Об отношениях между подростком и его родителями

Автор статьи: Светлана Чигарькова

Сейчас существует общий тренд в отношениях родителей с подростками – тренд на непоследовательность. Мы живем в мире неопределенности и многообразия, когда альтернатив великое множество. Этот опыт переносится и на воспитание детей. Родители как будто пробуют различные подходы и варианты. Почему я говорю именно о подростках? Последовательность в построении отношений важна в любом возрасте, но хочу остановиться именно на подростках, поскольку именно с этого возраста, когда ребенок начинает требовать большего личного пространства, спорных, а, следовательно и воспитательных, моментов становится все больше.

Многие клиенты-подростки, рассказывая о своих взаимоотношениях с родителями, так или иначе, упираются именно в непоследовательность своих родителей, как в наказании, так и в поощрении. С одной стороны, более критичный взгляд на родителя может являться частью нормального процесса сепарации, с другой, мешает выстраивать более гармоничные отношения, поскольку непоследовательность родителя ведет к полному обесцениванию его как носителя авторитета (пусть уже частичного). Родители сначала угрожают какими-то фантасмагорическими наказаниями («Ты будешь сидеть дома месяц!», «Я отбираю у тебя компьютер на несколько недель!»), а потом, на следующий день, выйдя из аффекта, забывают о своих словах или делают вид, что ничего и не было. Но подросток не забывает, молодой и гибкий мозг все усваивает и в дальнейшем использует.

Ведь наказание в большинстве случаев направлено на то, что является ценностью для ребенка – общение с друзьями, гаджеты, игры, хобби и т.д. Любящий родитель понимает, что не может лишать ребенка этого и быстро идет на попятную. Я не обсуждаю в целом воспитательный подход наказание-поощрение, поскольку он в принципе спорный. Я отталкиваюсь от реально существующей практики воспитания и рассуждаю о системности в поступках. Если родитель использует наказание (ограничение) / поощрение как инструмент взаимодействия с подростком, ему следует осознавать, что основными принципами является 1) не чрезмерность (адекватность) и 2) последовательность. Это достаточно простые принципы, к сожалению, зачастую не соблюдаются родителями, приводя к обострению взаимоотношений в семье. Данные принципы не являются панацеей от конфликтов с подростком, но решают ряд важных задач.

Подросток находится в сложном переходном периоде, пытаясь найти свою индивидуальность и самостоятельность. Переход заключается, в том числе, в отделении от родительских фигур (определенный механизм формирования идентичности через оппозицию «Я - Другой»). Это зачастую происходит в форме различных конфликтов, в которых нет ничего страшного, поскольку они решают определенные возрастные задачи. На этом непростом этапе родителю необходимо, с одной стороны, предоставить ребенку пространство для процесса взросления (ведь каждый любящий родитель хочет видеть своего ребенка, в конечном счете, самостоятельным и уникальным человеком) и смириться с отдельностью его как личности в становлении, с другой, сохранить с ним связь. Это очень важно и для ребенка, превращающегося во взрослого, понимать, что в своих приключениях он может в каких-то случаях найти поддержку в семье. Поэтому в своих взаимоотношениях с подростком, родителю следует хорошо осознавать, что и для чего он говорит и делает, и как это соотносится. Ведь задача родителя не манипулировать ребенком и не делать из него кого-то, а дать ему возможность сформироваться во взрослую личность, способную жить полноценно. Напоследок, хотелось бы заметить, что непоследовательность в воспитании ведет к замедлению адекватного взросления подростка, развивая инфантильное отношение к жизни в нем самом.



Просмотров: 479
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Поощрение и наказание в воспитании ребенка
  • Консультация для родителей. Поощрение и наказание детей в семье.
  • Для чего родители «замораживают» своих детей? Сложности сепарации родителей.
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Подросток: почему так сложно и Родителю и Ребенку? (Часть 1 - Родитель)
  • Как заставить ребенка уважать своих родителей.
  • Почему мы выбираем именно этого человека? 6 причин страдать в отношениях
  • Если к другой уходит мужчина: не факт что она лучше, но подходит именно ему..
  • Как найти общий язык с ребенком-подростком
  • Узнай секрет своих конфликтов в семье.
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • «Готова ли я к тому, чтобы жить одной и одной растить своих детей?»
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • И, именно поэтому, так и происходит! Мозг оправданий без чувств.
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Стереотипное поведение или чего я хочу на самом деле в своих отношениях с партнёром?
  • Как родители делают своих детей (подростков) инфантильными.
  • Замысловатая история взросления: когда подросток зарабатывает больше родителей
  • Что делать, если мужчина все никак не может разобраться в своих чувствах к вам
  • Пусть любят меня такой, какая есть, ведь я уже не смогу стать другой
  • Учитесь жить осознанно! О том почему родители подсознательно разрушают своих детей.
  • Принятие родителями факта вступления ребенка в подростковый возраст как важная стадия его взросления
  • Сильные стороны детей с СДВГ, о которых должен знать каждый родитель
  • Как родители травмируют своих детей. Механизм передачи травмы привязанности. Записки_психотравматолога
  • Проблемы в отношениях с ребенком - подростком. Случай из практики.
  • Недоступный родитель, преисполненный важности, создаёт ребёнка, который не может найти «своего пути»
  • Как сделать правильный выбор между конкуренцией своих и не своих желаний
  • Родители. Как на самом деле вы относитесь к ним? Почему важно гармонизировать отношения с родителями?
  • Как приличная мать может уставать от своих детей?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь