|
"Дети в плену пищевой зависимости"Автор статьи: Попова Анна Николаевна
«Дети в плену пищевой зависимости» Говоря о нарушениях пищевого поведения, зачастую подразумевают людей взрослого возраста. И гораздо реже задумываются о пищевых нарушениях у детей. В данной статье под нарушениями пищевого поведения у детей, будет подразумеваться, в первую очередь, чрезмерное переедание, и, как следствие излишний вес. Распространено мнение, что на пищевое поведение огромное влияние оказывают эмоции. И это на самом деле так. В психологии существует понятие «эмоциогенное пищевое поведение», т.е. обусловленное эмоциональным состоянием человека. Огромную роль в формировании эмоциогенного пищевого поведения детей играет неправильное воспитание в раннем детстве. Способствовать формированию пищевой зависимости у ребенка может ситуация, когда в семье существует «культ еды». Это семьи, в которых пища играет «главенствующую» роль. О еде много говорят, часто обсуждают, что приготовить покушать, при просмотре фильма обсуждают рекламу про еду, посещение продуктовых магазинов становится целым семейным ритуалом, едой «отмечают радостные события и заглушают боль от горестных. Вообщем, еда становится центральной темой «жизни семьи», а также главным источником получения удовольствия. Другие возможности получения удовольствия в подобных семьях (духовные, интеллектуальные, эстетические), например, походы в кино, концерты, встречи с людьми, хобби не развиваются в должной мере. В таком случае внутренняя жизнь ребенка ничем не наполняется, кроме как информацией о еде, и, как следствие, у него формируется идея «сверхценности еды», т.е. ребенок начинает считать пищу самой важной частью жизни (ведь ничего более интересного в его жизни нет). Зачастую в подобных семьях коммуникация нарушена – не проговариваются открыто чувства, недовольства и претензии замалчиваются. Лишь в теме «еды» члены семьи открыты. Это возможно, т.к. тема еды - безопасная тема, она не вызывает напряжения, в этой теме не надо выражать свою злость или другие неприятные эмоции в отношении близкого. Ребенок видит, что родители увлечены и открыты, когда говорят о еде. Он понимает, что про еду можно спокойно говорить, и никто не будет недовольным, никто не будет за это ругать. Именно поэтому тема пищи начинает столь много занимать ум ребенка, но вместе с этим у ребенка фиксируется склонность к замалчиванию своих чувств, что препятствует подлинному контакту с близкими. Большую роль в формировании пищевой зависимости у детей играет контакт матери с ребенком еще в раннем детстве. Если мама любой физиологический или эмоциональный дискомфорт ребенка, который выражается в плаче, хныканье, крике воспринимает как голод, то формируется стереотипное кормление ребенка в ситуации его внутреннего дискомфорта. Любой крик ребенка мама воспринимает как сигнал о том, что он хочет есть. Хотя причин для плача ребенка может быть множество (боль, тревога, неудобное положение, просто желание повредничать). В такой ситуации ребенок не научается четко отличать физиологические ощущения от эмоциональных переживаний (например, голод от тревоги). И в будущем, такой ребенок любую эмоцию (в основном тягостного характера) будет путать с голодом. Чувствуя тревогу, страх, раздражение будет стремиться их «заесть», вместо того, что отметить их у себя и как-то отреагировать (проговорить). Повлиять на формирование пищевой зависимости может отсутствие адекватного обучения ребенка эффективному поведению в период стресса. Важно, чтобы родители показывали ребенку, что при неудаче важно об этом поговорить, поплакать при желании, узнать совета, можно улучшить свое настроение приятным занятием (прогулка, поход в кино, общение с друзьями, творчество). В противном случае, ребенок не узнает, как можно справляться со стрессовой ситуацией. И если он видит, что в подобных ситуациях его мама и папа поедают килограммами сладости, успокаивают себя тремя добавками еды, то и у ребенка закрепляется единственный неправильный стереотип: «когда мне плохо, я должен есть». Распространенной является ситуация, когда родители, в силу нежелания, либо внутренней неспособности, не могут эмоционально поддержать ребенка, разделить его переживания. И часто в качестве «поддержки» предлагают «съесть чего-нибудь вкусненького». Подобная тактика также ведет к закреплению пищевого стереотипа у ребенка: «Плохо – значит ем». Еще одним фактором, влияющим на формирование нарушенного пищевого поведения у ребенка является игнорирование эмоциональных потребностей ребенка. Когда взрослый занимается главным образом обслуживанием физических потребностей ребенка – накормить, одеть и т.д. В таком случае привлечь внимание такой матери (другого взрослого) и почувствовать ее участливость, ребенок может только с помощью голода, и «начинает часто хотеть есть». Процесс приема пищи становится суррогатной заменой других проявлений любви и заботы. Это повышает символическую значимость приема пищи для ребенка: «Еда-забота, любовь», «Кормят-значит любят». И, наконец, еще одним фактором, провоцирующим нарушения пищевого поведения у детей, являются жесткие правила в отношении приема пищи. Это знакомые ситуации, когда ребенку не разрешают выйти из-за стола, пока его тарелка не опустеет, не дают возможности оставить последний кусочек, ложку супа, «которая уже не лезет и будет лишней». «Нет!» - говорит мама, «Тут осталось то, не придумывай, что не можешь съесть!». Таким образом, стимулом к окончанию приема пищи для ребенка становится не чувство сытости, а количество доступной пищи. Ребенок не приучается замечать вовремя признаки сытости и привыкает есть до тех пор, пока видит пищу на тарелке. В заключении хочется сказать – дорогие родители, будьте внимательны и чутки к эмоциональным потребностям своих детей!
Автор: Попова Анна, психолог, гештальт-терапевт
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|