В свете последних событий мой пацифизм сначала поблек, а потом исчез подобно шпионским чернилам.
Почувствовался интересный такой конфликт. С одной стороны - да, конечно, насилие это плохо, драться нельзя, я и детей этому учу. С другой - иногда можно по морде двинуть (честно говоря, я детей и этому учу, оговаривая, когда и кому можно, а когда и кому не стоит... подрастут, тренироваться будем...).
Тут еще критичная масса моих чтений-наблюдений по поводу жестокого обращения с детьми накопилась.
И вот что вылупилось: драться, а точнее - быть жестоким к другим людям, это эволюционно обусловленная штука. Иначе было не выжить. Ну, когда-то очень давно. Если бы человек не чувствовал себя вправе убить другого либо подчинить его себе, не возникло бы общества, потому как любое общество - это некая иерархия, любая иерархия - подчинение, любое подчинение - есть насилие, любое насилие может перерасти в жестокость и часто это делает. Получается, человечество не было бы человечеством, если бы в каждом из нас не теплилось право причинять вред другому (насильно или жестоко).
Нынче же многие педагоги, психологи и просто гуманисты утверждают, что в целях снижения уровня жестокости во всем мире детей нужно воспитывать без насилия. То есть - не бить, не кричать, не насиловать и т.д. (здесь я полностью согласна и даже готова кого угодно в этом убеждать с использованием умеренного насилия))), а еще учить их, что драться вообще (!!!), то есть никогда-никогда нельзя. И если тебя в садике больно-пребольно стукнули, сдачи давать не надо, а надо воспитательнице жаловаться...
В садике это, может, и прокатит, а вот в школе... особенно в средних и старших классах... пояснять не надо, да?
Ребенка, может, мы и "правильно" воспитаем. И драться он не будет уметь. Вообще. Но доживет ли он до совершеннолетия? А если доживет, насколько успешно он социализируется? Или сколько болячек психосоматических приобретет, так как параллельно обучению "сдачи не давать", вряд ли кто-то обучает его грамотно эскалировать агрессию. А агрессия - уж извините - все равно есть в каждом, даже если он не дерется, а воспитательнице жалуется...
И возникла у меня аналогия (я ж психолог, я люблю притчами разговаривать ))). Насилие - это как пистолет. Если у тебя есть пистолет, по идее, ты должен уметь им пользоваться. Мало того, что ты разрешение на него получаешь (с насилием так, к сожалению, не получится. Вспомните известное "что ж я своему ребенку по заднице не могу дать?!"). Так ты свой пистолет обязан хранить в специальном сейфе, доставать его оттуда в строго оговоренных законом случаях и быть готовым, что за неоговоренное законом использование тебя посадят в тюрьму. То есть применение оружие должно быть: 1) осознанным (ты понимаешь, что твой страх или потребность защититься обусловлены реальной опасностью и осознаешь, что применение оружия - единственный вариант); 2) хорошо контролируемым (трясущимися руками можно и из пушки промахнуться... примеров масса...); 3) тренированным, то есть навык владения оружием должен иметься хотя бы минимально.
А для этого что требуется? Правильно, готовность, обучение, тренировка. Хотя бы умозрительная, на уровне рассуждений "What if..."
Вы проходили такое обучение - как использовать насилие? Как найти место жестокости в своей жизни? Вы писали в школе сочинение на тему "Я и моя жестокость"? Нет, потому что насилие, как и жестокость, в современном обществе порицается, отрицается и замалчивается. Если что-то совсем страшное происходит, в школе, например, постреляют, это да, это крик на весь мир, суд, принудительное психиатрическое лечение и проч. А если синяк кто-то кому-то под глазом поставит - поругают, нельзя мол в любом случае, виноватых назначат, накажут, и разбираться больше не станут. Вот и получается - каждый из нас вооружен, но пользоваться своим оружием не умеет. Если только не самородок какой. И не самбист.
В общем, хорошие спортивные секции и школы по борьбе - это хорошая ступень для интериоризации насилия в свою жизнь. Для нахождения ей своего места. Для повышения самоконтроля над своим насилием. Для самозащиты, а значит, защиты от психологических травм в результате чужого насилия. Для лучшего осознания ситуаций, когда можно и когда нельзя. И, разумеется, для тренировки и отработки ударов ))
Но если со спортшколой не срослось, этому тоже можно научиться. И насилие не всегда бывает физическим, психологический фронт - гораздо обширнее и разнообразнее.
Мне кажется, такой подход - разумный, спокойно принимающий право насилия как необходимость - гораздо реальнее и жизнеспособнее пацифизма. Пусть простят меня мои любимые хиппи. Да и мир нынче - совсем другой.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.