Насилие и жестокость. Найти им место?

Автор статьи: Чепцова Елена

В свете последних событий мой пацифизм сначала поблек, а потом исчез подобно шпионским чернилам.


Почувствовался интересный такой конфликт. С одной стороны - да, конечно, насилие это плохо, драться нельзя, я и детей этому учу. С другой - иногда можно по морде двинуть (честно говоря, я детей и этому учу, оговаривая, когда и кому можно, а когда и кому не стоит... подрастут, тренироваться будем...).

Тут еще критичная масса моих чтений-наблюдений по поводу жестокого обращения с детьми накопилась.

И вот что вылупилось: драться, а точнее - быть жестоким к другим людям, это эволюционно обусловленная штука. Иначе было не выжить. Ну, когда-то очень давно. Если бы человек не чувствовал себя вправе убить другого либо подчинить его себе, не возникло бы общества, потому как любое общество - это некая иерархия, любая иерархия - подчинение, любое подчинение - есть насилие, любое насилие может перерасти в жестокость и часто это делает. Получается, человечество не было бы человечеством, если бы в каждом из нас не теплилось право причинять вред другому (насильно или жестоко).

Нынче же многие педагоги, психологи и просто гуманисты утверждают, что в целях снижения уровня жестокости во всем мире детей нужно воспитывать без насилия. То есть - не бить, не кричать, не насиловать и т.д. (здесь я полностью согласна и даже готова кого угодно в этом убеждать с использованием умеренного насилия))), а еще учить их, что драться вообще (!!!), то есть никогда-никогда нельзя. И если тебя в садике больно-пребольно стукнули, сдачи давать не надо, а надо воспитательнице жаловаться...

В садике это, может, и прокатит, а вот в школе... особенно в средних и старших классах... пояснять не надо, да?

Ребенка, может, мы и "правильно" воспитаем. И драться он не будет уметь. Вообще. Но доживет ли он до совершеннолетия? А если доживет, насколько успешно он социализируется? Или сколько болячек психосоматических приобретет, так как параллельно обучению "сдачи не давать", вряд ли кто-то обучает его грамотно эскалировать агрессию. А агрессия - уж извините - все равно есть в каждом, даже если он не дерется, а воспитательнице жалуется...

И возникла у меня аналогия (я ж психолог, я люблю притчами разговаривать ))). Насилие - это как пистолет. Если у тебя есть пистолет, по идее, ты должен уметь им пользоваться. Мало того, что ты разрешение на него получаешь (с насилием так, к сожалению, не получится. Вспомните известное "что ж я своему ребенку по заднице не могу дать?!"). Так ты свой пистолет обязан хранить в специальном сейфе, доставать его оттуда в строго оговоренных законом случаях и быть готовым, что за неоговоренное законом использование тебя посадят в тюрьму. То есть применение оружие должно быть:
1) осознанным (ты понимаешь, что твой страх или потребность защититься обусловлены реальной опасностью и осознаешь, что применение оружия - единственный вариант);
2) хорошо контролируемым (трясущимися руками можно и из пушки промахнуться... примеров масса...);
3) тренированным, то есть навык владения оружием должен иметься хотя бы минимально.

А для этого что требуется? Правильно, готовность, обучение, тренировка. Хотя бы умозрительная, на уровне рассуждений "What if..."

Вы проходили такое обучение - как использовать насилие? Как найти место жестокости в своей жизни? Вы писали в школе сочинение на тему "Я и моя жестокость"? Нет, потому что насилие, как и жестокость, в современном обществе порицается, отрицается и замалчивается. Если что-то совсем страшное происходит, в школе, например, постреляют, это да, это крик на весь мир, суд, принудительное психиатрическое лечение и проч. А если синяк кто-то кому-то под глазом поставит - поругают, нельзя мол в любом случае, виноватых назначат, накажут, и разбираться больше не станут. Вот и получается - каждый из нас вооружен, но пользоваться своим оружием не умеет. Если только не самородок какой. И не самбист.

В общем, хорошие спортивные секции и школы по борьбе - это хорошая ступень для интериоризации насилия в свою жизнь. Для нахождения ей своего места. Для повышения самоконтроля над своим насилием. Для самозащиты, а значит, защиты от психологических травм в результате чужого насилия. Для лучшего осознания ситуаций, когда можно и когда нельзя. И, разумеется, для тренировки и отработки ударов ))

Но если со спортшколой не срослось, этому тоже можно научиться. И насилие не всегда бывает физическим, психологический фронт - гораздо обширнее и разнообразнее.


Мне кажется, такой подход - разумный, спокойно принимающий право насилия как необходимость - гораздо реальнее и жизнеспособнее пацифизма. Пусть простят меня мои любимые хиппи. Да и мир нынче - совсем другой.
 
 
Опубликовано в моем ЖЖ



Просмотров: 308
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Если есть ради чего жить, то выдержишь любое "КАК"!
  • "Если у тебя есть сердце и рубашка, продай рубашку..."
  • Насилие без насилия. "Мне это кажется?"
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • "Если б козла отпущения можно было еще и доить..."
  • Он должен продолжать меня добиваться даже, если я говорю ему "нет"
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Есть такое слово "надо". Надо - кому?
  • "Если сильно напрягаться - можно просто..."
  • И опять о насилии. Эмоциональное насилие и насилие "добром"
  • Нужно ли уметь защищать своего ребенка,если "Да" ,то как не перестараться?
  • "Если ты в любви изгой, если муж ушел к другой..."
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Насилие в бархатных перчатках" Часть 1. Что считать насилием?
  • Не поддавайтесь на насилие! Даже если вас атакуют,или соблазняют
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Зарок "Если любить - можно потерять" .
  • "Если бы я была другой, меня бы любили". Терапевтический рассказ.
  • "Если папа обвинил...", или "Давать ли родителям деньги-2"
  • Как быть если отношения есть, а секса нет и даже не хочется?
  • Что можно сделать если есть болезненная реакция на событие?
  • Чувство вины и комплекс неудачницы: "Я хорошая, если у меня все плохо"
  • Когда живешь "не своей жизнью" - можно ли быть счастливой?
  • "Экономить нельзя тратить". Где запятая, если речь идет о детях?
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь