Когда мы становимся взрослыми, то пытаемся разобраться в себе и своих проблемах, часто даже, и, не подозревая, что сегодняшние наши проблемы и конфликты связанны с детством и детскими травмами.
Самыми травмирующими для нас являются травмы детства, поскольку мы их часто просто не помним и потому не осознаем. Они очень глубоко сидят в подсознании и потому особенно сильно и незаметно влияют на нашу жизнь. Любое нарушение в семейной системе отражается не только на взрослом, но и на ребенке.
Травматический опыт часто связан с угрозой для жизни или безопасности, но любая ситуация, которая оставляет ребенка в состоянии ошеломленности и одиночества, может быть травмирующей, даже если она не включает физический вред.
Будучи детьми, все мы учились реагировать на те, или иные обстоятельства, повторяя поведение родителей, осознанно или нет, поскольку сами мы еще были не в состоянии выстраивать собственное поведение на основе своего опыта. Родители учили нас всему, и потому являются для нас очень значимыми фигурами. Для ребенка и его будущего очень важны не отдельные поступки родителей, а их жизненная позиция: живут ли они как любящие, помогающие друг другу и твердые в своих убеждениях люди или что-то делает их злыми, тревожными, внутренне раздвоенными. Часто сами родители страдали от психологических проблем и неразрешенных конфликтов и показывали нам не всегда положительный пример поведения, даже того не осознавая.
Есть теория, что многие нерешенные душевные проблемы родителей передаются их детям, причем в усугубленном виде. Происходит эта передача путем «внушения» от родителя к ребенку в раннем детстве. Родители передают детям свои «родительские представления» (директивы) о том, как нужно жить, относиться к людям и обращаться с родителями и старшими, даже не задумываясь о том, что их «представления» не только являются причиной их собственных проблем, но и могут сломать всю жизнь ребенку.
Чтобы глубже понять сущность травмы, можно обратиться к происхождению слова «травма». А произошло это слово от греческого τρα?μα, что означает «рана». То есть психологическая травма — это повреждение, которое нанесли душе какие-то тяжелые испытания.
Раннюю психологическую травму можно различить по следующим признакам :
1.Она всегда неожиданна. К ней нельзя подготовиться. Она, как правило, погружает ребенка в ощущение беспомощности, неспособности защититься. Очень часто в момент травмы он впадает в эмоциональный ступор, не испытывая сильных чувств, не имея возможности позлиться или дать отпор. Он даже не знает, как к этому относится. Лишь позже эмоциональность включается, и ребенок может пережить боль, ужас, стыд, страх и т.д. Сильная, не перевариваемая психикой травма может быть вытеснена и не вспоминаться годами. Но ее последующие действия продолжают работать и определять поведение человека в его уже взрослой жизни.
2.Она произошла в ситуации, когда ребенок мало, что мог сделать сам.Он оказывается совершенно беззащитным перед теми переменами, что привносит в его жизнь травма. И с тех пор, он практически не переносит возможной непредсказуемости, старается организовывать свой мир, тщательно продумывая возможные шаги и последствия, и болезненно реагирует на любые перемены. Тревога становится его вечным спутником, желание контролировать мир вокруг –насущной необходимостью.
3.Детская травма меняет мир. Ребенок до травмы считает, что мир устроен определенным образом: он любим, его всегда защитят, он – хороший, его тело чисто и прекрасно, люди ему рады и т.д. Травма может внести свои жесткие коррективы: мир становится враждебным, близкий человек может предать или унизить, своего тела надо стесняться, он глуп, некрасив, недостоин любви…
4.В последующей жизни такого человека происходит постоянная ретравматизация. То есть ребенок, даже вырастая, бессознательно «организует» и воспроизводит события, повторяющие эмоциональную составляющую травмы. Если в детском возрасте он был отвергнут сверстниками, то в своей последующей жизни он будет так влиять на мир вокруг него, что непременно вызовет отвержение окружающих, и сам же снова будет от этого страдать.
5.Травмированные дети, уже вырастая, часто не могут позволить себе быть счастливыми. Потому что счастье, стабильность, радость, успех – это то, что было с ними до того, как травма случилась. Они были радостны и довольны, как внезапно их мир меняется, и меняется он катастрофичным образом для их детского сознания. С тех самых пор счастье и покой для них это ощущение неминуемо надвигающейся катастрофы.
6.Травма – это не всегда одно ключевое событие. Это может быть постоянное психологическое давление на ребенка, попытка его переделать, критика, в которой он живет день от дня, его ощущение ненужности родителям, постоянное чувство вины за то, что он есть и все, что он делает. Часто ребенок вырастает с каким-то иногда плохо осознаваемым посланием: «я должен угождать», «все вокруг ценней, чем я», «никому нет до меня дела», «я всем мешаю», «я виноват во всем» и любыми другими, калечащими его психику и создающими ретравматизирующую действительность. Работать с такими посланиями, которые во взрослой жизни прочно встроились в психический каркас непросто. Еще и потому, что нет даже памяти о том, как жить без этих посланий.
7.Чем более ранняя травма, тем труднее процесс излечения. Ранние травмы плохо помнятся, рано встраиваются в психологические конструкты ребенка, меняя их и задавая новые условия, на которых эта психика потом функционирует и это приводит к тому, что мир кажется именно таким, каким его с самого раннего детства воспринимал ребенок.
Дочитав до этого места, допустим, Вы уже поняли: « Что-то не так в Вашей жизни», вспомнили события, которые могли повлиять на это. Но не каждый готов или имеет возможность пойти к психологу. И иногда вам сложно быть искренним даже наедине с самим собой.
Что же делать? С чего начать? Попробуйте выполнить вот такое упражнение:
Представьте в мельчайших подробностях травмирующую ситуацию, которую Вы сможете вспомнить наиболее ярко и целостно, если их было несколько.
Напишите рассказ об этом по следующей схеме:
1. Кто кроме Вас был участником события (мама, папа, учитель, сосед, дети, и т.д.) - описываем одежду (цвет, ткань, фасон), возраст;
2. Эмоции, чувства, выражение лица участников (злость, радость, гнев, печаль, сострадание…, чувство незащищённости, страха, агрессии, удивления, непонимания, чувство нереальности происходящего) ;
3. Где произошло событие и предметы, которые там находились (дом - мебель, игрушки; улица – здания, дорога - асфальтовая, шоссе, просёлочная, растения – деревья, цветы, травы, кусты; школа - класс, рекреация, актовый зал, коридор; транспорт - автобус, поезд, самолёт, теплоход; и т.д.)
4. Какое было время года, время суток, звуки, запахи, прикосновения, всё, что сможете вспомнить.
5. Теперь представьте, что Вы теперешний, находитесь рядом с собой в этом рассказе, который только, что описали. Можете смело вспоминать, что Вы чувствовали ребёнком по отношению к агрессору, что делали, что хотели сделать, но боялись? Теперь Вы можете это сделать, ведь Вы не один и Вас есть, кому защитить! Что бы вы сказали и сделали сейчас? Опишите эти слова и действия в своём рассказе.
6. Как Вы думаете, какое выражение лица будет у того, кто не привык получать отпор в такой ситуации? Какие эмоции у Вас вызывает этот человек теперь? Какие ассоциации у Вас возникают при взгляде на его выражение лица (может он стал похож на животное, фрукт, насекомое?) Что Вы чувствуете по отношению к нему сейчас? Что думаете об этом человеке? Сколько сейчас ему лет? Он состоялся, как личность? Что Вы чувствуете по отношению к нему теперешнему? Что Вы нового узнали о себе? Прочитайте свой рассказ через сутки и проанализируйте свои мысли, чувства!
Это только первый шаг на пути к себе. Конечно же, самостоятельно тяжелейшие травмы проработать невозможно (сильны защиты, которые обойти поможет психолог). Если Вы попробовали выполнить это упражнение несколько раз и не можете вспомнить и описать свои эмоции, чувства и мысли, значит может, настало время обратиться к специалисту.
Я очень люблю притчи. В них есть общий смысл, а есть то, что каждый из нас видит по- своему.
«Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и думал, если Мастер скажет живая, то он сожмет руки и бабочка умрет, если скажет мертвая, то он разожмет руки и выпустит на свободу живую бабочку. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: — Всё в твоих руках».
Бабочка - это символ души, мастер - это образ «Я» самого ученика. Возможность освобождения души зависит от того, на каком этапе пути к мастеру находится ученик. Так мне думается интерпретация притчи в контексте темы! А что думаете Вы?
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.