«Чувство дисгармонии в отношениях у подростков».

«Чувство дисгармонии в отношениях у подростков».

  Межличностные отношения представляют собой реализацию субъективных отношений людей друг к другу, изменяющую их состояния и настроения. Это взаимодействие по типу обмена (который может быть односторонним и обоюдным) и сотрудничества. Отношения предполагают взаимную связь между людьми, их обусловленность друг другом, взаимное притяжение, близость между ними (что не всегда можно наблюдать в совместной деятельности и общении) [1].


Чувство дисгармонии в отношениях у подростков

Дисгармония, как и напряженность в межличностных отношениях характеризуется: отсутствием единства, согласия между субъектами отношений; ослаблением позитивных эмоциональных связей между ними, преобладанием удаляющих чувств над сближающими; дисбалансом между познавательным (когнитивным), эмоциональным и поведенческим компонентами отношений; гиперболизированным доминированием сближающих чувств [2].

В эмпирическом психологическом исследовании было задействовано 152 школьника, мужского и женского пола, средней школы №21 г. Ставрополя в возрасте 13-16 лет. Выбор возрастной группы обусловлен тем, что сильнее всего испытывают чувство дисгармоничности в отношениях подростки. Т.к. в это время складываются важные личностные отношения, в первую очередь с ближайшим социальным окружением и противоположным полом. В качестве психологических методов исследования использовались: психологический рисуночный тест «Рисунок семьи», методика «Субъективная оценка межличностных отношений» С.В Духновского.

В результате проведения экспериментально-психологического исследования, целью которого являлось выявление различных видов дисгармоничных отношений у школьников и связь между ними,   выдвигаемая гипотеза нашла подтверждение, т.к. была установлена взаимосвязь между исследуемыми факторами.

Анализ полученных данных сделал очевидным, что у большинства школьников, по четырем шкалам (напряженность, отчужденность, конфликтность, агрессия) преобладает среднее значение, которое является нормой и не относится к дисгармоничным отношениям. Низкие и высокие показатели свидетельствуют об отсутствии гармонии во взаимоотношениях.

По шкале «напряженность межличностных отношений», преобладают школьники со средним показателем (50%). У некоторого количества детей выявлено низкое значение по этой шкале (28%).  Меньше всего выявлено подростков с высоким показателем по этой шкале (22%). По шкале «отчужденность в отношениях» немного  преобладают подростки со средним показателем (47%). Чуть меньше людей было выявлено с низким значением по этой шкале (40%). Малая часть школьников имеет высокий показатель по этой шкале (13%). По шкале «конфликтность в отношениях» так же преобладают средние показатели (61%). Подростков с высоким значением по этой шкале (23%). И самый маленький процент составляют подростки с низким показателем по шкале «конфликтность в отношениях» (16%). По шкале «агрессия в отношениях» больше всего школьников со средним показателем (54%). Почти в равных долях разделились подростки с низким (22%) и высоким (24%) значением по этой шкале.

Так же был проведен анализ взаимоотношений подростков в семье, что позволило подтвердить наличие дисгармоничных тенденций общения школьников. К низкому показателю, можно отнести семьи, где не свойственна данная дисгармония межличностных отношений. Средний показатель означает, что нет стабильности во взаимоотношениях, гармония часто заменяется противоположными чувствами. Также существуют семьи с высоким показателем дисгармонии во взаимодействиях, они не направлены на позитивные эмоциональные связи.

По шкале «напряжённость в отношениях» преобладают семьи подростков с низким показателем (63%). Оставшуюся часть занимают семьи школьников  со средним (17%) и высоким (20%) показателем  по данной шкале.  Следующая шкала «отчужденность в отношениях» направленна на выявление эмоциональной отверженности подростка в семье. Здесь также преобладает высокий показатель (53%). Остальную часть школьников составляют семьи со средним (27%)  и высоким (20%) показателем по данной шкале. По шкале «конфликтность в отношениях» меньше половины составляют семьи подростков с низким показателем (44%). Другая  половина  заключает в себе категории детей, в семьях которых преобладает средний (33%) и высокий (23%) показатель по этой шкале.  Еще одна шкала «агрессия в отношениях», больше всего содержит в себе семьи подростков с низким показателем (67%).  В оставшихся семьях, со средним (19%) и высоким (14%) показателем, свойственна вербальная или физическая агрессия, с разной силой проявления.

Следовательно, мы проследили и подтвердили, что большая часть подростков (около половины) относится к категории нормы, т.е. имеют нормальные взаимоотношения. А дисгармония в общении присуща меньшему числу детей. Далее, мы установили взаимосвязь между дисгармоничными видами общения (напряженность, отчужденность, конфликтность, агрессия). У половины детей (50%) прослеживается связь высокого уровня напряженности и высокого уровня конфликтности в отношениях. Меньший процент, как сопутствующий индикатор напряженности, составляет агрессия (38%) и отчужденность (32%).

Существует взаимосвязь межу низкими показателями, так у подростков испытывающими напряженность в отношениях прослеживается  отчужденность между субъектами взаимодействия (64%). Так же большинство подростков с дисгармоничным уровнем напряженности во взаимоотношениях не способны на конфликтные отношения (62%) и агрессивное поведение (46%).

У половины детей (55%) с высоким уровнем агрессивности имеется высокое значение по шкале «конфликтность в отношениях». У некоторых школьников  высокое значение по шкале агрессивности связанно с высоким уровнем напряженности (39%) и отчужденности (33%).  Низкий уровень агрессивности связан с низким показателем по шкале конфликтность (45%). У других с низким уровнем отчужденности (45%) и низким уровнем напряженности (55%).

Нами было установлено, что при высоком уровне отчужденности нет детей с низким уровнем напряженности (0%) и конфликтности (0%). Высокий уровень по остальным показателям. В целом, низкий уровень отчужденности у подростков может коррелировать со всеми видами дисгармоничных отношений, но больше всего он связан с низким уровнем напряженности  в отношениях (44%).

Высокий уровень конфликтности в отношениях у подростков связан с высокими показателями по остальным шкалам. Сильнее всего это взаимовлияние прослеживается у детей с высоким уровнем агрессивности (62%), что подтверждает раннее полученные результаты. Связь, между конфликтностью и отчужденностью у школьников (38%), высокий уровень напряженности (56%). Низкий уровень конфликтности у подростков коррелирует с низким значением по остальным шкалам взаимоотношений.

Выводы: 1. У большинства школьников, по четырем шкалам (напряженность, отчужденность, конфликтность, агрессия) преобладают взаимоотношения относящиеся к норме.  Это свидетельствует о достаточной гармонии между людьми.

2. Меньше половины испытуемых подростков можно отнести к категории людей, которые имеют дисгармоничные взаимоотношения с окружающими.

3. Дисгармоничные отношения в семье могут быть причиной не гармоничных взаимоотношений подростка в школе.

4. Существует связь, между высоким уровнем напряженности и высоким уровнем конфликтности во взаимоотношениях у школьников. Т.е. эти два фактора могут обуславливать появление друг друга.

5. Также можно провести связь между высоким уровнем агрессивности  и высоким уровнем конфликтности во взаимоотношениях у подростков.

6. Дети, которые имеют высокий уровень отчужденности, всегда испытывают чувство напряженности и часто сталкиваются с конфликтными ситуациями, из-за непонимания или непринятия другими их точки зрения.

7. Также, большинство подростков, которые чувствуют себя изгоями, используют дисгармоничные отношения, как защитный механизм против окружающих. Но в целом эти процессы не являются продуктивными, и применяются из-за того, что дети не могут найти другого выхода из сложных ситуаций.

8. Высокий уровень конфликтности у школьников связан со всеми высокими показателями дисгармоничных отношений. Т.е. конфликты являются основой для агрессии, отчужденности и напряженности во взаимоотношениях у подростков.

9. Сильнее всего испытывают дисгармонию в отношениях дети с низким уровнем конфликтности. Эти подростки избегают конфликтных ситуаций, что не позволяет им выработать нужных личностных качеств, для создания нормальных, доверительных контактов, и, дружбы.

10. Гармоничные отношения – это умение сочетать в себе все качества присущие дисгармоничным отношениям, но в правильных пропорциях. Т.е. применять агрессию, напряженность, отчужденность или конфликтность  там, где она необходима.

Используемая литература:

1.Духновский С.В. Переживание дисгармониимежличностных отношений: Монография.: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2005. –175с.

2.Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983. – 167с.

3.Argyle M., Furnham A., Graham J. Social situations. Cambridge, 1981.


 



Просмотров: 345
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делать с высоким уровнем тревожности?
  • Можно ли измерить стресс? О сравнительной шкале стрессов
  • Подростки и их родители. Роль семьи в формировании личности подростков. Детско-родительские отношения.
  • Сложности в отношениях родителей и подростков
  • Направления работы психолога в школе по развитию межличностных отношений подростков
  • Формирование созависимых отношений в семье. Передача чувств между членами семьи .
  • О нюансах воспитания подростков: между осуждением и вседозволенностью
  • Мостик между хочу и могу. Сказка и реальность для подростков.
  • Формирование межличностных отношений младших школьников с ОВЗ в условиях инклюзии
  • Отношения с деньгами у детей и подростков
  • Партнерские отношения как основа взаимоотношений между членами семьи
  • Связь ценностных ориентаций с уровнем субъективного благополучия личности
  • ЯЗЫК ПОДРОСТКОВ. Почему подростки и родители не понимают друг друга.
  • Влияние ранга на конфликтность отношений с точки зрения процессуального подхода
  • Об отношениях между подростком и его родителями
  • 8 советов от подростков - как испортить отношения с ними...
  • Агрессия у подростков.
  • Женщина с высоким эмоциональным интеллектом, кто она.
  • Агрессивное поведение у детей и подростков
  • Разногласия в отношениях между мужчиной и женщиной.
  • Про предпринимательскую жилку у детей и подростков: можно ли детям зарабатывать деньги
  • Компьютер и агрессия у подростков
  • Про тепло и холод в отношениях между учителем и учениками
  • Законы Мироздания в отношениях между Мужчиной и Женщиной
  • Соперничество между мужчиной и женщиной в отношениях? Выход!
  • Как избежать проблем в отношениях между мужчинами и женщинами
  • Характеристики хорошей семьи. Взгляд подростков
  • Агрессия подростков в современном мире!
  • Как можно легко определить уровень вашей самооценки в отношениях с мужчиной
  • Психологические Особенности Внутрисемейных Отношений У Девиантных Подростков



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь