Что рождает чувства. Когнитивно-поведенческий взгляд.

     Человек не справляется не с ситуацией, а с ее восприятием.

    Как это часто происходит. Какое - то событие, разговор, сообщение может вызвать в нас целую бурю чувств, зачастую  не самых приятных - злость, гнев, раздражение, а то и агрессивные действия повлечь.

     И часто у нас есть твердая уверенность, что причина нашей реакции есть именно то самое событие (кстати. может быть и воображаемое, предполагаемое, воспоминание) Это  из-за.. ( подставить то, что считаете нужным) я разозлилась, обиделась, наорала, оскорбила и т.п. И человек говорит иногда: « Я не хочу так чувствовать и так реагировать.  Но вот опять и опять так со мной случается». Что же является причиной наших эмоций и поведенческих реакций. Как отвечают на этот вопрос представители  когнитивной-поведенческого подхода.

       По их мнению, любая информация, а внешняя ситуация и есть информация для нашей психики, поступает в наш мозг и там перерабатывается. Т.е. очень быстро, и для нас практически неосознаваемо, это информация оценивается, сравнивается с тем опытом, какой у нас уже был, определяется, что для нас эта ситуация значит в нашей внутренней системе, «картине мира». И только определившись,  психика запускает нашу реакцию - эмоциональную, поведенческую, телесную. Таким образом между событием А и нашей реакцией С,  существует еще некий блок В. (модель АВС Альберта Эллиса) -  наше восприятие, внутренняя картина мира, которую можно сравнить с очками, через которые мы на мир смотрим.  Важное замечание, человек считает РЕАЛЬНОСТЬЮ то, что он ВОСПРИНИМАЕТ! Человек убежден, что объекты внешнего мира именно такие, как он о них думает! Но  наши мысли могут отражать реальность как более адекватно , так и менее адекватно.

       Согласно А. Эллису (создателю рационально-эмоциональной  поведенческой терапии – РЭПТ) блок В – это наши мысли, убеждения, верования, установки. Они бывают как рациональными, так и иррациональными

    Эллис описывает множество иррациональных убеждений, который мешают восприятию реальности и порождают и/или усугубляют негативные эмоциональные реакции:

- Для взрослого человека крайне необходимо быть любимым или.одобряемым фактически любым значимым человеком в своей жизни.

-  Каждый должен быть совершенно компетентен, адекватен и иметь достижения во всех возможных отношениях, чтобы счи тать себя ценным.

-. Некоторые люди - плохие, злые и подлые, и что они должны быть жестоко наказаны за свою подлость.

-  Ситуация ужасна и катастрофична, когда события проис ходят не так, как хотелось бы, чтобы они происходили.

-  Человеческие несчастья вызываются внешними причинами, и что люди не способны или способны в малой степени контролиро- вать свои страхи и расстройства. 

   Согласно А. Беку в основе нашего восприятия - особые способы обработки информации - когнитивные искажения и глубинные убеждения, схемы. Схема -  это отражение прошлого опыта, негласные и неосознаваемые правила, которые организуют и направляют информацию, касающуюся личности самого человека. Это такой сверхобобщенный вывод человека о самом себе и окружающем мире. Схемы влияют на оценку текущих событий и адаптацию человека к обстоятельствам, его стратегии поведения.  Базисные схемы бывают позитивными и негативными, последние актуализируются в разных стрессовых ситуациях. Например - «Я беспомощный», « Я недостаточной хороший». «Мир опасен», или « Я достойный любви». «Мир в большинстве случаев безопасен» .

   Когнитивные искажения, или ошибки мышления описаны в книге Джудит Бек «Когнитивная терапия. Полное руководство».  (отсылаю читателя к ней) Вот некоторые примеры:

- Дихотомическое мышление (также называемое черно-белым мышлением, полярным или мышлением в стиле "все или ничего"): представление о том, что существуют только две категории для оценки событий, людей, поступков (черное-белое, плохое-хорошее). .

- Эмоциональное обоснование, убеждение, что нечто должно быть правдой только по-тому, что вы "чувствуете" (по сути, верите) в это настолько сильно, что игнорируете или обесцениваете доказательства обратного.

-  "Чтение мыслей": уверенность человека в том, что он знает мысли окружающих, и отказ принимать во внимание другие, более вероятные возможности.

-  Сверхгенерализация: формулирование обобщающих негативных выводов, выходящих далеко за пределы текущей ситуации. В речи человека «Все… Всегда…Никогда»

-  Персонализация: представление о себе как о причине негативного поведения других людей без учета более вероятных объяснений их поведения.

Всего в книге описаны 12 типов искажения мышления.

     Таким образом, иррациональные мысли, верования, убеждения, а также глубинные схемы,  когнитивные искажения жестко ограничивают наше восприятие внешнего мира и событий, т.е. наше мышление не всегда адекватно отражает реальность. 

     А пока мы Так Мыслим, мы Так Чувствуем и Реагируем, по мнению представителей когнитивно- поведенческого подхода. Наши чувства есть результат нашего восприятия. Несколько утрированно можно сказать, что эмоции рождает грубая сила вывода! Напрямую управлять своими эмоциями чрезвычайно сложно, Но можно работать с источниками, которые их запускают – мысли, убеждения, верования, способы переработки информации, проверяя их на предмет рациональности, реалистичности, логичности.

     Работа с убеждениями, установками и способами мышления достаточно долгая и кропотливая! Потому что

-  Нам совсем не просто принять тот факт, что мы сами ответственны за свои переживания, которые возникают в результате нашего восприятия ситуации и окружающего мира. Наши эмоции и поведение С не есть следствие события А!  ( за исключением ситуаций, которые являются общетравмирующими для всех )

-  Все наши верования и убеждения упорядочены, взаимосвязаны в некой системе . И при работе с самыми глубинными, базовыми убеждениями неизбежно возникает страх, сопротивление, в какой-то момент может появиться ощущение, что вся картина мира просто рушится.  

-   Любое убеждение возникает в семейной системе, как правило, в детстве, и  выполняет две важные функции: 1) Защищает ценности человека,; 2) Адаптирует его к ситуации. Такие убеждения зачастую семейной системой и поддерживаются. И осознание  своих убеждений и попытка их пересмотра зачастую воспринимается как противопоставление себя семейной системе. Может возникнуть страх  потери ее поддержки и лояльности. И основания для этого страха действительно вполне обоснованы. С этим также важно работать.

    В  рамках когнитивно- поведенческого подхода происходит осознание иррациональных верований и убеждений, когнитивных искажений, их оценка, формирование более гибких, рациональных установок и способов  мышления. Восприятие постепенно меняется, А вслед за ним в лучшую сторону меняется и эмоциональное состояние, и поведенческие реакции. Помните - Человек не справляется не с ситуацией, а с ее восприятием.

 1. Джудит Бек. "Когнитивная психотерапия. Полное руководство"

 2. Альберт Эллис "Гуманистическая психотерапия. Рационально-эмоциональный подход" 

 3. По материалам учебной программы Кузнецовой Надежды Владимировны (г. Новосибирск)

 



Просмотров: 530
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Что происходит в мире на самом деле?" или Как работают фильтры восприятия человека
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Фундамент нашего мира – это не что иное, как отражение знаний о нём каждого конкретного человека
  • "По вере Вашей..." - как влияют на жизнь человека его верования и убеждения
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Мороки в нашей жизни, или "Почему человек так сильно изменился? Он же был совсем другой."
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как клиенту понять, что в терапии "что-то не так"?
  • Что делать, когда на работе возникают мысли: "Не хочу/не буду/неинтересно/мое ли это?"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Искажение реальности или "что со мной не так"
  • Ловушки для мышления. Тест "Что управляет твоим мышлением"
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • "Жирафики" или "Со мной что-то не так"
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • "Со мной что-то не так" или Преображение гадкого утенка
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Что питает наши "грабли" или две стороны одно медали
  • Что нас не убивает, делает нас сильнее… или не совсем так?
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Нездоровые желания или "Так хочу, что умираю!"
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь