Хочу то, не знаю, что: как справиться с трудностями в самоопределении

Работодатели и ученые бьют тревогу: по статистике Министерства образования, 50% выпускников не могут устроиться на работу сразу после вуза. Как сообщает рекрутинговый сайт SuperJob, 20% молодых людей не работают даже через год после выпуска! Да и сами студенты говорят о том, что они «разочаровались в специальности» и «поступили, потому что настояли родители».

 

Как только появляется проблема, появляются и люди, готовые предложить услуги для решения. И действительно, Яндекс выдает 38 000 страниц по запросу "самоопределение". Кроме статей мы видим и рекламу курсов по самоопределению, услуг психологов и психологических центров по похожим темам. Но в чем же заключается проблема? Почему не получается выбрать дело для себя, и найти способ для самореализации в нем? И что делать тем, кто столкнулся с подобными трудностями?

 

Не будем здесь рассматривать социальные проблемы, связанные с трудоустройством, а попробуем разобраться в личностных причинах, которые мешают с пониманием призвания.

Хочу то не знаю что как справиться с трудностями в самоопределении

Еще один кирпич в стене

 

Если посмотреть на картинку как на модель для самоопределения, то теоретически вроде бы понятно, что делать. Хотя на практике трудности все-таки возникают. Предположим, они возникают в секторах "Люблю делать" и "Умею делать". Возможная причина - в отношении к человеку, а конкретнее, в отношении к нам окружающих, которое мы потом перенимаем как отношение к самим себе.

 

Например, в школе есть перечень обязательных предметов. Ребенка не спрашивают, хочешь-не хочешь, любишь-не любишь, а приходится учить. Но дело не только в самих предметах. Дело еще и в том, что у каждого человека свои интересы, свой темп обучения, свой тип мышления. При этом меньшинство из учителей обращают внимание этот момент, не говоря уже о том, чтобы гибко подстраиваться под учеников. В итоге мы получаем такую установку, которая транслируется неявно (а иногда и явно): "Твои желания и способности не важны. Важно только то, чтобы ты соответствовал требованиям". 

 

Как же действует эта установка? Она как раз-таки способна перечеркнуть секторы "Люблю делать" и "Умею делать". Человек привыкает игнорировать то, что находится в этих секторах, потому что привык к безразличному отношению со стороны окружения. В итоге, для выбора остаются только сектора "То, что нужно людям" и "То, за что платят". Печальный пример -  выпускники-юристы и экономисты в России, которые не могут найти работу. Эта ситуация сложилась по причине распространенного мнения о том, что эти специальности престижны и востребованы. Образовался переизбыток выпускников, который даже привел к сокращению учебных программ вузов. Как мы видим из примера, престижная специальность - далеко не гарантия успеха.

 

Порочный круг: от устаревшего к устаревшему

 

Если разобраться в причинах глубже, можно выяснить, что современная массовая школа работает по принципам, сложившимся в индустриальную эпоху. В те времена людей массово готовили к работе на заводах. Конечно же, проблемы дисциплины и выполнения требований тогда стояли на первом месте. А проблемы выбора профессии как таковой и не было. Жизнь в прошлом представляла намного меньше возможностей для мобильности, а профессии оставались постоянными не только для одного человека, а и для нескольких поколений семьи. С тех пор появился интернет, новые специальности, ускорился темп жизни и прогресса, но школы продолжают следовать тем же старым схемам работы, основанным на подчинении и стандартизации. Таким образом, учащимся сложно сделать выбор, потому что у них не было возможности научиться выбирать!

 

И школа - только единичный пример. А сколько еще таких же примеров в семье, в университете, на рабочих местах... Получается, мы своими же руками создаем мир, в котором один некомпетентный сотрудник воспитывает других некомпетентных сотрудников, мир, в котором таланты остаются не выявленными, а мечты продолжают оставаться только мечтами.

 

Научиться выбирать

 

Как же решить эту проблему? Можно ругать государство и общество, хотя сомнительно, что это улучшит ситуацию. С другой стороны, научиться делать самостоятельный выбор – выполнимая задача для каждого человека. Например, можно самостоятельно воспользоваться моделью из этой статьи: изучить то, что находится в четырех секторах (люблю, умею, нужно, платят), найти пересечение между ними и выстроить свою жизнь так, чтобы она соответствовала найденной области.

А для изучения перечисленных областей я предлагаю несколько способов, которые облегчат задачу.

  1. Для вдохновения и понимания того, что хочется – книги «Призвание» Кена Робинсона и «Муза, где твои крылья» Яны Франк. Последняя книга особенно хороша для тех, кто хочет создавать что-то свое. Кстати, Яна - и писатель, и художник, и именно она создавала дизайн своей книги, а также книги Робинсона для издательства «Манн, Иванов и Фербер».
  2. Для лучшего понимания своих умений и способностей – тесты портала «Мое образование». Например, проф. ориентационный тест на тип мышления http://moeobrazovanie.ru/prof_tests/metodika_tip_myshlenija.html
  3. Для понимания профессиональных областей, необходимых обществу – прогноз от авторов «Атласа профессий XXI века» http://atlas100.ru/. Что особенно приятно – атлас существует и в виде документа, и в интерактивной версии, постоянно обновляется и находит различное применение в практике.

 

Комплексный подход к самоопределению возможен при работе с психологом. Например, при участии в курсе "Мечта-призвание-цель". Подробнее о нем читайте здесь



Просмотров: 355
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Хочу родить для себя, но боюсь. Что делать?"
  • "Как мне делать только то, что по итогу приносит радость и удовольствие?"
  • Что делать, если не знаешь "что делать" или как перестать бурлачить?
  • Сказка про "Решить не делать что-то" и "Не решиться делать что-то"
  • Мои "пять копеек" о том, что все психологи работают только ради денег.
  • Что делать, когда на работе возникают мысли: "Не хочу/не буду/неинтересно/мое ли это?"
  • Ловушки для мышления. Тест "Что управляет твоим мышлением"
  • "Жениться нужно только на тех женщинах, с которыми, если что, не страшно разводиться"
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • На что опираться при выборе психолога "для себя"
  • Что делать при депрессии, и что делать для того, чтобы её избежать
  • Что нужно для счастья? История про "неправильную " счастливую жизнь.
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • Я не умею говорить "нет". В чем причина и что делать?
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • Как понять, что вы просто "временная женщина" для своего мужчины: 2 основных критерия
  • Технология Осознания Реальности для "Чайников"-2: для психологов и не только.
  • "Я не знаю, что для меня цель"
  • Тест "Что мне необходимо для успеха"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Родить ребенка "для себя", - что за этим стоит?
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • "Когда для меня делают что-то после моей просьбы, я испытываю не радость, а разочарование..."
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • "Ты видишь только то, что хочешь видеть" (в общем, это ты проблемный)
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Что на самом деле означают слова мужчины - "Ты слишком хороша для меня. Я тебя недостоин"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь