Алгоритм психотерапии " вторичные выгоды"

Автор статьи: Татьяна Силаева

Алгоритм психотерапии " вторичные выгоды"

Эта техника – увлекательная в своей простоте. Потому что она понятна и удобна в применении. 

Сразу отмечу, что лично я к клиентам обращаюсь и на "вы" и на "ты".

Я предлагаю пошаговый алгоритм действий:

- в процессе описании алгоритма данной техники, я буду, возможно, излишне "вьедливо" обьяснять, почему надо "так" делать. Пусть вас это не смущает - кому все ясно - тот не будет терять свое драгоценное время.......зато, кому-то мои пояснения пригодятся

-  вы увидите в данном алгоритме достаточно много шагов. Это потому, что запросы разнообразные по своей сложности и индивидуальности. Исходя из этого, некоторые шаги вы опустите, в процессе работы с обратившимся к вам за помошью, человеком. Замечу, что опытные практикующие психологи так и делают. Зато при сложных запросах все пункты алгоритма данной техники "будут в помошь"

- в процесссе "шагов" не лишне будет перепроверять уровень осознанности клиента(пациента) и правильность действий самого психолога! - задавать вопросы клиенту:  " это вам понятно? -  например, в 3-м пункте и др. моментах.....

ИТАК:

1)  определяем проблему (запрос, трудность)

- клиент расскаывает, в чем состоит проблема

- саму проблемную ситуацию

Здесь надо перепроверить истинность запроса клиента таким образом:

- предлагаем сказать о своей проблеме двумя способами:  "у меня есть эта проблема.....я не знаю, что с этим делать"   или    "у меня была эта проблема.....я знаю, что с этим делать...". То есть, речь идет о том, что человек осознает только тогда, когда проговорит проблему в настоящем либо в прошедшем времени. Если в прошлом БЫЛА проблема - значит, она не актуальна и под этим запросом скрыта! ДРУГАЯ проблема. Потому что бессознательно человек говорит в прошедшем времени, что означает - на данный момент заявленная проблема уже решена, либо не актуальна.

- если звучит слово "было" - тогда помогаем клиенту "сформировать" другой запрос.

- это важно, потому что при не точном запросе "уходим не туда"

- именно из-за скрытой вторичной выгоды, запрос клиента может звучать не точно

- чем глубже проблема,тем клиент больше далек от истинного запроса

- чем больше внутри личностный конфликт (базовых и личностных убеждений) - тем больше клиент склонен "выполнять" не свой запрос, а чужой, по причинам (смотрите в конце статьи в разделе "Скрытая выгода тут может быть")

2) помогаем ему определить, что он при этом чувствует (как эмоцию, естсесственно, отрицательную)

- и ощущает в теле на физическом (физиологическом) уровне, например: боль, тяжесть....в животе, груди, горле.

- ощущает

- определяем это отрицательное чуство в баллах.

- если клиент не в состоянии определить свое чувство при воспоминании о проблемной ситуации - предлагаем ему положить свою руку на область тела (живот, солнечное сплетение, грудь, горло) и тогда он по ощущениям в теле (разницу этих ощущений) - сможет определить. Мы знаем, что базовых чувств 5-ть - это: 2 положительных (радость и любовь) и 3 отрицательные (страх- вэивоте, обид - в груди, отчаяние - в горле, промежуточное чувство  злости или даже гнева - в солнечном сплетении). Остальные чувства производные.То есть, не важно, как назовет свои чувства клиент, потому что, работая с  чувством,  названным клиентом - мы компенсаторно работаем и с другими. Причем! что важно  - тут автоматически происходит следующее: при уменьшении отрицательного чувства - увеличение положительного, потому что:

 - природа не терпит пустоты......

- если в начале терапии отрицатеьное чувство было в 9 баллов, а, при завершении консультации - 3 - тогда! вероятнее всего,  что положительного чувства стало 7 баллов, вместо 1-го.

