|
Суицид: феноменология и основы психопрофилактики. Методика проведения тренинга.Автор статьи: Литвин Евгений Анатольевич
Введение. Настоящая методическая работа написана на основе материалов семинаров-тренингов по анти-суициду, которые я проводил в 2014 году в учреждениях соцзащиты Самарской области. Велось обучение специалистов разных категорий: младший, средний и высший медицинский персонал, специалисты по реабилитации и социальной работе, психологи, руководители отделов и подразделений. Данные методические рекомендации ориентированы в первую очередь на помощь психологам, взявшим на себя нелегкую ношу профилактики самоубийств среди взрослой части населения страны, и особенно среди инвалидов. Практика проведения подобных семинаров-тренингов по антисуициду показала, что зачастую у психологов, которые не проходили специальной подготовки по этой теме, возникает целый ряд проблем. А именно: - данная тема во все времена табуировалась обществом, на что есть как обоснованные, так и надуманные причины; - у специалиста возникает естественный страх перед ответственностью в случае неудачной реабилитации – на весах жизнь человека; - при работе со столь деликатной темой нужны виртуозные навыки ведения терапевтической беседы, а специалистов такого уровня готовят в учебных заведениях, которых увы, можно по пальцам одной руки пересчитать; - ну, и наконец, тема смерти, а особенно добровольной, вызывает нормальную человеческую реакцию – страх. А психологи – тоже люди. Все вышеизложенное говорит о наличии у специалистов-психологов насущной потребности в прохождении добротной подготовки по анти-суициду. Руководству же данных специалистов следует иметь в виду, что при работе с суицидентом психолог должен тщательнейшим образом готовится к каждой беседе, возможно, выделять на такую подготовку не один час своего времени. В системе соцзащиты, к сожалению, часта практика, когда на 500 клиентов, проживающих в пансионате, в штате учреждения содержится 1, максимум 2 психолога. Понятно, что в таких условиях сколько-нибудь качественно работать с суицидентом специалист просто не имеет физической возможности. Данная работа ставит целью помочь психологам, ведущим работу по профилактике суицида, найти ответы на следующие вопросы: - Что это за феномен такой – суицид, добровольное лишение человеком себя самого ценного, что у него есть – своей жизни? - Откуда берется суицидальные наклонности, каковы причины этого страшного явления? - Какова мотивация суицида, что движет самоубийцей? - Как человек приходит к такому дикому для нормальных людей состоянию? - Почему на практике вдруг выясняется, что без специальной подготовки – достаточно сложно говорить на эти темы? - Как помочь, предотвратить это ужасное явление? Собранные здесь материалы направлены на то, что бы дать психологам учреждений соцзащиты необходимые знания и помочь развить у себя умения и навыки выявления потенциальных суицидентов и работы с ними. Так же данный материал поможет: - рассмотреть феномен самоубийства под микроскопом; - понять, что движет самоубийцей; - достичь видения того, что суицидент, как и все люди, тоже хочет жить, и ему зачастую можно помочь найти альтернативный способ решения непростой жизненной ситуации. Работая по данному пособию, психологи научатся распознавать сигналы о подготовки самоубийства и своевременно на них реагировать. Освоят понимание типов суицидального поведения и стратегий помощи каждому типу. Достигнут способности четко понимать отличия в ситуациях «кризис прошел» и «вопрос закрыт», что поможет избежать страшных неожиданностей в работе с суицидентами. Разовьют понимание того, как оказывать психологическую помощь кризисным пациентам.
Начало семинара-тренинга, практический блок «Погружение в проблему». В начале семинара по анти-суициду имеет смысл сделать одно из упражнений на эмоциональное погружение в тему. Например, ведущий может предложить участникам семинара в течении минуты записать все возникающие ассоциации на слово «Суицид». Образы, слова, эмоции, мысли, ситуации. Затем ведущий анализирует и систематизирует названные слушателем ассоциации. Или, что еще лучше, участники сами делают контент-анализ получившегося текста. Можно предложить выделить следующие категории ассоциаций: - Физические состояния; - Эмоциональные состояния; - Ментальные состояния (мысли); - Ассоциации, которые не вошли в предыдущие группы. Конечно, каждая группа занимающихся – строго индивидуальна, но обычно анализ ассоциаций вскрывает следующие смысловую картину ассоциаций: - Самоубийство связано с негативными эмоциями. - Самоубийство ассоциируется с плохим поступком. - Сама работа с ассоциациями на эту тему ухудшает настроение занимающихся, их сознание наполняется негативными, а порой и страшными образами. Обычно за 1 минуту средний человек способен сгенерировать от 14 до 20 ассоциаций, если исследуемая тема – достаточно нейтральная. В данном же случае количество ассоциаций варьируется зачастую от 1 до 8, а это говорит о том, что тема тяжела для психики, и находится у большинства людей под бессознательным табу. Затем ведущий предлагает участникам написать на листочках по одному вопросу к главной теме – «Анти-суицид». Если участников семинара до 12 человек – каждый пишет по одному вопросу. Если больше – слушатели разбиваются на группы и записывают по 1 вопросу от группы. Число групп и соответственно вопросов в любом случае не должно превышать 12. Далее ведущий собирает листочки, и следующая часть занятия проходит в режиме пресс-конференции. Анализ вопросов позволяет выделить 2 категории: «Зачем они это сделали?» и «Как это можно предотвратить?». Обе эти темы тщательно прорабатываются на занятиях, предложенных в методическом пособии.
- Информационный блок «Феноменология суицида». Затем идет работа в режиме интерактивной проблемной лекции, дающей возможность участникам активно погрузиться в тему, самим поискать ответы на важнейшие вопросы феноменологии суицидального поведения. И только после этого сравнить свое понимание темы – с современными терапевтическим постулатами суицидологии. Здесь ведущий идет на небольшую провокацию: предлагает участникам самим определить истинность-ложность предлагаемых им высказываний по поводу важнейших факторов из феноменологии суицида. Как при правильном, так и при неправильном ответе ведущий при необходимости задает уточняющие вопросы: «Почему так?», «Откуда у вас такое убеждение?» Хвалит при правильных ответах. Выясняет корень заблуждений, если ответы неверные, опровергает, разъясняет суть постулатов. Таким образом, в этой части занятия ведущий незаметно проводит своеобразную когнитивную коррекцию верного восприятия базовых понятий феномена суицида. Здесь важен принцип «Нет у психолога терапевтически верного понимания ситуации – нет и возможности помочь суициденту». Читателю данного методического пособия так же предлагается поискать ответы самостоятельно, а затем сравнить их с «правильными». В данном случае «правильность» - означает «терапевтичность», т.е. убеждения, которыми должна владеть помогающая сторона для эффективной работы с кризисными клиентами. Итак, вот перечень важнейших вопросов денного блока. - В примитивных обществах, которые боролись за выживание с силами природы, запреты на самоубийство было гораздо жестче, чем во все последующие времена. Верно? Нет, не верно. Люди в примитивных сообществах достаточно индифферентно относились к самоубийствам соплеменников. В те времена, воистину, жизнь – была «личным делом каждого». Ну, а таинственные «духи», которые согласно тогдашним воззрениям, управляли людьми, решали за индивида, жить ему, или умирать. Запреты на самоубийство стали появляться только с возникновением классовых обществ. Поскольку рабы в те времена являлись «имуществом» господина, самоубийства стали расценивать, как попытку лишить собственника – его имущества! - В настоящее время человек чаще убивает себя сам, нежели его убивают другие люди. Верно? Да, самоубийство в настоящее время занимает в статистике смертей тревожное 3-е место. На первом – смерть от болезней, на втором – различные катастрофы и несчастные случаи, на четвертом – убийства. - Самоубийство совершается из страха перед жизнью. Все самоубийцы – малодушные люди. - Нет, не верно! Эту «формулу» придумали так называемые «народные терапевты», работает она в редких случаях, для низвержения ценности самоубийства у подростков. На самом деле, основные мотивы суицида – соответствуют стилям поведения человека в стрессовой ситуации. Таким образом, здесь могут быть такие мотивы, как противодействие, месть, капитуляция, избегание, просьба о помощи, самообвинение. Соответственно, обвинение в малодушии может конструктивно повлиять на суицидентов только одного из пяти поведенческих стилей. - Самоубийство совершают исключительно психически больные люди. Верно? Нет, не верно. Среди суицидентов есть как душевнобольные, так и психически абсолютно здоровые люди. При четком понимании психологом того факта, что суицидент – вовсе не обязательно ненормальный – специалист будет видеть гораздо больше возможностей помочь. Да и свою ответственность он станет осознавать выше. - Самоубийство – есть осознанное лишение себя жизни. Следовательно, самоубийца не хочет жить. Верно? Нет, не верно! Самоубийца избегает не жизни, Он избегает боли. Он хотел бы жить, но – по-другому! Поэтому, даже у потенциального самоубийцы всегда есть части личности, которые хотят жить! Усильте эти части – и пациент выберет жизнь! - Совершая самоубийство, человек ищет решения безвыходной для себя ситуации. Верно? Да, верно. Ситуация стала для индивида чрезвычайно важной, он усиленно ищет выхода из нее, но, в качестве выхода, увы, потенциальный самоубийца склонен выбрать добровольную смерть… - Когда люди говорят о совершении самоубийства, они просто пытаются привлечь к себе внимание, возможно – шантажируют окружающих. Лучше всего игнорировать их, и они успокоятся. Верно? Не верно! Даже ели цель данного индивида – действительно ложный суицид, то он будет пытаться, пусть и методами демонстраций и шантажа привлечь к себе внимание и заставить, таким образом, окружающих решить его проблему. Если таких людей игнорировать, их попытки будут все более и более рискованными, в результате они могут причинить значительный вред своему здоровью и даже совершить самоубийство «по неосторожности». Надо принимать всерьез любые проявления суицидального поведения. Любые, даже комичные попытки самоубийства. Окружающим лучше быть чрезмерно бдительными, чем страдать после того, как трагедия уже состоялась. - Громкие сообщения СМИ о самоубийствах подталкивает потенциальных суицидентов к решающему шагу. Верно? Да, верно. Поэтому во многих странах введен запрет на чересчур эмоциональные сообщения по этой теме. - Самоубийство случается без предупреждения. Верно? Нет, категорически неверно! Даже при истинном суициде индивид действует скрытно только на последней стадии суицидального поведения. Во все предыдущие периоды он явно или косвенно говорит о своих намерениях, так или иначе обсуждает с окружающими свою ситуацию, осознанно или бессознательно пытаясь найти другой выход. На самом деле, около 80% тех, кто совершил самоубийство, говорил с кем-то о своих планах. Это элементарная мольба о помощи. - Самоубийство совершается для того, что бы прекратить осознавать невыносимую боль, которую индивид испытывает. Верно? Верно. Одно из основных правил суицидологии: помогите снизить душевную боль, которую испытывает индивид, и он выберет жизнь! - Склонность к самоубийству передается по наследству. Верно? Нет, не верно. Никаких особых «суицидальных генов» не обнаружено. Даже сниженный жизненный тонус и низкое содержание серотонина в организме, которые вполне могут передаваться генетически, вовсе не дают склонности к самоубийству. Суицидальные мысли и поведение приобретаются человеком вместе с воспитанием и жизненным опытом. - Хорошие люди не убивают себя, и самоубийство не происходит в хороших семьях. Верно? Нет, не верно! История знает и злодеев, и