НА ПУТЯХ СОЗДАНИЯ ЭТОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ТРЕНИНГЕ

УДК 316.37+316.6: 159.923

Валерий Романович Кейсельман (Дорожкин), доцент кафедры глубинной психологии и психотерапии  Таврический национальный университет им. В.И.Вернадского, к.психол.н., г. Симферополь

НА ПУТЯХ СОЗДАНИЯ ЭТОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ТРЕНИНГЕ

Аннотация

Статья посвящена обоснованию нового вида тренинговой работы − этологического тренинга. Автор подробно анализирует специфику тренинговой практики, вообще, и особенности этологического подхода, в частности. В тексте выделены и описаны компоненты этологического тренинга, проанализированы его принципы и ключевые аспекты работы в новой тренинговой парадигме.

Ключевые слова: психологический тренинг, этологический тренинг.

Анотація

Стаття присвячена обґрунтуванню нового виду тренінгової роботи − етологічного тренінгу. Автор детально аналізує специфіку тренінгової практики, взагалі, й особливості етологічного підходу, зокрема. У тексті виділені й описані компоненти етологічного тренінгу, проаналізовані його принципи і ключові аспекти роботи у новій тренінговій парадигмі.

Ключові слова: психологічний тренінг, етологічного тренінг.

Annotation

Article is sanctified to the ground of new type of training work − ethological training. The author analyses the specific of training practice in detail, in general, and features of ethological approach, in particular. The components of the ethological training are distinguished in text and described, his principles and key aspects of work are analyzed in a new training paradigm.

Keywords: psychological training, ethological training.

Постановка проблемы.

Современные подходы к психотренингу не привели к созданию единой классификации его видов. Если же руководствоваться традиционным взглядом, то в качестве типов тренинга можно назвать тренинг формирования умений и навыков (поведенческий подход в тренинге), тренинг личностного роста (гуманистическая традиция в тренинге, совмещающая тренинг с психотерапевтической работой), социально-психологический тренинг, развивающий те или иные социальные компетенции личности. Мы же предлагаем к этой классификации добавить этологический тренинг, как особый его вид.

Анализ исследований и публикаций.

Анализ работ отечественных и зарубежных методологов тренинга (В.Ю.Большаков, И.Вачков, Э.Кристофер, Л.Кроль, Е.Михайлова, Л.А.Петровская, К.Рудестам, Н.Ю.Хрящева) позволяет рассматривать поведенческий тренинг, как развивающий преимущественно навыки и умения, опосредующие общение между людьми. При этом технология данного вида тренинга состоит в репетиции заданных паттернов поведения, которая проводится до тех пор, пока требуемые навыки не будут отработаны до автоматизма. Отличительным моментом поведенческого тренинга является то, что самое сложное поведение (такое как переговорный процесс, проведение терапевтической беседы и пр.) разбивается на ряд простых шагов. Тренинг личностного роста направлен на изменение в сознании, ценностях, способах концептуализации опыта, выработке нового понимания и пр. Его особенность состоит в погружении в новый опыт, создании «необычных» переживаний, феноменологическом исследовании сложных психических состояний и чувств и т.д. Социально-психологический тренинг развивает социальные навыки, сопряженные с изменением системы ценностей и личностных акцентов в общении. Таким образом, социально-психологический тренинг совмещает особенности поведенческого тренинга и тренинга личностного роста, занимая между ними промежуточное положение.

Нам видится, что во всей этой классификации недостает подхода, в котором акцент делался бы на регрессивные компоненты психического развития, на архаизацию и мифологозацию психики, как возвращение к ее изначально целостной природе. Реализовать этот подход мы предлагаем в этологическом тренинге.

Изложение основного материала.

Термин этологический тренинг мы впервые использовали в нашей работе [2], методологически обосновали его в [1], но как метафора для обозначения специального вида тренинга оно эксплуатировалось нами и раньше [3]. Сама идея разработки нового вида тренинга, зародилась в 2000 году в рамках проекта «Крымская Школа экспериментального тренинга: летний проект» (сокращенно Летняя Школа). Тогда несколько организаторов данного проекта (среди которых был и автор данной статьи), вдохновленные крымскими коллоквиумами профессора В.П.Самохвалова, решили проводить выездные тренинги на природе, в которых возможно будет сочетать классические тренинговые процедуры с этологическим подходом. Мы обсудили центральную концепцию будущих мероприятий и начали подготовку к ним.

Среди целей предстоящих программ, нами были выделены следующие:

  1. Исследование влияния интегративного тренингового-терапевтического подхода, базирующегося на архаических элементах ритуализации, на динамику развития группы и психоэмоциональное состояние отдельных участников.

С самого начала данного проекта мы твердо решили для себя, что не будем ставить в качестве ориентира личностное развитие участников или же их обучение каким-либо поведенческим навыкам. Наоборот, наша программа представляла собой в чистом виде эксперимент, а мы как ведущие внимательно наблюдали за всем происходящим и тщательно регистрировали эксцессы в отношениях, поведении и личных переживаниях участников и тренинговой группы в целом [3].

  1. Изучение воздействия природной среды и ландшафта на формирование группы и на катализацию отдельных терапевтических эффектов.

Для достижения этой цели мы систематически отслеживали состояние участников, наблюдали за групповыми процессами, использовали метод обратной связи и свободные дискуссии.

  1. Анализ влияния ночных мероприятий-феерий на психику участников и на архаизацию социальных процессов в группе.

 Данная цель была для нас наиболее проблематичная, но в то же время и наиболее интересная. Именно поэтому в рамках нашего проекта мы всегда делали упор на ночные постановки, их тщательное планирование и разработку.

Все вышеназванные цели легли в основу развития этологического подхода в тренинге.

Если обобщить весь наш десятилетний опыт проведения этологического тренинга, то можно сказать, что он характеризуется рядом сущностных особенностей, к которым относятся:

1. Экспериментальный характер

Каждая наша программа представляла собой некий эксперимент как с самими тренинговыми процедурами, так и с участниками.

Поиск новых тренинговых процедур и подходов, заданный необходимостью постоянно экспериментировать, натолкнул нас на возможность использовать в играх архетипических и мифологических сюжетов. При этом оказалось, что участники гораздо интенсивнее вовлекались в процесс, у них активировались архетипические пласты психики, затрагивалось их «коллективное бессознательное». Столь полная эмоционально-информационная насыщенность упражнений позволяла прорабатывать глубинно-психологические конфликты членов нашей группы, вскрывала теневые аспекты их психики. Проработка архетипа «Тени» в дальнейшем, за счет аналитического обсуждения и обратной связи, позволяла терапевтически реинтегрировать глубинный психический материал, психика участников становилась при этом более многомерной и многосмысловой.

2. Этологический подход в построении упражнений

Здесь уместно вспомнить, что исторически сама тренинговая практика появилась не для того, чтобы кого-нибудь чему-нибудь учить, а для моделирования социальных процессов и наблюдения за поведением людей в той или иной экспериментальной ситуации. То есть тренинг всегда был связан с наблюдением. С другой стороны, отцам-основателям тренинга почему-то никогда не приходило в голову посмотреть на поведение своих групп не в классической социально-городской обстановке, а в ситуациях, требующих реализации той или иной наследственной инстинктивной программы. Наш же коллектив ведущих пошёл по пути создания таких упражнений, которые в своей основе отражали ситуации-стимулы, запускающие древние биологические поведенческие схемы. А затем мы наблюдали за группой, участниками и их состоянием.

3. Регрессивный характер используемых процедур

На наших программах были задействованы все виды регресса: возрастной, социальный и поведенческий. Подобная свобода в выборе различных аспектов регресса позволила нам создавать максимально креативные процедуры, которые в корне отличались от классических тренинговых заданий.

Дополнительно заметим, что обращение к теме регресса всегда было одной из самых ресурсных компонент этологического тренинга. Упражнения, основанные на регрессе, обеспечивали участникам мощную мобилизацию их внутреннего ресурса. Как выяснилось за десять лет проведения  различных программ в рамках этологического тренинга, близость заданий к регрессивным, биологическим программам поведения делает их настолько энергоёмкими, что они потенцируют участников на несколько месяцев вперёд. Именно такого рода упражнения лучше всего сохранялись в памяти членов наших групп и становились предметом обсуждения даже спустя много лет после того, как они состоялись.

4. Обязательное использование в «теле» программы природного ресурса

Эксклюзивность крымской природы, горного ландшафта и лесной местности дали необходимый материал для планирования не только отдельных упражнений, но и всей программы целиком.

Уникальным являлся и ландшафт тех мест, где проводились Летние Школы. Мы проводили семинар в районе с.Многоречье (2001 и 2002 гг.) – живописнейшее место с кристально чистыми родниками (не случайно именно в этом месте находится водосбор, питающий ялтинское водохранилище). Затем мы переместились в Чернореченский каньон (2003 и 2004 гг.) – один из наиболее протяжённых каньонов горного Крыма, в котором протекает самая полноводная крымская река Чёрная (питает весь г.Севастополь). А в последнее время мы облюбовали окрестности с.Терновка (р-н знаменитого Мангуп-Кале) и обосновались рядом с красивейшими горными озерами, чьи берега окаймлены буковыми лесами. Специально подбираемые заповедные крымские уголки, как мы выяснили на собственном и чужом опыте, давали и дают участникам нашего проекта мощнейший энергетический подъем и полноправно стали самостоятельной частью программы. Более того, знакомству с местностью (а не знакомству с группой, как это принято), мы всегда уделяли львиную долю первого дня Летней Школы.

На наших летних мероприятиях выяснился и еще один момент: проведение тренингов в полевых условиях обладает целым рядом дополнительных преимуществ. Во-первых, природа сама по себе оказывает на участников значительное терапевтическое воздействие (вспомните хотя бы ландшафтотерапию). Во-вторых, горный ландшафт стимулирует активность людей, потенцирует у них творческий запал, активирует витальные потребности. В этом смысле можно сказать, что природа является мощным энергостимулирующим ресурсом. В-третьих, в природных условиях удается гораздо полнее включить участников в процедуры поведенческого и возрастного регресса. То, что в городских условиях могло бы показаться абсолютно абсурдным, неприемлемым и недопустимым, в горах вызывает самый живой отклик и потенцирует людей на выработку новых поведенческих паттернов. Даже довольно-таки простые задания, в которых участникам необходимо было перевоплотиться, например, в животных и пожить некоторое время их жизнью вряд бы ли вызвали у «городской» группы особый энтузиазм, не говоря уже о том, что многие вообще отказались бы участвовать в подобном, а самих тренеров сочли бы за сумасшедших. В природных условиях эти же задания выглядели если не естественными, то вполне приемлемыми и допустимыми. Наконец, в-четвертых, самое значительное преимущество природного ресурса состоит в том, что он «архаизирует» психику группы. Этот эффект особенно заметен ночью. Именно в это время суток люди готовы участвовать в самых рискованных процедурах, да и сами создаваемые ими ночные программы ничуть не отличаются от древних ритуалов посвящения и инициации.

5. Гибкий подход к расписанию занятий

В рамках нашего пребывания в крымском лесу мы всегда приурочивали основное расписание к биологическим циклам активности/отдыха и структурировали время не по часам, а по блокам: до завтрака (раннее утро); после завтрака (утренняя группа); после обеда (дневная группа); после ужина (вечерняя и ночная группы). Четкой привязки к жесткому графику занятий у нас не наблюдалось. Достигнут был такой эффект опять же благодаря тому, что все упражнения проводились с максимальным погружением в природу и задаваемый ею биологический ритм. Именно этот факт позволил иначе регламентировать как сами упражнения, так и ощутить принципиально иное переживание самого времени. Нам никогда не приходилось с точностью до минуты выдерживать временной график, проводить упражнения в спешке или цейтноте. Участники, которые заканчивали выполнение того или иного упражнения раньше, всегда находили, чем заняться. Они не испытывали скуки или раздражения в ожидании остальных, их вовлеченность в процесс контакта с природой поглощало их внимание. Из-за этого нам, как ведущим не было нужды торопить остальных людей, мы давали им ровно столько времени, сколько им было необходимо, чтобы вместить все переживания, спровоцированные тем или иным нашим заданием.

Пять перечисленных устойчивых особенностей наших программ позволяют отнести их к отдельному тренинговому направлению. Мы считаем, что наилучшее понятие, наиболее полно отражающее специфику наших мероприятий, − этологический тренинг. Само прилагательное «этологический» мы производим из термина «этология» − наука о поведении в природных условиях, основным методом которой является наблюдение. Данный вид тренинга отличается и от поведенчески ориентированных тренинговых групп и от тренингов личностного роста. Этологический тренинг является полностью самостоятельным подходом, имеет исследовательскую направленность и позволяет глубже понять особенности человеческой психики.

Выводы.

Остановимся на нескольких выводах, которые мы сделали после проведения десяти программ в парадигме этологического тренинга. Во-первых, если все тренинговые процедуры планировать с учетом природного ландшафта и времени суток, психоэмоциональные переживания участников резко усиливаются. При этом интеграция различных методов и форм работы проходит гораздо более естественно, чем в городских условиях. Более того, если учитывать контекст ландшафта и времени проведения, то в некотором смысле стирается грань между телесной терапией и активными методами тренинговой работы. Все проводимые процедуры начинают восприниматься участниками как части некоторой целостности.

Во-вторых, как выяснилось в результате многих лет работы, наиболее релевантными природным условиям и учитывающими природный контекст являются упражнения с архетипической символикой/структурой, либо действия, основанные на этнографическом материале. Причем необходимо чтобы такой материал имел богатую историческую/культурную традицию и был хотя бы в какой-то мере знаком или этнически близок участникам.

И, наконец, в-третьих, по результатам обратной связи и тематических дискуссий можно говорить о том, что проводимые ночные программы-мистерии имеют достаточно сильный, но специфический терапевтический эффект. Специфика его заключается в актуализации большого количества личного материала, который нуждается в обязательной психотерапевтической проработке. Тем самым в большинстве случаев, нам, как ведущим, приходилось отходить от тренинговых стандартов работы в сторону терапевтических и в обязательном порядке уделять время интеграции и осмыслению возникающих переживаний и состояний отдельных участников и группы в целом. Терапевтическая составляющая принадлежит к еще одной специфической компоненте этологического тренинга, придающая ему дополнительную особенность.

Сама технология работы в этологическом тренинге, которая базируется на «регрессивных» процедурах, значимо отличает её от специфических технологий иных видов тренинга. Поэтому уже сегодня можно говорить о существовании у этологического вида тренинга собственного научного и методологического лица, которое позволяет рассматривать его в качестве самостоятельного направления тренинговой работы.

Литература:

  1. Кейсельман (Дорожкин) В.Р. Этологический тренинг как новая тренинговая парадигма // Психологічний тренінг у мистецтві, культурі, освіті: Збірник наукових праць Всеукраїнської науково-практичної конференції / Міністерство освіти і науки України; Херсонський державний університет; Факультет культури і мистецтв; Кафедра психології та педагогіки мистецької освіти. – К.-Херсон: Просвіта., 2010 – С. 48-54.
  2. Кейсельман (Дорожкин) В.Р. Методология этологического тренинга: принципы и методики/ // Таврический журнал психиатрии. – Симферополь. – 2009. – № 1(46). – C. 88-95.
  3. Кейсельман (Дорожкин) В.Р. Экспериментальные тренинги на природе. – СПб.: Речь, 2008. – 192 с.
  4. Кейсельман (Дорожкин) В.Р. Опыт проведения научно-практического тренинга с элементами театрализации и ритуальных практик // Журнал практикующего психолога. / Под ред. Бондаренко А.Ф. 2002/8.– C.146-151.


Просмотров: 313
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Можно ли научить продавать или всегда ли достаточно тренинга?
  • Итоги проведения тренинга личностного развития "Твой путь к мечте"
  • Упражнения для тренинга от немецких гостей
  • Разминка для проведения тренинга
  • Почему некоторым участникам тренинга не удается получить то, что заявлено в запросе?
  • Психолог нещадно бьет пощечины участникам тренинга! К чему бы это?
  • Как выбрать площадку для проведения Вебинара или Интернет-тренинга
  • Детская группа тренинга как один из путей развития личности ребёнка
  • Суицид: феноменология и основы психопрофилактики. Методика проведения тренинга.
  • Профилактика эмоционального выгорания педагогов - план проведения тренинга
  • Мой опыт трансформации после прохождения тренинга «Ребефинг. Перепроживая свое рождение».
  • Тренинг и психодиагностика: Психодиагностика личности участников психологических тренингов
  • Творческий подход – залог эффективности командообразующего тренинга
  • Научная статья 5. Коррекция школьной тревожности методом социально-психологического тренинга
  • «Мухи отдельно, котлеты отдельно» – или в чем отличие тренинга от психодинамической группы?
  • Кухня создания тренинга
  • Особенности МАК-ового тренинга
  • Пространство состояний инструментов тренинга
  • Перехода подростка из школы в колледж посредством психологического тренинга
  • Как не попасть под воздействие неэкологичного тренинга?
  • Метафоры-Анекдоты для психотерапии и тренинга. Практики Невского А.В. Базовый уровень.
  • Правила разработки инструментов для активного тренинга. Часть 1
  • Техника для тех, кому "не по себе" после тренинга, расстановки, консультации
  • Программа тренинга уверенного поведения для школьников "Я уверен в себе!"
  • Психологическое сопровождение методом профессионального тренинга
  • Резонанс среди участников группы и его терапевтическое значение в групповой психотерапии
  • Родительское собрание с элементами тренинга. Семья - основа жизни!
  • Тренинг личностного роста или.......
  • Тренинг личностного роста?
  • Пять принципов построения эффективного тренинга



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь