделаю с утра завтра все и вам отошлю. (Решение принято самостоятельно, теперь его можно поддержать.) П: Имя К, пойми, что психические процессы не меняются по взмаху волшебной палочки. Время на постройку новых сложный путей и связей в мозгу нужно все равно. Болезненное чувство блокирует прямой проход в этой "слизи". Все будет происходить постепенно, ты уже выбираешься, и это здорово! К: Да, вы правы, взмаха иллюзий не надо (переориентация с результата на процесс терапии). Чувства становятся не чем-то неясным, пугающим и стихийно управляющим клиентом, а конкретной «фигурой», которую можно увидеть, потрогать, исследовать и идентифицировать, анализировать и обсудить, а значит, они уже не имеют той «магической» власти над человеком, как прежде. Удачи вам, новых открытий и осознанности ваших клиентов в этом увлекательном и полезном занятии. Напоминаю, что все основные вопросы подготовки, мотивации клиента и создания им драматической картины описаны в статье «Песочная терапия в Skype – 1». Если возникнут вопросы, обращайтесь, я всегда рада поделиться собственным опытом. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|