|
Страх и контрольАвтор статьи: Ольга Князева
Для начала разберемся, что можно хотеть проконтролировать. Есть два варианта: - внешний мир; - себя. Если вы пытаетесь контролировать внешний мир (друзей, любимых, соседей, родных, людей в общественном транспорте) – вы застряли в детстве. Если вы усиленно пытаетесь контролировать себя – вас из детства «выгнали». Сейчас расскажу про это подробнее. Задача проконтролировать внешний мир – нереальная. И если человек пытается решать нереальные задачи – это всегда показатель нарушения ощущения своих границ. В данном случае речь идет про идею всемогущества. Это инфантильная идея, наследство нашего детства, и хороший доступ к своей детской части – это здорово! Это кладезь полезностей для преодоления сложных жизненных ситуаций и ключ к получению радости от жизни. Вопрос в целостности личности и способности переключаться в другие состояния и осознанно выбирать пребывание в той или иной роли. Так мы выходим на второе и главное в теме контроля - на контроль себя. Это посильная задача. Но тут есть нюансы. 1. Что вам приходит в голову, когда вы примеряете слово «контроль» на себя? «Важно уметь контролировать себя», «важно уметь отвечать за свое поведение». Когда я произношу эти слова – – я непроизвольно начинаю кривиться. Эта идея мне отвратительна. Она противна. Она совсем не ассоциируется со счастьем и удовольствием. Т.е. в этой теме сразу же может появиться противопоставление контроля и удовольствия. 2. Контролю, как и всему остальному (радости, спокойствию, жертвенности и т.д.) мы учимся от других. Через подражание и взаимодействие, получая положительные или отрицательные подкрепления (так называемые кнуты и пряники). Бывают случаи, когда в воспитании используется принцип кнута и кнута, без пряников. «Не то поведение» наказывается молчанием, криками, лишениями, ограничениями свободы и т.д. В результате такого своеобразного «тренинга» формируется прямая связь между напуганностью и контролем. Страх физически связан с сжатием и напряжением тела. Эти телесные переживания начинают ассоциироваться с идеей, что «я себя контролирую». Происходит сшивка двух переживаний. В итоге можно видеть, как человек сам себя пугает, чтобы лучше контролировать свое поведение в ситуации. Пункты 1 и 2 приводят к печальной картине. Это вынужденный рано повзрослеть ребенок, который не ощутил радость от своей способности управлять собой, своей энергией, активностью, эмоциями и делает это из страха и в угоду взрослому. Идея контроля из страха рано или поздно приводит к истощению, эмоциональному выгоранию, внутренней пустоте, апатии, различным психосоматическим проблемам, зашкаливающей тревоге и т.д. - в зависимости от характера и склонностей. Обе идеи: идея контроля внешнего мира и идея улучшения самоуправления за счет запугивания - говорят про потерю связи с истинным Я. Возвращаться к себе можно самостоятельно, можно в работе с психологом. Главное - проявляйте и поддерживайте любопытство к себе, оно целительно! Позитивная метафора контроля: успокоение и баланс. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|