Формирование самоценности

 Складывается впечатление, что человек в любом возрасте чувствителен ко всему, что касается самоценности. Чувствителен и раним. Уже у годовалого ребенка заметно возрастает чувство собственной значимости, если его хвалят -  за то, что он начал ходить, за каждое небольшое самостоятельное действие, за его усердие и успехи в том, чтобы научиться самому «ходить в туалет». И так же чувствуют себя двухлетний малыш, который начал посещать детский сад, испытывая поначалу чувство неуверенности по отношению к другим детям, ребенок в школьном возрасте, который получает первый опыт обучения в группе сверстников.

  Затем следует фаза особой чувствительности по отношению к самоценности – пубертатный период, когда возникает задача обнаружить себя вновь – в изменившейся телесности, в новом миру чувств и новом способе познания. Однако и вступление в мир профессии, в близкие отношения с человеком противоположного пола и в отношения со своей собственной жизнью представляет для самоценности новые  нагрузки, новые задачи и возможности для развития.

  Далее – середина жизни, первый взгляд на то, что было достигнуто, весьма вероятно – кризис со всеми его атрибутами. И еще конкуренция в профессии, первые проявления старения, взросление детей, возможно, увольнение, расставание с партнером, новые близкие отношения, а затем –  климакс,  выход на пенсию и т.д.

  Формирование сомоценности находиться в постоянном движении, проходит через разные фазы, которые в зависимости от своих особенностей  могут способствовать этому процессу или затруднять его.  И это продолжается в течение всей жизни.

  Даже по этим схематично обрисованным событиям видно, что мы постоянно меняемся: меняется наша картина себя и наша самоценность, обхождение с самим собой и с другими, и мы постоянно должны соотноситься с новыми ценностями и возможностями.

  Все эти процессы изменения Я происходят, конечно, не только во внутреннем мире человека, в его самовосприятии, но и во внешнем, публичном пространстве, где человек взаимодействует с другими. В том, как ко мне обращаются, в моем воздействии на других я черпаю знания о себе. Они сопровождаются уверенностью и неуверенностью. Пытаясь понять себя, я стремлюсь к идентификации с различными персонажами -   от Пеппи Длинный Чулок до Терминатора; в более взрослом возрасте – с представителями социально класса либо группы, в  сопричастности различным социальным группам по интересам.

  Бесспорно, психически-духовное развитие именно самоценности происходит в общении с другими, и вне сомнений, самые близкие и важные люди играют при этом выдающуюся роль. Однако на развитие самоценности  не менее обширную и значимую роль играет и общение с самим собой, обхождение с собой, соотнесение с собственным внутренним миром и своей внутренней глубиной.

  Эту сторону, конечно, труднее наблюдать и описывать по сравнению с опытом, полученным извне. Однако то, что именно человек берет из вне, с какими установками встречает внешние воздействия, каким внутренним разговором сопровождает, насколько добросовестно учится тому или иному, может быть отнесено к области внутреннего. Если вообще существует свобода, то где же еще, как не в этом соотнесении человека с самим собой, она может проявиться.  Это зарождается тихо, робко, вначале, незаметно или же, напротив, бурно, импульсивно пробиваясь вперед.

  На долю человека приходится такая же степень содействия собственному психически-духовному развитию, как и на долю окружения. Его задача состоит в том, чтобы вступать в отношения с тем, что к нему извне и изнутри, обрабатывать это и занимать по отношению к этому позицию.

 

 

 

 



Просмотров: 323
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • О вреде ожиданий или как не дать ожиданиям испортить наши отношения с самим собой и другими
  • Формирование самоценности
  • В поисках себя. О возвращении утраченной самоценности
  • Телесность человека как язык его взаимоотношений с Небом и Землей, миром и самим собой.
  • Почему отношения с самим собой определяют возможность быть счастливым?
  • Не сравнивая себя с другими, сравнивайте себя с собой прежними.
  • Отношения с самим собой
  • Отношения с самим собой
  • Мы сражаемся с внешним миром, чтобы не сражаться с самим собой
  • Учимся строить отношения: с самим собой
  • Отношения с самим собой, преодоление инфантильности
  • Упражнения для развития самопринятия и самоценности
  • Принять себя во всём несовершенстве и полноценно быть самим собой – чистый кайф. Часть 1
  • Принять себя во всём несовершенстве и полноценно быть самим собой – чистый кайф. Часть 2.
  • Встреча с самим собой. Как принять себя?
  • Новые отношения. Не тащить с собой прошлое.
  • Памятка для внутреннего пользования: Декларация моей самоценности
  • Отношения с другими не бывают лучше отношений с собой
  • О любви к себе и самоценности
  • Часть 1. Личные границы: как мы строим отношения с другими и с собой
  • Я тебя хочу, или Когда заняться сексом? Новые отношения и первый опыт
  • Что происходит, если бороться с самим собой или тень разума...
  • Сохранять хорошие отношения с самим собой превыше всего. Полевые цветы и Розы
  • В. Сатир " Декларация своей самоценности"
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • От самооценки к самоценности.
  • Медитация самоценности
  • Цена, как отражение самоценности
  • Без злости не бывает самоценности.
  • От коварной зависти к самоценности и любви



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь