"Дети в плену пищевой зависимости"

            «Дети в плену пищевой зависимости»
Дети в плену пищевой зависимости

        Говоря о нарушениях пищевого поведения, зачастую подразумевают людей взрослого возраста. И гораздо реже задумываются о пищевых нарушениях у детей.

       В данной статье под нарушениями пищевого поведения у детей, будет подразумеваться, в первую очередь, чрезмерное переедание, и, как следствие излишний вес.

       Распространено мнение, что на пищевое поведение огромное влияние оказывают эмоции. И это на самом деле так. В психологии существует понятие «эмоциогенное пищевое поведение», т.е. обусловленное эмоциональным состоянием человека.

      Огромную роль в формировании эмоциогенного пищевого поведения детей играет неправильное воспитание в раннем детстве.

      Способствовать формированию пищевой зависимости у ребенка может ситуация, когда в семье существует «культ еды».

      Это семьи, в которых пища играет «главенствующую» роль. О еде много говорят, часто обсуждают, что приготовить покушать, при просмотре фильма обсуждают рекламу про еду, посещение продуктовых магазинов становится целым семейным ритуалом, едой «отмечают радостные события и заглушают боль от горестных.

      Вообщем, еда становится центральной темой «жизни семьи», а также главным источником получения удовольствия. Другие возможности получения удовольствия в подобных семьях (духовные, интеллектуальные, эстетические), например, походы в кино, концерты, встречи с людьми, хобби не развиваются в должной мере.

     В таком случае внутренняя жизнь ребенка ничем не наполняется, кроме как информацией о еде, и, как следствие, у него формируется идея «сверхценности еды», т.е. ребенок начинает считать пищу самой важной частью жизни (ведь ничего более интересного в его жизни нет).

       Зачастую в подобных семьях коммуникация нарушена – не проговариваются открыто чувства, недовольства и претензии замалчиваются. Лишь в теме «еды» члены семьи открыты. Это возможно, т.к. тема еды - безопасная тема, она не вызывает напряжения, в этой теме не надо выражать свою злость или другие неприятные эмоции в отношении близкого.

         Ребенок видит, что родители увлечены и открыты, когда говорят о еде. Он понимает, что про еду можно спокойно говорить, и никто не будет недовольным, никто не будет за это ругать. Именно поэтому тема пищи начинает столь много занимать ум ребенка, но вместе с этим у ребенка фиксируется склонность к замалчиванию своих чувств, что препятствует подлинному контакту с близкими.

       Большую роль в формировании пищевой зависимости у детей играет контакт матери с ребенком еще в раннем детстве. Если мама любой физиологический или эмоциональный дискомфорт ребенка, который выражается в плаче, хныканье, крике воспринимает как голод, то формируется стереотипное кормление ребенка в ситуации его внутреннего дискомфорта.

       Любой крик ребенка мама воспринимает как сигнал о том, что он хочет есть. Хотя причин для плача ребенка может быть множество (боль, тревога, неудобное положение, просто желание повредничать). В такой ситуации ребенок не научается четко отличать физиологические ощущения от эмоциональных переживаний (например, голод от тревоги). И в будущем, такой ребенок любую эмоцию (в основном тягостного характера) будет путать с голодом. Чувствуя тревогу, страх, раздражение будет стремиться их «заесть», вместо того, что отметить их у себя и как-то отреагировать (проговорить).

       Повлиять на формирование пищевой зависимости может отсутствие адекватного обучения ребенка эффективному поведению в период стресса.

       Важно, чтобы родители показывали ребенку, что при неудаче важно об этом поговорить, поплакать при желании, узнать совета, можно улучшить свое настроение приятным занятием (прогулка, поход в кино, общение с друзьями, творчество). В противном случае, ребенок не узнает, как можно справляться со стрессовой ситуацией. И если он видит, что в подобных ситуациях его мама и папа поедают килограммами сладости, успокаивают себя тремя добавками еды, то и у ребенка закрепляется единственный неправильный стереотип: «когда мне плохо, я должен есть».

      Распространенной является ситуация, когда родители, в силу нежелания, либо внутренней неспособности, не могут эмоционально поддержать ребенка, разделить его переживания. И часто в качестве «поддержки» предлагают «съесть чего-нибудь вкусненького». Подобная тактика также ведет к закреплению пищевого стереотипа у ребенка: «Плохо – значит ем».

      Еще одним фактором, влияющим на формирование нарушенного пищевого поведения у ребенка является игнорирование эмоциональных потребностей ребенка.

    Когда взрослый занимается главным образом обслуживанием физических потребностей ребенка накормить, одеть и т.д. В таком случае привлечь внимание такой матери (другого взрослого) и почувствовать ее участливость, ребенок может только с помощью голода, и «начинает часто хотеть есть». Процесс приема пищи становится суррогатной заменой других проявлений любви и заботы. Это повышает символическую значимость приема пищи для ребенка: «Еда-забота, любовь», «Кормят-значит любят».

       И, наконец, еще одним фактором, провоцирующим нарушения пищевого поведения у детей, являются жесткие правила в отношении приема пищи.

       Это знакомые ситуации, когда ребенку не разрешают выйти из-за стола, пока его тарелка не опустеет, не дают возможности оставить последний кусочек, ложку супа, «которая уже не лезет и будет лишней». «Нет!» - говорит мама, «Тут осталось то, не придумывай, что не можешь съесть!». Таким образом, стимулом к окончанию приема пищи для ребенка становится не чувство сытости, а количество доступной пищи. Ребенок не приучается замечать вовремя признаки сытости и привыкает есть до тех пор, пока видит пищу на тарелке.

      В заключении хочется сказать – дорогие родители, будьте внимательны и чутки к эмоциональным потребностям своих детей!

 

Автор: Попова Анна, психолог, гештальт-терапевт

 



Просмотров: 456
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Формирование пищевого поведения. Как вырастить здорового ребенка, который любит полезную еду.
  • Когда ребенок не хочет есть. Решение проблем пищевого поведения.
  • Есть ли корреляция поведения матери с характером взрослого ребенка?
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Влияние семьи на ребенка: роль папы в жизни дочери
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Роль семьи в жизни ребенка
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Как мама может повлиять на будущее счастье своего ребенка?
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Бедность, отсутствие заботы или стиль воспитания - что есть насилие в отношении ребенка?
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Какое поведение подкрепляется наибольшими по силе эмоциями, то и будет характером ребенка.
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Формирование зависимости - независимости у ребенка
  • Когда родители не виноваты. Как воспитывать ребенка с отклонениями в психическом развитии.
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • Научите ребенка защищаться! Правила для ребенка по предупреждению секс.насилия
  • Стратегии в ситуации, когда вашего ребенка дразнят
  • "Папа может" или Роль отца в развитии ребенка!
  • Факторы, влияющие на формирование стиля поведения ребенка.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь