|
Алгоритм психотерапии " вторичные выгоды"Автор статьи: Татьяна Силаева
Алгоритм психотерапии " вторичные выгоды" Эта техника – увлекательная в своей простоте. Потому что она понятна и удобна в применении. Сразу отмечу, что лично я к клиентам обращаюсь и на "вы" и на "ты". Я предлагаю пошаговый алгоритм действий: - в процессе описании алгоритма данной техники, я буду, возможно, излишне "вьедливо" обьяснять, почему надо "так" делать. Пусть вас это не смущает - кому все ясно - тот не будет терять свое драгоценное время.......зато, кому-то мои пояснения пригодятся - вы увидите в данном алгоритме достаточно много шагов. Это потому, что запросы разнообразные по своей сложности и индивидуальности. Исходя из этого, некоторые шаги вы опустите, в процессе работы с обратившимся к вам за помошью, человеком. Замечу, что опытные практикующие психологи так и делают. Зато при сложных запросах все пункты алгоритма данной техники "будут в помошь" - в процесссе "шагов" не лишне будет перепроверять уровень осознанности клиента(пациента) и правильность действий самого психолога! - задавать вопросы клиенту: " это вам понятно? - например, в 3-м пункте и др. моментах..... ИТАК: 1) определяем проблему (запрос, трудность) - клиент расскаывает, в чем состоит проблема - саму проблемную ситуацию Здесь надо перепроверить истинность запроса клиента таким образом: - предлагаем сказать о своей проблеме двумя способами: "у меня есть эта проблема.....я не знаю, что с этим делать" или "у меня была эта проблема.....я знаю, что с этим делать...". То есть, речь идет о том, что человек осознает только тогда, когда проговорит проблему в настоящем либо в прошедшем времени. Если в прошлом БЫЛА проблема - значит, она не актуальна и под этим запросом скрыта! ДРУГАЯ проблема. Потому что бессознательно человек говорит в прошедшем времени, что означает - на данный момент заявленная проблема уже решена, либо не актуальна. - если звучит слово "было" - тогда помогаем клиенту "сформировать" другой запрос. - это важно, потому что при не точном запросе "уходим не туда" - именно из-за скрытой вторичной выгоды, запрос клиента может звучать не точно - чем глубже проблема,тем клиент больше далек от истинного запроса - чем больше внутри личностный конфликт (базовых и личностных убеждений) - тем больше клиент склонен "выполнять" не свой запрос, а чужой, по причинам (смотрите в конце статьи в разделе "Скрытая выгода тут может быть") 2) помогаем ему определить, что он при этом чувствует (как эмоцию, естсесственно, отрицательную) - и ощущает в теле на физическом (физиологическом) уровне, например: боль, тяжесть....в животе, груди, горле. - ощущает - определяем это отрицательное чуство в баллах. - если клиент не в состоянии определить свое чувство при воспоминании о проблемной ситуации - предлагаем ему положить свою руку на область тела (живот, солнечное сплетение, грудь, горло) и тогда он по ощущениям в теле (разницу этих ощущений) - сможет определить. Мы знаем, что базовых чувств 5-ть - это: 2 положительных (радость и любовь) и 3 отрицательные (страх- вэивоте, обид - в груди, отчаяние - в горле, промежуточное чувство злости или даже гнева - в солнечном сплетении). Остальные чувства производные.То есть, не важно, как назовет свои чувства клиент, потому что, работая с чувством, названным клиентом - мы компенсаторно работаем и с другими. Причем! что важно - тут автоматически происходит следующее: при уменьшении отрицательного чувства - увеличение положительного, потому что: - природа не терпит пустоты...... - если в начале терапии отрицатеьное чувство было в 9 баллов, а, при завершении консультации - 3 - тогда! вероятнее всего, что положительного чувства стало 7 баллов, вместо 1-го. Тут отлично подходят техники РПТ
3) принятие проблемной ситуации за полученный опыт, буквально, предлагаем клиенту повторить слова "я принимаю эту(и) стрессовую ситуацию (ситуации) с благодарностью за опыт, который я получаю(ил)" - клиент повторяет так, как ему "ложится на сердце" - психолог отмечает для себя особенности проговаривания клиента - говорит ли он в прошедшем, либо в настоящем времени 4) закрытие неэффективных отношений, либо – изменение своего отношения к проблеме (техники могут быть разные, привычнее начать с помощью вопросов-ответов) - выводим на осознание причастности человека «я тоже в чем-то не прав…» - вопросами, например, этими: - как вы считаете, вы иногда ошибаетесь? - бываете ли вы не правы, не вежливы…. - почему вы оказались в такой ситуации.. - заболели.. - и т.п. Здесь клиент "знакомится с собой настоящим" - выходит за рамки "узкого коридора чувств" 5) исследуем семейный род обратившегося за помошью - фактически, его базовые убеждения и скрытые выгоды - каковы ваши отношения с родителями сейчас - а раньше? - что изменилось - в чем вы теперь не согласны с родителями - почему… - что вы чувствуете при этом….и т.п. - в чем согласны? Тут клиент видит ограничения базовых (несвоих) убеждений, как внутри личностный конфликт 6) что вас сейчас в отношениях с людьми раздражает? - теперь мы определяем акцентуацию - почему это вас раздражает? - не потому ли, что хотите видеть не идеальный мир - идеальным? другая акцентуация - и не позволяете себе быть разной - и хорошей и не очень ... Тут же рекомендации психолога клиенту : нормализуем излишнюю акцентуацию - начните позволять себе поступать с людьми не идеально (в границах нормы) - позволять себе делать именно то, что раздражает в людях (в пределах нормы). Например, люто! ненавидите не справедивость - позволяйте себе поступать с людьми не справедливо (в пределах нормы). Как вам это? - пусть клиент по ходу терапии "примерит" это новое поведение (состояние) на себя. И, если даже предложение психолога вызовет протест - это уже динамика, которая его "зацепила". Протест гораздо эффективнее равнодушия. Можно с увереностью сказать, что позже, наедине с собою, клиент не раз будет размышлять об этом 7) в вашей проблемной ситуации - кто мешает? - что мешает - кто помогает - что помогает - что или кто ЕЩЕ может помочь получить желаемое. 8) какими ты (вы) видишь - идеальные отношения - ваше (твое) здоровье - вашу жизнь - и т.п., согласно заявленному запросу 9) как ты (вы) изменишься? в случае достижения желаемого результата по своему запросу 10) как изменится? - твое окружение - твой больной орган - другое по запросу 11) что для этого надо сделать ТЕБЕ? 12) что надо сделать - для них - для себя… 13) что придется делать для изменения и положительного результата - твоему окружению - родным и значимым людям - твоему больному органу - другое, согласно запросу С 11 по 13 пункты мы помогаем клиенту заменить его прежний, не адаптивный способ поведения - на более приемлемый, тем самым научаем его новому способу действия 14) почему будет меняться не только ты, а и твое тело…окружение… ….жизнь в целом? 15) как ты еще можешь помочь? - себе - им…. Расширяем рамки видения конечного результата творческим подходом - вместо ограниченных "черно - белого" - "да - нет" - "хорошо - плохо" 16) представь, что то, что ты хочешь – ПОЛУЧИЛОСЬ?! - как тебе это - что чувствуешь? Важно! - если не получается представлять в образе и описать этот образ (нет никаких образных представлений!) - тогда: - предлагаем это нарисовать, хотя бы схематично - бывает, что дети (особенно маленькие или с психотравмами) не могут рассказать о своем образе , как, например, при инцесте - из-за чуства стыда. Зато! они могут его нарисовать - если не может даже нарисовать - отправляем на консультацию к невропатологу, психиатру (взрослому, детскому), эндокринологу (взрослых) Здесь отлично работают методы, с помощью стимульного материала МК - метафорические карты, особенно с детьми дошкольного возраста с 3-х лет 17) что еще хочется?.... - представь, что ты получил(а) то, что тебе еще хочется… - и т.д. Весь мир у нас в голове! получилось увидеть картинку - вперед! начало есть... Этими действиями (пункты 15-18) психолог уже "накачал" клиента ресурсами 18) предлагаем клиенту - вспомнить его запрос - проблемную ситуацию - определить чувство в баллах - как правило, баллы снизятся или обнулятся. В итоге, человек должен осознать СВОЮ СКРЫТУЮ ВЫГОДУ! Как он это узнает? Когда вы ему зададите последний вопрос-предложение: - попробуйте повторить «Я так долго жил(а) с этим чувством…проблемой…, что поживу-ка я с этим еще чуть-чуть! Наверное, мне это еще для чего-то нужно» В результате, -- если человек не хочет так говорить, как вы предлагаете ему – значит, скрытая выгода прояснена в процессе психотерапии, и положительное чувство вытесняет(вытеснило) отрицательное - если человек охотно и легко повторяет – в этом случае его скрытая выгода уже не будет мешать ему, и он не будет терять энергию на эти отрицательные мысли и чувства или способы поведения или повторяющиеся негативные ситуации и неприятных людей. Потому что! ведь это он сам сказал «Для чего-то мне это еще нужно!». В этом случае отрицательное чувство не наносит вред, а служит показателем необходимости вторичной выгоды для самосохранения - еще какое-товремя, как по инерции, давая возможность клиенту "собратьсяссилавми....". Скрытая выгода тут может быть: - и в недостатке ресурсов - и в экономии энергии - и в получении внимания и ЛЮБВИ - и в нежелании брать ответственность на себя - и в самосохранении - и в не желании что-либо менять… Механизм прояснения скрытой выгоды все-равно уже запушен! Дело за малым! – за пост эффектом, который в каждой конкретной ситуации - разный по временной протяженности. Самое главное – что теперь человек САМ дал себе право так жить какое-то время… Таким образом, с помощью данной техники: вопросов-ответов (применении РПТ, МК и многих др. - не обязательно именно этих техник!), замены отрицательных чувств на положительные, оценки клиентом в баллах динамики (изменения) своего тревожного состояния в начале психотерапии и при ее завершении - все выше перечисленное даст возможность самому клиенту - взять на себя ответственность (вместо "волшебной таблетки") и - сделать свой личный выбор: менять ситуацию, либо оставить все, как прежде........временно оставить........потому что изменения уже начали происходить в ходе выполнения данной увлекательной техники по пониманию клиентом своей причастности к негативным событиям в его собственной жизни....
Пример из практики:
Автор статьи медпсихолог Татьяна Силаева
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|