|
Об отношениях между подростком и его родителямиАвтор статьи: Светлана Чигарькова
Сейчас существует общий тренд в отношениях родителей с подростками – тренд на непоследовательность. Мы живем в мире неопределенности и многообразия, когда альтернатив великое множество. Этот опыт переносится и на воспитание детей. Родители как будто пробуют различные подходы и варианты. Почему я говорю именно о подростках? Последовательность в построении отношений важна в любом возрасте, но хочу остановиться именно на подростках, поскольку именно с этого возраста, когда ребенок начинает требовать большего личного пространства, спорных, а, следовательно и воспитательных, моментов становится все больше. Многие клиенты-подростки, рассказывая о своих взаимоотношениях с родителями, так или иначе, упираются именно в непоследовательность своих родителей, как в наказании, так и в поощрении. С одной стороны, более критичный взгляд на родителя может являться частью нормального процесса сепарации, с другой, мешает выстраивать более гармоничные отношения, поскольку непоследовательность родителя ведет к полному обесцениванию его как носителя авторитета (пусть уже частичного). Родители сначала угрожают какими-то фантасмагорическими наказаниями («Ты будешь сидеть дома месяц!», «Я отбираю у тебя компьютер на несколько недель!»), а потом, на следующий день, выйдя из аффекта, забывают о своих словах или делают вид, что ничего и не было. Но подросток не забывает, молодой и гибкий мозг все усваивает и в дальнейшем использует. Ведь наказание в большинстве случаев направлено на то, что является ценностью для ребенка – общение с друзьями, гаджеты, игры, хобби и т.д. Любящий родитель понимает, что не может лишать ребенка этого и быстро идет на попятную. Я не обсуждаю в целом воспитательный подход наказание-поощрение, поскольку он в принципе спорный. Я отталкиваюсь от реально существующей практики воспитания и рассуждаю о системности в поступках. Если родитель использует наказание (ограничение) / поощрение как инструмент взаимодействия с подростком, ему следует осознавать, что основными принципами является 1) не чрезмерность (адекватность) и 2) последовательность. Это достаточно простые принципы, к сожалению, зачастую не соблюдаются родителями, приводя к обострению взаимоотношений в семье. Данные принципы не являются панацеей от конфликтов с подростком, но решают ряд важных задач. Подросток находится в сложном переходном периоде, пытаясь найти свою индивидуальность и самостоятельность. Переход заключается, в том числе, в отделении от родительских фигур (определенный механизм формирования идентичности через оппозицию «Я - Другой»). Это зачастую происходит в форме различных конфликтов, в которых нет ничего страшного, поскольку они решают определенные возрастные задачи. На этом непростом этапе родителю необходимо, с одной стороны, предоставить ребенку пространство для процесса взросления (ведь каждый любящий родитель хочет видеть своего ребенка, в конечном счете, самостоятельным и уникальным человеком) и смириться с отдельностью его как личности в становлении, с другой, сохранить с ним связь. Это очень важно и для ребенка, превращающегося во взрослого, понимать, что в своих приключениях он может в каких-то случаях найти поддержку в семье. Поэтому в своих взаимоотношениях с подростком, родителю следует хорошо осознавать, что и для чего он говорит и делает, и как это соотносится. Ведь задача родителя не манипулировать ребенком и не делать из него кого-то, а дать ему возможность сформироваться во взрослую личность, способную жить полноценно. Напоследок, хотелось бы заметить, что непоследовательность в воспитании ведет к замедлению адекватного взросления подростка, развивая инфантильное отношение к жизни в нем самом. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|