|
Хочу то, не знаю, что: как справиться с трудностями в самоопределенииАвтор статьи: Мария Ляхова-Трагель
Работодатели и ученые бьют тревогу: по статистике Министерства образования, 50% выпускников не могут устроиться на работу сразу после вуза. Как сообщает рекрутинговый сайт SuperJob, 20% молодых людей не работают даже через год после выпуска! Да и сами студенты говорят о том, что они «разочаровались в специальности» и «поступили, потому что настояли родители».
Как только появляется проблема, появляются и люди, готовые предложить услуги для решения. И действительно, Яндекс выдает 38 000 страниц по запросу "самоопределение". Кроме статей мы видим и рекламу курсов по самоопределению, услуг психологов и психологических центров по похожим темам. Но в чем же заключается проблема? Почему не получается выбрать дело для себя, и найти способ для самореализации в нем? И что делать тем, кто столкнулся с подобными трудностями?
Не будем здесь рассматривать социальные проблемы, связанные с трудоустройством, а попробуем разобраться в личностных причинах, которые мешают с пониманием призвания. Еще один кирпич в стене
Если посмотреть на картинку как на модель для самоопределения, то теоретически вроде бы понятно, что делать. Хотя на практике трудности все-таки возникают. Предположим, они возникают в секторах "Люблю делать" и "Умею делать". Возможная причина - в отношении к человеку, а конкретнее, в отношении к нам окружающих, которое мы потом перенимаем как отношение к самим себе.
Например, в школе есть перечень обязательных предметов. Ребенка не спрашивают, хочешь-не хочешь, любишь-не любишь, а приходится учить. Но дело не только в самих предметах. Дело еще и в том, что у каждого человека свои интересы, свой темп обучения, свой тип мышления. При этом меньшинство из учителей обращают внимание этот момент, не говоря уже о том, чтобы гибко подстраиваться под учеников. В итоге мы получаем такую установку, которая транслируется неявно (а иногда и явно): "Твои желания и способности не важны. Важно только то, чтобы ты соответствовал требованиям".
Как же действует эта установка? Она как раз-таки способна перечеркнуть секторы "Люблю делать" и "Умею делать". Человек привыкает игнорировать то, что находится в этих секторах, потому что привык к безразличному отношению со стороны окружения. В итоге, для выбора остаются только сектора "То, что нужно людям" и "То, за что платят". Печальный пример - выпускники-юристы и экономисты в России, которые не могут найти работу. Эта ситуация сложилась по причине распространенного мнения о том, что эти специальности престижны и востребованы. Образовался переизбыток выпускников, который даже привел к сокращению учебных программ вузов. Как мы видим из примера, престижная специальность - далеко не гарантия успеха.
Порочный круг: от устаревшего к устаревшему
Если разобраться в причинах глубже, можно выяснить, что современная массовая школа работает по принципам, сложившимся в индустриальную эпоху. В те времена людей массово готовили к работе на заводах. Конечно же, проблемы дисциплины и выполнения требований тогда стояли на первом месте. А проблемы выбора профессии как таковой и не было. Жизнь в прошлом представляла намного меньше возможностей для мобильности, а профессии оставались постоянными не только для одного человека, а и для нескольких поколений семьи. С тех пор появился интернет, новые специальности, ускорился темп жизни и прогресса, но школы продолжают следовать тем же старым схемам работы, основанным на подчинении и стандартизации. Таким образом, учащимся сложно сделать выбор, потому что у них не было возможности научиться выбирать!
И школа - только единичный пример. А сколько еще таких же примеров в семье, в университете, на рабочих местах... Получается, мы своими же руками создаем мир, в котором один некомпетентный сотрудник воспитывает других некомпетентных сотрудников, мир, в котором таланты остаются не выявленными, а мечты продолжают оставаться только мечтами.
Научиться выбирать
Как же решить эту проблему? Можно ругать государство и общество, хотя сомнительно, что это улучшит ситуацию. С другой стороны, научиться делать самостоятельный выбор – выполнимая задача для каждого человека. Например, можно самостоятельно воспользоваться моделью из этой статьи: изучить то, что находится в четырех секторах (люблю, умею, нужно, платят), найти пересечение между ними и выстроить свою жизнь так, чтобы она соответствовала найденной области. А для изучения перечисленных областей я предлагаю несколько способов, которые облегчат задачу.
Комплексный подход к самоопределению возможен при работе с психологом. Например, при участии в курсе "Мечта-призвание-цель". Подробнее о нем читайте здесь Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|