праведников которые заканчивали жизнь самоубийством. Более того, подобные моральные оценки табуируют суицидальную ситуацию и затрудняют оказание психологической помощи индивиду, попавшему в кризис, а так же его семье. - Отношение самоубийцы к суицидальной ситуации амбивалентно: он не видит другого выхода, но хочет, что бы нашелся кто-то, кто спасет его от смерти. Верно? Да, верно. И такое двойственное состояние психики суицидента создает благоприятные возможности для эффективной помощи, направленной на полную победу над суицидальными мотивами и поведением. - Все суицидальные личности страдают от психических расстройств. Нет, не верно. Среди суицидентов есть как психически больные, так и абсолютно здоровые люди. Более того, жесткая установка «на психическую» болезнь значительно сужает границы и возможности той психологической помощи, которая может быть оказана людям с суицидальным поведением. - Во время войны или боевых действий количество самоубийств увеличивается. Верно? - Не верно, уменьшается. Во время войны повышается жизнестойкость людей. Кроме того, аутоагрессия, которая, по мнению психоаналитиков, может являться одним из источников самоубийств – направляется наружу. Таким образом, «конфликт с самим собой» во время военных действий теряет свою актуальность… - Самоубийство случается на всех уровнях общества и во всех социальных классах. Верно? Да, на протяжении всей истории человечества лишали себя жизни люди любого социального положения, любого уровня материального состояния и известности. - Разговор о самоубийстве может поспособствовать совершению суицида. Верно? Нет, не верно. Если, конечно, это не реклама суицида, призыв или введение моды на «собственноручную смерть». Любой другой разговор, направленный на помощь запутавшемуся в своих переживаниях человеку – дает ему еще один шанс остаться в живых! - Если суицидальный кризис прошел, то опасность миновала. Верно? Ложное суждение. Завершение суицидального кризиса вовсе не означает, что реабилитация потенциального самоубийцы прошла успешно. Через некоторое время, когда ситуация снова качнется в ту же сторону, возможен новый кризис, но уже с завершенной попыткой самоубийства! - Если человек в прошлом совершил суицидальную попытку, это не значит, что он всегда будет суицидальной личностью. Верно? Да, верно. Но только в том случае, если психологическая реабилитация проведена грамотно и удачно завершена. - Люди, которые покушаются на самоубийство, всегда полностью настроены на умирание. Верно? Нет, у суицидента до последнего присутствует амбивалентность, эта тема уже исследовалась нами несколько выше. Настоящий вопрос может быть применен в качестве итогового тестового контроля. - Нет связи между суицидальными желаниями индивида и самоубийствами родственников, друзей, ближайшего окружения. Верно? Ложное убеждение. Самоубийство близких людей – всегда сильнейший стресс для окружения. Если уж естественная смерть родственников принимается в психологии за 100% стресс, то суицид, как и убийство – это стресс в 2 в 3 раза больший! Самоубийство родителей – дурной пример детям и внукам. В суицидологии известны такие цепочки самоубийств, в том числе достаточно отсроченных во временном промежутке. - Суицидент мыслит по принципу «Все или ничего!», в его восприятии срабатывает эффект «тоннельного видения». Верно? Да, верно. Это мышление зачастую принимает формы военного настроя «победа или смерть!». Тоннельное видение не позволяет суициденту воспринять все многообразие альтернатив, имеющихся в реальности. Задача помогающей стороны – дать суициденту возможность увидеть альтернативы. - Мужчины убивают себя чаще, чем женщины. Верно? Да, у мужчин завершенный суицид встречается в 3 раза чаще, чем у женщин. - Мужчины пытаются покончить жизнь самоубийством чаще, чем женщины. Верно? - Нет, женщины в разных странах делают попыток от 3 до 10 раз больше, чем мужчины. Но! У женщин много демонстративных попыток (ложный суицид), плюс женщины от волнения не могут выбрать адекватные орудия самоубийства, правильно рассчитать дозировку снотворного и т.д. Так же в момент самого покушения – женщинам зачастую не хватает мужского хладнокровия. - Наибольшее количество самоубийств совершают молодые люди. Верно? Нет, около 60% самоубийц – пожилые люди. И этот факт требует особой бдительности работников учреждений соцзащиты. - Большинство людей, которые умирают вследствие завершенного суицида, пытались совершить самоубийство ранее. Верно? Да, в случае завершенных самоубийств 80% суицидентов делали попытки расстаться с жизнью ранее. - Не существует значимой связи между наркоманий, алкоголизмом и суицидальным поведением. Верно? Конечно, не верно! В период отмены у этой категории зависимых наступает крайне неустойчивое психическое состояние. Усиливаются негативные телесные и эмоциональные состояния. В состоянии опьянения – снижается критичность мышления, снижается ответственность. Наркоманы и алкоголики – люди повышенного риска, как в плане несчастных случаев, насильственных смертей, так и суицида. - Все действия во время суицидальной попытки являются импульсивными и свидетельствуют о малом предварительном планировании или об отсутствии такового. Верно? Импульсивная суицидальная попытка – лишь одна из разновидностей суицидального поведения. Так что далеко не все попытки являются импульсивными. - Большая часть суицидальных личностей находятся в депрессивном состоянии. Верно? Да, верно. Депрессия, боль утраты, предстоящая боль от добровольной утрата жизни – основные составляющие суицидальной ситуации. - Суицидальные натуры ищут смерти и хотят умереть, их невозможно остановить. Верно? Конечно, неверно. В противном случае вся профилактика суицида вообще не имела бы никакого смысла. Выше мы несколько раз рассматривали эту мысль с разных сторон. Данный вопрос может быть использован для контроля усвоения данного информационного блока.
Далее в интерактивной лекции имеет смысл рассмотреть основные жизненные позиции по отношению к суициду и самоубийцам. Ведущий может обратиться к аудитории с таким, примерно, призывом: - Сейчас я озвучу вам различные жизненные позиции по отношению к суициду и самоубийствам. Кому близка одна из этих позиций – проявитесь пожалуйста. Например, поднимите руку. - Каждый имеет право на жизнь и право на смерть. Самоубийство – личное дело каждого, нечего лезть в чужую душу. На самом деле данная жизненная позиция является инфантильной. Формулировка «личное дело каждого» - дает возможность индивиду самоустранится и вовсе не задумываться о чужой жизни. Зачем такому человеку «лишние напряги»?! - Необходим полный запрет на самоубийство, идущий не только от церкви, но и на уровне государства. В общем-то, это полная противоположность предыдущей позиции. Здесь окружающие могут быть максимально активны. Кому близка такая позиция, проявитесь? Но на самом ли деле она хороша, и способствует эффективной профилактике? Как вы считаете? Абсолютные табу – обычно способствуют тому, что индивиды перестают посвящать окружающих в свои планы. Помочь людям, попавшим в кризисную ситуацию, в таком случае становится очень и очень проблематично! Кроме того, после эпохи Просвещения церковь перестала быть непререкаемым авторитетом общества. - Окружающие обязаны оказывать всяческую помощь в противодействии самоубийству, при этом – деликатно относится к выбору суицидента: мы не можем знать всех его душевных мук. Да, в настоящий момент данная позиция является оптимальной. Она дает возможность оказать пациенту максимальную пользу, но без дерективного навязывания суициденту своей воли, что в этой крайне деликатной ситуации может сыграть в минус. При данной жизненной позиции – у помогающей стороны есть возможность вести в основном партнерский диалог, создав условия, при которых клиент сам сделает выбор «за жизнь»! - Главные выводы по разделу «Феноменологии суицида». 1. Совершая самоубийство, человек отчаянно ищет выхода в безвыходной для него ситуации. В отличии от обычных людей, он не видит других вариантов, кроме смерти. Задача помогающей стороны – дать суициденту возможность увидеть другие способы решения проблемы. 2. Отношение потенциального самоубийцы к суицидальной ситуации амбивалентно: он не видит другого выхода, но хочет, что бы нашелся кто-то, кто спасет его от смерти. Однако без установления доверительных отношений никакая помощь суицидентом принята не будет. 3. Цель самоубийства – прекращение осознавания невыносимой боли. Основное правило суицидологии – помогите снизить боль, и самоубийца выберет жизнь. 4. Базовые эмоции, которые испытывает суицидальная личность – беспомощность и безысходность. Задача помогающей стороны – дать суициденту возможность освободиться от этих чувств. Изменится состояние – человек будет спасен. 5. У индивида, замышляющего самоубийство, происходит сужение сознания, которое проявляется в так называемом «туннельном видении». Задача помогающей стороны – найти совместно с суицидентом как можно больше альтернативных решений для данной ситуации. 6. Суицидальная опасность исчезнет только после того, как суицидент внедрит в жизнь более позитивный вариант решения критической для него ситуации. Информационный блок «Основы психологической помощи суицидентам». Для оказания качественной психологической помощи данной категории клиентов психологу необходимо освоить такие понятия, как «Типы суицидального поведения» и «Стадии развития суицидального поведения». Исходя из «типа» и «стадии» - определяются риски самоубийства и стратегии помогающего поведения. Так же важным является умение правильно строить терапевтическую беседу с суицидентами, понимание этапов терапевтической помощи, и – собственное состояние психолога, его готовность или не готовность работать с табуированными темами. Раздел «Стратегии психологической помощи согласно типу суицидального поведения». Раздел «Критерии оценки риска суицида – согласно основным стадиям развития суицидального поведения». Раздел «Этапы проведения терапевтической беседы с кризисным пациентом». Раздел «Основные ошибки при проведении терапевтической беседы с суицидальным клиентом». Практический блок «Активизация личного опыта психолога, необходимого для работы с суицидальными клиентами». Практический блок «Работа с кейсами». Кейсы, предложенные на семинаре-тренинге составлены по материалам реальных случаев самоубийств или попыток самоубийства. - Заключение. Итак, в данной методической работе были предложены материалы семинаров-тренингов по анти-суициду. Конечно, для специалистов, не имеющих практического опыта профилактики самоубийства и реабилитации суицидентов будет совершенно недостаточно простого прочтения этого текста. Изучение предложенных материалов с карандашом, неоднократное выполнение тех упражнений , которые указаны в методичке напрямую, а так же – вытекают из контекста данного материала – позволяет освоить тему гораздо качественнее, а даже быть готовым работать с несложными случаями депрессий, сопровождаемых суицидальными мыслями. Остальное – зависит как от целеустремленности психолога, так и от его профессиональных талантов. В завершении хочу еще раз напомнить, что к феномену суицида нельзя относиться равнодушно, занимая позицию стороннего наблюдателя. Люди не вправе осуждать человека за его душевную боль, от которой он пытается избавиться таким радикальным способом. Но мы ОБЯЗАНЫ быть внимательными к людям, чтобы вовремя прийти на помощь, найти возможные пути разрешения проблем, пути облегчения боли. Только в этом случае психолог может оказать качественную помощь и этим спасти жизнь человека. Ведь всегда может сложиться ситуация, когда кто-нибудь спасет жизнь вам или вашим близким. В завершении каждого семинара-тренинга мы обычно получаем обратную связь от участников семинара. Форму, по которой можно это делать – смотрите в Приложении 4 настоящего пособия. - Список «Приложений»: 1. Раздаточный материал для психологов, принявших участие в семинаре-тренинге «Анти-суицид». 2. Варианты кейсов для практической работы. 3. Инструкция для модераторов групп по решению кейсов «Психологическая реабилитация суицидентов». 4. Форма обратной связи от участников семинара.
Желающие приобрести полную версию данной методической работы в электронном варианте, а так же проконсультироваться на тему работы с суицидальными клиентами или по проведению подобных семинаров со специалистами учреждений - обращайтесь к автору, Литвину Е.А, [email protected] Онлайн косультации - через сайт Б-17.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|