Тут отлично подходят техники РПТ

 

3)  принятие проблемной ситуации за полученный опыт, буквально, предлагаем клиенту повторить слова "я принимаю эту(и) стрессовую ситуацию (ситуации) с благодарностью за опыт, который я получаю(ил)" - клиент повторяет так, как ему "ложится на сердце" - психолог отмечает для себя особенности проговаривания клиента - говорит ли он в прошедшем, либо в настоящем времени

4) закрытие неэффективных отношений, либо – изменение своего отношения к проблеме (техники могут быть разные, привычнее начать с помощью вопросов-ответов) - выводим на осознание причастности человека «я тоже в чем-то не прав…» - вопросами, например, этими:

- как вы считаете, вы иногда ошибаетесь?

- бываете ли вы не правы, не вежливы….

- почему вы оказались в такой ситуации..

- заболели..

- и т.п.

 Здесь клиент "знакомится с собой настоящим" - выходит за рамки "узкого коридора чувств"

5) исследуем семейный род обратившегося за помошью - фактически, его базовые убеждения и скрытые выгоды

- каковы ваши отношения с родителями сейчас

- а раньше?

- что изменилось

- в чем вы теперь не согласны с родителями

- почему…

- что вы чувствуете при этом….и т.п.

- в чем согласны?

 Тут клиент видит ограничения базовых (несвоих) убеждений, как внутри личностный конфликт

6) что вас сейчас в отношениях с людьми раздражает? - теперь мы определяем акцентуацию

- почему это вас раздражает?

- не потому ли, что хотите видеть не идеальный мир - идеальным? другая акцентуация

- и не позволяете себе быть разной - и хорошей и не очень ...

Тут же рекомендации психолога клиенту : нормализуем излишнюю акцентуацию

- начните позволять себе поступать с людьми не идеально (в границах нормы)

-  позволять себе делать именно то, что раздражает в людях (в пределах нормы). Например, люто! ненавидите не справедивость - позволяйте себе поступать с людьми не справедливо (в пределах нормы). Как вам это? - пусть клиент по ходу терапии "примерит" это новое поведение (состояние) на себя. И, если даже предложение психолога вызовет протест - это уже динамика, которая его "зацепила". Протест гораздо эффективнее равнодушия. Можно с увереностью сказать, что позже, наедине с собою, клиент не раз будет размышлять об этом

7) в вашей проблемной ситуации

- кто мешает?

- что мешает

- кто помогает

- что помогает

- что или кто ЕЩЕ может помочь получить желаемое.

8) какими ты (вы) видишь

-  идеальные отношения

- ваше (твое) здоровье

- вашу жизнь

- и т.п., согласно заявленному запросу

9) как ты (вы) изменишься? в случае достижения желаемого результата по своему запросу

10) как изменится?

- твое окружение

- твой больной орган

- другое по запросу

11) что для этого надо сделать ТЕБЕ?

12) что надо сделать

- для них

- для себя…

13) что придется делать для изменения и положительного результата

- твоему окружению

- родным и значимым людям

- твоему больному органу

- другое, согласно запросу

 С 11 по 13 пункты мы помогаем клиенту заменить его прежний, не адаптивный способ поведения - на более приемлемый, тем самым научаем его новому способу действия

14) почему будет меняться не только ты, а и твое тело…окружение… ….жизнь в целом?

15) как ты еще можешь помочь?

- себе

- им….

 Расширяем рамки видения конечного результата творческим подходом - вместо ограниченных "черно - белого" - "да - нет" - "хорошо - плохо"

16) представь, что то, что ты хочешь – ПОЛУЧИЛОСЬ?!

- как тебе это

- что чувствуешь?

Важно! -  если не получается представлять в образе и описать этот образ (нет никаких образных представлений!) - тогда:

- предлагаем это нарисовать, хотя бы схематично

- бывает, что дети (особенно маленькие или с психотравмами)  не могут рассказать о своем образе , как, например, при инцесте - из-за чуства стыда. Зато! они могут его нарисовать

 - если не может даже нарисовать -  отправляем на консультацию к невропатологу, психиатру (взрослому, детскому), эндокринологу (взрослых)

 Здесь отлично работают методы, с помощью стимульного материала МК - метафорические  карты, особенно с детьми дошкольного возраста с 3-х лет

17) что еще хочется?....

- представь, что ты получил(а) то, что тебе еще хочется

- и т.д.

Весь мир у нас в голове! получилось увидеть картинку - вперед! начало есть...

Этими действиями  (пункты 15-18) психолог  уже "накачал" клиента ресурсами

18) предлагаем клиенту

- вспомнить его запрос - проблемную ситуацию

- определить чувство в баллах - как правило, баллы снизятся или обнулятся.

В итоге, человек должен осознать СВОЮ СКРЫТУЮ ВЫГОДУ!

Как он это узнает?

Когда вы ему зададите последний вопрос-предложение:

- попробуйте повторить «Я так долго жил(а) с этим чувством…проблемой…, что поживу-ка я с этим еще чуть-чуть! Наверное, мне это еще для чего-то нужно»

 В результате,

-- если человек не хочет так говорить, как вы предлагаете ему – значит, скрытая выгода прояснена в процессе психотерапии, и положительное чувство вытесняет(вытеснило) отрицательное

- если человек охотно и легко повторяет – в этом случае его скрытая выгода уже не будет мешать ему, и он не будет терять энергию на эти отрицательные мысли и чувства или способы поведения или повторяющиеся негативные ситуации и неприятных людей. Потому что! ведь это он сам сказал «Для чего-то мне это еще нужно!». В этом случае отрицательное чувство не наносит вред, а служит показателем необходимости вторичной выгоды для самосохранения - еще какое-товремя, как по инерции, давая возможность клиенту "собратьсяссилавми....".

Скрытая выгода тут может быть:

- и в недостатке ресурсов

- и в экономии энергии

- и в получении внимания и ЛЮБВИ

- и в нежелании брать ответственность на себя

- и в самосохранении

- и в не желании что-либо менять…

Механизм прояснения скрытой выгоды все-равно уже запушен! Дело за малым! – за пост эффектом, который в каждой конкретной ситуации - разный по временной протяженности.

Самое главное – что теперь человек САМ дал себе право так жить какое-то время…

    Таким образом, с помощью данной техники: вопросов-ответов (применении РПТ, МК и многих др. - не обязательно именно  этих техник!), замены отрицательных чувств на положительные, оценки клиентом в баллах динамики (изменения) своего тревожного состояния в начале психотерапии и при ее завершении - все выше перечисленное даст возможность самому клиенту  

- взять на себя ответственность (вместо "волшебной таблетки") и

- сделать свой личный выбор: менять ситуацию, либо оставить все, как прежде........временно оставить........потому что изменения уже  начали происходить в ходе выполнения данной увлекательной техники по пониманию клиентом своей причастности к негативным событиям в его собственной жизни....

 

 Пример из практики:


когда ко мне обратилась с первончальным запросом клиентка по поводу не простых отношений на работе, несмотря на свой альтруизм (излишний) - она застряла между "было" и "сейчас". Однако по поводу акцентуации справедливости на почве излишнего альтруизма,  - она твердо озвучила свой запрос "в настоящем моменте". 

Далее все-равно запрос поменялся на глубоко спрятанный из-за чувства стыда и первоначального не полного доверия ко мне (что,  впрочем, понятно в ее истории - инцест в нуклеарной (супружеской) семье, она узнала об этом позже и делала вид, что ничего не произошло, даже, когда ребенок пытался найти в ее лице поддержку). Тут скрытая выгода альтруистического поведения заключалась в:

-   попытке повышения (поддержания в норме) своей собственой самооценке, как компенсации за "плохую мать" - эта фраза звучала часто (позже) в ее высказываниях,

- не достатке ее физических ресурсов,

- в надежде. что ситуация разрешится сама собой.

Далее еще глубхе - запрос поменялся на "я не могу помочь своему ребенку!!!".

Этот случай обьясняет, что для истинного запроса, маме пришлось понять свои не правильные действия, принять это, как опыт и разрешить себе полюбить себя разной - тем самым стать готовой к другим новым для нее способам действий.

 

 

Автор статьи                  медпсихолог Татьяна Силаева

 



Просмотров: 469
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Такая разная терапия: клиент "Хочу" и клиент "Надо"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Поведение людей в критической ситуации: почему не "сама хотела" и "сама виновата"
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Конфликт "хочу" и "надо" в человеке: причины формирования и как помочь
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Изменения в процессе работы с психологом: "Плюсы" и "Минусы"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь