|
Нужно ли учить детей общаться?Автор статьи: Таунси Елена Ивановна
Человек постоянно находится в водовороте контактов с людьми, близкими ему и совершенно незнакомыми. Его успехи, достижения, а также душевное благополучие во многом зависят от того, как хорошо он освоил в детстве искусство общения. И помочь ему в этом на первых порах должен взрослый. Ведь именно близкий человек, обладающий достаточно богатым жизненным опытом, знающий особенности характера своего малыша, является для него авторитетом в первые годы жизни. Пока круг общения ребёнка ограничен близкими взрослыми, проблем обычно не возникает. В среднем до 2-2,5, а то и 3-х лет круг общения ребёнка составляют близкие взрослые - мама, папа, дедушка, бабушка и т.д. Его любят, о нём заботятся, ему готовы помочь, поддержать. Постепенно, с увеличением контактов со сверстниками и другими взрослыми, у ребёнка могут возникнуть проблемы в плане общения. Малыш вступает в новые контакты, вокруг новые лица, новые характеры. И далеко не всегда эти люди готовы выполнить просьбу ребёнка, согласиться с его желаниями, дать ему то, что он хочет. И начинается непонимание, недовольство, нежелание общаться. Ситуация усугубляется, когда ребёнок поступает в детское учреждение, где он становится частью детского коллектива. Неконтактность, застенчивость, обиды и слёзы, а порой раздражение, вспышки ярости совсем нередки. Неумение общаться, как правило, ведёт к изоляции ребёнка в детском коллективе, создаёт неблагоприятный эмоциональный фон, оказывает негативное влияние на общее состояние. Одной из причин такого поворота событий может быть искусственное ограничение контактов ребёнка родителями. Им гораздо спокойнее оставить малыша дома перед телевизором, чем пустить во двор, в котором может случиться всё что угодно, а соседские дети жутко воспитаны. С другой стороны, в жизни могут сложиться объективные обстоятельства, которые не позволят ребёнку удовлетворить естественную потребность в общении (занятость родителей, болезнь самого ребёнка и т.д.). Конечно, необходимо учитывать эти факторы, но исходить в процессе воспитания нужно из интересов ребёнка. Ведь он просто нуждается в новых впечатлениях, в разнообразном опыте, причем как в позитивном, так и в негативном. Проверить степень общительности ребёнка несложно. Нужно лишь понаблюдать за ним во время любой игры по правилам с двумя или несколькими участниками и ответить себе на следующие вопросы: легко ли ребёнок устанавливает контакты; считается ли с другими детьми как с партнёрами; умеет ли играть по правилам; часто ли ребёнок обижается; проявляет ли инициативу при знакомстве с новым человеком; что будет делать, если у него отняли игрушку, сможет ли постоять за себя, если возникнет такая необходимость; умеет ли делиться игрушками; жалеет ли другого малыша, если того обидели; любит ли быть в центре внимания. Мнение взрослых очень важно при выработке отношения детей друг к другу. Поэтому не стоит быть слишком критичным по отношению к чужому ребёнку. Большую роль в общении детей играют подражательность и соревновательность. Если что-то есть у одного, то обязательно нужно и другому, причём в тот же самый момент. Часто это приводит к конфликтам. А если ребёнок не становится первым, не побеждает, это может довести до слёз. И в этом случае необходимо вмешательство взрослого, который должен стать примирителем детей с ситуацией и друг с другом. Временные трудности в общении возникают практически у всех детей. И тогда нужно придерживаться несложных правил: - дошкольники легко ссорятся и также легко мирятся, поэтому конфликты не стоит акцентировать, без помощи взрослых они, как правило, быстро разрешаются; - если же ребёнок делится своими переживаниями со взрослым, следует его выслушать, помочь осознать испытываемые им чувства и оказать малышу эмоциональную поддержку, при этом не все его действия могут быть одобрены взрослым.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|