Песочная терапия в Skype - Трансформация и анализ

В предыдущей статье «Песочная терапия в Skype – 1» я подробно описала область применения, материалы и выгоды использования этого подхода, а также создание первой песочной картины.

Для многих из вас этого может быть достаточно, чтобы применять эффективную и интересную технику.

Однако я применяю более сложный подход и в этой статье хочу описать продолжение всего непрерывного и взаимосвязанного для меня процесса.

Итак, когда первый этап завершен, и вы даете клиенту инструкцию ко 2-му этапу, вы можете столкнуться неожиданным затруднением.

Клиенты будут стремиться сразу преобразовать картину в позитивный образ, «написать» свою сказку как бы до конца и этим прервать процесс переживания. Отнеситесь к этому терпимо и помогите клиенту вернуться к поэтапной работе и даже созданию песочной картины заново.

Пример диалога с клиентом, который поторопился сразу все сделать красиво и безболезненно. Не дождавшись инструкции ко 2-му этапу, он создал позитивную картину, чем снова повторил свой процесс избегания в фантазии и надежды на легкое избавление (буквами П и К здесь и далее обозначены реплики Психолога и Клиента соответственно):

П: Я вижу как ты снова убегаешь от переживания боли и перепрыгиваешь в иллюзию счастья, отрицаешь явную проблему.

К: Да, точно, я не могу туда зайти.

П: Моя задача удержать тебя в точке боли и научить переживать ее. А ты убегаешь и отрицаешь.

К: Я хочу скорее покончить с этим. Я уже будто сама держу эту депрессию и боль, когда я ее переживаю каждый день по часу. Оно само приходит!

П: Так и есть. Только не оно само, а, скорее, ты сама. Ты ее удерживаешь, и ты этого не осознаешь. Ситуация со сказкой в песке очень показательная.

К: Блин! Ну что тогда делать? Ничего не пойму. Хорошо, я сама, я уже сдаюсь, уже хочу закончить с этой болью. :)) Что тогда, сказку заново на грустной ноте остановить?

П: Попробуй. Именно остановить на грустной ноте без всяких продолжений, накрыть и оставить на время. Пожить какое-то время с тем, что там в тазу все плохо. Только теперь другую историю возьми и других героев.

Соглашается. Поняла, что уже можно не торопиться, и сместила ориентацию на процесс терапии, осознавания и переживания чувства. 

Примечание!

  • Помните, в данном случае процесс важнее, чем результат.
  • Если клиент поторопился и преждевременно сделал 2-ю часть, следует отказаться от анализа этой истории и создать новую с другими героями. А по поводу первой похвалить его и сказать, что он как минимум получил удовольствие от творческой работы, потренировался и уже что-то полезное сделал сам для себя. Объясните ему важность работы по этапам как особенность вашей методики и вашего анализа. 

После того, как 1-й этап пройден, но не ранее, можно двигаться дальше.

Песочная терапия в Skype  Трансформация и анализ

2-й этап. «Трансформация»

- В другом эмоциональном состоянии, чем создавалась картина, взять ее, снять салфетку и сфотографировать в лучшем, с точки зрения клиента, ракурсе.

- Самостоятельно провести последовательный анализ картины. Например, проговорить вслух или описать героев и их положение на картине относительно рельефа и друг друга, потом описать их взаимоотношения, используя соответствующие фигурки или применяя ленты и нити, описать фигурки третьего порядка, используя то, что первое приходит в голову:

  • к кому это относится на картине?
  • какое это?
  • что это может означать, и какова роль этого предмета?
  • как это можно будет использовать для изменения картины?

- Изменить картину таким образом, чтобы разрешились изображенные на ней конфликт или драма, перемещая фигурки, меняя их положение, убирая или дополняя второстепенные и третьестепенные элементы. Можно рассказывать это как сказку или историю.

Инструкция может звучать следующим образом: 
«Теперь снимай платок и преобразуй картину так, чтобы она трансформировалась в счастливый конец сказки, но не по логике, а по ощущениям. Что убрать? Что добавить? Что поменять местами? Не спеши и озвучивай каждое изменение».

- Завершение этого процесса так же, как и в первом случае, должно опираться на субъективное ощущение законченности композиции, но не превышать 25-30 минут.

- Снова сфотографировать результат и отправить вам обе фотографии.

 

3-й этап - «Анализ» обеих картин.

- Эти фотографии и наблюдения клиента за своими процессами послужат материалом для вашей следующей сессии.

- Пусть клиент расскажет вам свою историю или сказку, изображенную на этих двух картинах. Обозначит имена и роли всех героев, предметов и объяснит их расположение и взаимосвязи.

- Будьте внимательны и не интерпретируйте за клиента. Ищите и настойчиво спрашивайте о том, что вы видите на картинах. Вам наверняка удастся обнаружить то, чему клиент не придал значения.

- Дайте свою обратную связь по увиденному и услышанному. Используйте феноменологические термины: «Я заметил, что А и Б стоят рядом и повернуты друг к другу. В находится дальше от них, и повернут лицом в обратную сторону. На что он смотрит?».

- Выслушайте ответы, догадки и предположения клиента. Не подталкивайте его к озарениям, это его процесс. Вы видите в картине свое, он - свое.

- Обсуждайте и спрашивайте клиента снова и снова: что бы это могло означать?

- Поблагодарите клиента за проделанную работу и подчеркните лишний раз, как важна она для его осознавания и вашего взаимопонимания с ним.

- Поинтересуйтесь, все ли вы обсудили. Если ответ положительный, переходите дальше.

- Расскажите то, что увидели здесь вы, и что было упущено самим клиентом в его описании. Часто клиенты не замечают доступных ресурсов, не осознают повторения собственных паттернов из жизни на картине, не придают значения важным вещам в предметах третьего порядка. Не претендуйте на истину. 
«Я обратила внимание, что во второй картине А, Б и В находятся на равном расстоянии друг к другу, и я помню, что ты рассказывал…»

- Отметьте использование, появление или исчезновение во второй картине предметов третьего порядка, которые могут иметь большое значение: «Я заметила, что во второй картине появилась вот эта яркая бусина. На первой ее не видно, и мне интересно, что бы это могло быть». Теперь ответов клиента уже не нужно – ваши вопросы могут оставаться без ответа.

- Подведите итог, связав процесс и результат воедино, и выделив ключевые моменты работы. 

Примечание!

  • Внимательный анализ и разбор занимает примерно час работы – как раз целую сессию.
  • Предметом сессии могут стать не только сами фотографии, но и те феномены, которые возникали у клиента в процессе создания песочных картин.
  • Разбивать всю работу на несколько сессий не целесообразно – теряется актуальность и энергия.
  • Обязательно зафиксировать всплывшую болезненную тему и предложить обсудить ее на следующей сессии. Если теперь клиент почувствовал, что готов, он согласится.
  • Несмотря на кажущуюся легкость, самостоятельная подготовительная работа клиента может занять у него на три-четыре дня. Учитывайте это время при планировании.  

Что дает подход, объединяющий все 3 этапа?

  1. Позволяет клиенту отразить те сильные переживания, которые он не в состоянии выразить словами и осознать.
  2. Является «точкой входа» для вытесняемой (запретной) темы или показательным наглядным примером того, что клиент никак не может осознать.
  3. Удерживает клиента на «вершине напряжения» и дает ему опыт переживания той эмоции, которую он привычно избегал или отрицал.
  4. Экономит время сессии и направляет его лишь на совместный разбор и анализ результата или процесса в живом диалоге с психологом.
  5. Из моего опыта могу сказать, что при соблюдении технологии такой подход помогал мне значительно продвинуться в работе с клиентами, а им отразить и пережить те сложные чувства, которые прежде не давали покоя и мешали сконцентрироваться на себе и процессе терапии.

Пример из диалога с клиентом:

К: Я хочу быстрее с этим покончить, так как мне уже лучше, хочу жить, работу искать. Я когда с (Имя возлюбленного) жила, то будто находилась в слизистом эфире, и сейчас будто я отстала от жизни на 6 лет, и хочется бежать очень быстро, и какая-то маленькая вещь держит - эта боль - но она уже меньше. Я будто на старте и хочу бежать, но в такую слизь чтоб не попасть снова и  качественно стартануть. :) Как вам?

(Ждет одобрения. Важно выдержать паузу, так как это момент осознавания клиентом его сопротивления.)

Снова К: Короче, я сделаю с утра завтра все и вам отошлю.

(Решение принято самостоятельно, теперь его можно поддержать.)

П: Имя К, пойми, что психические процессы не меняются по взмаху волшебной палочки. Время на постройку новых сложный путей и связей в мозгу нужно все равно. Болезненное чувство блокирует прямой проход в этой "слизи". Все будет происходить постепенно, ты уже выбираешься, и это здорово!

К: Да, вы правы, взмаха иллюзий не надо (переориентация с результата на процесс терапии).

Чувства становятся не чем-то неясным, пугающим и стихийно управляющим клиентом, а конкретной «фигурой», которую можно увидеть, потрогать, исследовать и идентифицировать, анализировать и обсудить, а значит, они уже не имеют той «магической» власти над человеком, как прежде.

Удачи вам, новых открытий и осознанности ваших клиентов в этом увлекательном и полезном занятии. Напоминаю, что все основные вопросы подготовки, мотивации клиента и создания им драматической картины описаны в статье «Песочная терапия в Skype – 1».

Если возникнут вопросы, обращайтесь, я всегда рада поделиться собственным опытом.



Просмотров: 413
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делает супервизор во время сессии терапевта и клиента
  • Об ответственности клиента и психолога во время работы
  • Страхи клиента, которые мешают эффективной сессии у психолога
  • Когда коуч может отправить клиента к психотерапевту?
  • Такой слабой быть больше не хочу! (История клиента)
  • По страницам сайта b17.ru. Погрешность клиента № 2. Контроль клиента над деятельностью психолога.
  • Не теряйте надежды сохранить клиента, если терапия зашла в тупик
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • Радость и облегчение в состоянии клиента – свидетельство работы профессионала
  • «Полицейский разворот» клиента в процессе работы над целью
  • Пример работы с агрессивной реакцией клиента в переговрах.
  • Портрет современного клиента: клиент-травматик
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Ресурсное состояние клиента в процессе консультативно-терапевтической работы
  • О высокомерии психотерапевта или за что можно уважать клиента
  • Травмировать клиента на сессии, возможно ли это?
  • Запрос клиента: хочу стать здоровым! Или как психологу справиться с психосоматикой.
  • Конкуренция в бизнесе. Как можно критикой убить клиента.
  • Анализ вкладов терапевта и клиента в терапевтический контакт
  • Почему у клиента может появиться зависимость от психолога?
  • Как "дожать" клиента на платную консультацию. Или, может, не надо?
  • Развитие клиента в процессе гештальт-терапии
  • Что делает психолог? И что происходит во время встречи клиента и психолога?
  • Особенности работы с клиентами-психологами . Как позаботиться о себе, не ранив клиента?
  • Как из "сложного клиента" сделать "клиента любимого"
  • Анализ метафоры клиента "Тараканы в голове"
  • Рассказ клиента от первого лица: Трансформация образа Матери в терапии
  • Правила совместной работы психолога и клиента
  • Фрагмент работы с зависимостью. Интеграция метода "песочной терапии" в терапевтический процесс
  • Завершение терапии, уход клиента



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь